27 ноября 1836 года в Петербургском Большом театре была премьера. Представляли оперу «Жизнь за царя» композитора Михаила Ивановича Глинки. Зал был полон. Свет потух, действие началось. Зрители замерли. Ничего подобного на оперной сцене они до сих пор не слышали. Впервые в русском музыкальном произведении народ был представлен как главное действующее лицо истории. Герой оперы, простой крестьянин Иван Сусанин воплотил в себе патриотизм и мужество, ум и доброту, душевную чистоту и благородство. В опере Глинки он предстал символом нации, образцом её лучших духовных качеств. На следующий день после премьеры Михаил Иванович писал матери: «Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом. Государь-император благодарил меня и долго беседовал со мною». Одним из зрителей в тот день стал французский путешественник Анри Мериме. Впечатлениями от оперы «Жизнь за царя» он поделился в своей книге «Письма о России». Мериме назвал её чем-то большим, чем просто опера и заметил, что в произведении слышится полное выражение русской души.
С ним был согласен художественный критик 19 века Владимир Стасов. «Тот народ, у которого есть такая опера, должен быть счастлив и благодарен художнику, произвёдшему её», — говорил он. И называл Михаила Ивановича Глинку Пушкиным русской музыки, композитором, с которого начинается новая музыкальная эра. Современный классический композитор Ольга Раева тоже считает, что Глинка заложил основу основ русской симфонической музыки и обозначил пути её развития на многие столетия вперёд. В жизнь самого Михаила Ивановича музыка вошла, когда он был десятилетним мальчиком. В имении своего дяди он услышал концерт оркестра крепостных музыкантов. «Музыка — душа моя!» — воскликнул тогда Миша. Особенно нравились ему русские народные песни. Позже композитор не раз говорил, что песни, услышанные им в детстве, повлияли на всё его творчество. А опера «Жизнь за царя», по признанию самого Глинки, помогла ему понять, что искусство может быть не только увлечением, но и делом всей жизни, способом служения людям.
В этой мысли композитор окончательно утвердился после встречи со святителем Игнатием (Брянчаниновым). В конце 1839 года Глинка посетил Троице-Сергиеву пустынь под Петербургом. Святитель Игнатий в то время был настоятелем этого монастыря. Михаил Иванович и владыка Игнатий много беседовали о творчестве как о возможности служения Богу и человечеству. Впоследствии святитель Игнатий, по просьбе самого Глинки, подробно, в диалогах, записал свой разговор с композитором. «Согрелось сердце моё, запылал в нём огонь — и песнопения мои отселе я посвящаю Богу», — сказал тогда Михаил Иванович святителю. Вернувшись из монастыря, он написал свой, ставший знаменитым, вариант «Херувимской песни» — одного из главных песнопений Божественной Литургии.
«Какую оперу можно составить из наших национальных мотивов!»— писал Николай Васильевич Гоголь, услышав оперу «Жизнь царя». Великий классик называл музыку Глинки «прекрасным началом, в котором слышишь, как рубятся из сосновых брёвен избы по всей Руси, как мечутся из рук в руки кирпичи и вырастают города; как пеленается и женится русский человек».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».