По волнам Азовского и Чёрного морей плавает рыболовецкое судно — сейнер «Николай Данилевский». Корабль носит это имя неслучайно. В середине 19 века Николай Яковлевич Данилевский приехал на Кубань и провёл там больше года, исследуя акваторию Черноморья и Азова. Данилевский был не только выдающимся мыслителем, историком и философом, автором знаменитого культурологического труда «Россия и Европа». В истории Отчества он оставил свой след ещё и как учёный-ботаник, естествоиспытатель, исследователь флоры и фауны самых разных уголков родной страны. Более тридцати лет своей жизни Данилевский провёл в научных экспедициях. Пожалуй, самый крупный научно-практический вклад Николай Яковлевич сделал в отечественное рыболовство. Во многом благодаря ему эта отрасль стала экономически выгодной для государства. Данилевский является автором первого всеобъемлющего российского законодательства о рыбной ловле. Оно превратило рыболовецкий промысел из стихийного в строго регулируемый и позволило сохранить и преумножить многие виды рыбы на столетия вперёд.
На Кубань Данилевский приехал весной 1863 года. Газета «Кубанские ведомости» опубликовало заметку о прибытии особой экспедиции Министерства государственных ресурсов и Русского императорского географического общества. «Экспедиция будет заниматься исследованием рыболовства в Азовском и Чёрном морях. Возглавляет её коллежский советник Николай Яковлевич Данилевский», — сообщало издание. За этой скупой информацией скрывалась интересная действительность. Данилевскому фактически в одиночку предстояло проделать работу, с которой даже сегодня справиться было бы под силу разве что целому научно-исследовательскому институту. Позже в своём отчёте учёный напишет: «Осенью 1863, весной и летом 1864 и осенью того же года объехал я все берега Азовского моря, на всём их протяжении почти со всеми вдающимися и выдающимися частями их очертания...». Данилевский останавливался в рыбацких посёлках, общался с рыбаками, собирал важную информацию. Местные жители были рады содействовать учёному из самого Петербурга. По их воспоминаниям, он оказался добрым и простым человеком, и горел своим делом. У экспедиции не было собственного транспорта. И рыбаки с радостью предоставляли Данилевскому для сухопутных поездок свои телеги и повозки, а для морских — лодки и ялики. Не раз Николай Яковлевич выходил вместе в ними в море на промысел. Благодаря работе учёного, на Кубани появился рыбный завод, началось активное освоение лиманов. Кубанская экспедиция была одной из крупнейших и имела огромное экономическое значение для российского государства. За свой труд Николай Яковлевич был удостоен Золотой медали Русского императорского географического общества и стал признанным специалистом в области отечественного рыбного хозяйства. По итогам экспедиции Данилевский опубликовал своё исследование «Описание рыболовства на Чёрном и Азовском морях». Любопытно, что книга пришлась по нраву не только узким специалистам. Так, например, известный библиофил и книжный коллекционер Николай Анофриев писал, что это подробнейшее изыскание написано таким чудесным языком, что читается как увлекательный рассказ.
Это, пожалуй, не удивительно — ведь Николай Данилевский был ещё и писателем. В своём фундаментальном историко-культурологическом труде «Россия и Европа» Николай Яковлевич отстаивает точку зрения на особый путь русской цивилизации как народа, объединённого верой в Бога и Православием. Трудам на благо народа и Отечества Данилевский посвятил и всю свою жизнь. «Самопожертвование есть высший нравственный закон», — писал он. А хорошо знавший Николая Яковлевича поэт и публицист Иван Аксаков говорил: «Беззаветная любовь к родине была в нём осмыслена, оправдана в сознании, укреплена наукою и долгою работой ума».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Гатчинский Павловский кафедральный Собор. Святая преподобномученица Мария Гатчинская
Есть среди царских резиденций, расположенных в окрестностях Санкт — Петербурга, особенное место — город Гатчина. Все в нем связано с Государем Павлом I. И императорский Дворец с уникальными коллекциями, и Павловский Собор — единственный в России, посвященный святому первоверховному Апостолу Павлу. Но есть в этом городе святыня, которая собирает в него сотни паломников. Это мощи Святой преподобномученицы Марии Гатчинской. О ее подвиге, о ее сокровенных молитвах, о ее жизни наша программа.
Все выпуски программы Места и люди
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.