Николай Яковлевич Данилевский — ученый-ботаник, исследователь флоры и фауны самых разных уголков родной страны — сделал крупный научно-практический вклад в отечественное рыболовство, благодаря чему эта отрасль стала экономически выгодной для государства.
Весной 1863 года Николай Яковлевич приехал на Кубань в рамках особой экспедиции Министерства государственных ресурсов и Русского императорского географического общества: задача состояла в исследовании рыболовства в Азовском и Черном морях. Благодаря проделанной комплексной работе ученого, на Кубани появился рыбный завод, началось активное освоение лиманов. За свой труд Николай Яковлевич был удостоен Золотой медали Русского императорского географического общества и стал признанным специалистом в области отечественного рыбного хозяйства.
Какое еще особенное дарование было у Николая Яковлевича и что он называл высшим нравственным законом?

По волнам Азовского и Чёрного морей плавает рыболовецкое судно — сейнер «Николай Данилевский». Корабль носит это имя неслучайно. В середине XIX века Николай Яковлевич Данилевский приехал на Кубань и провёл там больше года, исследуя акваторию Черноморья и Азова. Данилевский был не только выдающимся мыслителем, историком и философом, автором знаменитого культурологического труда «Россия и Европа». В истории Отчества он оставил свой след ещё и как учёный-ботаник, естествоиспытатель, исследователь флоры и фауны самых разных уголков родной страны. Более тридцати лет своей жизни Данилевский провёл в научных экспедициях. Пожалуй, самый крупный научно-практический вклад Николай Яковлевич сделал в отечественное рыболовство. Во многом благодаря ему эта отрасль стала экономически выгодной для государства. Данилевский является автором первого всеобъемлющего российского законодательства о рыбной ловле. Оно превратило рыболовецкий промысел из стихийного в строго регулируемый и позволило сохранить и преумножить многие виды рыбы на столетия вперёд.
На Кубань Данилевский приехал весной 1863 года. Газета «Кубанские ведомости» опубликовало заметку о прибытии особой экспедиции Министерства государственных ресурсов и Русского императорского географического общества. «Экспедиция будет заниматься исследованием рыболовства в Азовском и Чёрном морях. Возглавляет её коллежский советник Николай Яковлевич Данилевский», — сообщало издание. За этой скупой информацией скрывалась интересная действительность. Данилевскому фактически в одиночку предстояло проделать работу, с которой даже сегодня справиться было бы под силу разве что целому научно-исследовательскому институту. Позже в своём отчёте учёный напишет: «Осенью 1863, весной и летом 1864 и осенью того же года объехал я все берега Азовского моря, на всём их протяжении почти со всеми вдающимися и выдающимися частями их очертания...». Данилевский останавливался в рыбацких посёлках, общался с рыбаками, собирал важную информацию. Местные жители были рады содействовать учёному из самого Петербурга. По их воспоминаниям, он оказался добрым и простым человеком, и горел своим делом. У экспедиции не было собственного транспорта. И рыбаки с радостью предоставляли Данилевскому для сухопутных поездок свои телеги и повозки, а для морских — лодки и ялики. Не раз Николай Яковлевич выходил вместе в ними в море на промысел. Благодаря работе учёного, на Кубани появился рыбный завод, началось активное освоение лиманов. Кубанская экспедиция была одной из крупнейших и имела огромное экономическое значение для российского государства. За свой труд Николай Яковлевич был удостоен Золотой медали Русского императорского географического общества и стал признанным специалистом в области отечественного рыбного хозяйства. По итогам экспедиции Данилевский опубликовал своё исследование «Описание рыболовства на Чёрном и Азовском морях». Любопытно, что книга пришлась по нраву не только узким специалистам. Так, например, известный библиофил и книжный коллекционер Николай Анофриев писал, что это подробнейшее изыскание написано таким чудесным языком, что читается как увлекательный рассказ.
Это, пожалуй, не удивительно — ведь Николай Данилевский был ещё и писателем. В своём фундаментальном историко-культурологическом труде «Россия и Европа» Николай Яковлевич отстаивает точку зрения на особый путь русской цивилизации как народа, объединённого верой в Бога и Православием. Трудам на благо народа и Отечества Данилевский посвятил и всю свою жизнь. «Самопожертвование есть высший нравственный закон», — писал он. А хорошо знавший Николая Яковлевича поэт и публицист Иван Аксаков говорил: «Беззаветная любовь к родине была в нём осмыслена, оправдана в сознании, укреплена наукою и долгою работой ума».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема