С чем ассоциируется у нас Африка? Пальмы, бананы, постоянная засуха, ну и людоеды, конечно. Честно признаюсь — до недавнего времени мои представления об африканском континенте были именно такими.
Все изменилось, когда я столкнулся с Африкой лицом к лицу. Это случилось после того, как в Московской духовной академии, где я работаю, появился первый африканский студент — выходец из Уганды. Конечно же, мне захотелось с ним сразу пообщаться. Вскоре мне это удалось.
Признаюсь, меня поразил сам внешний вид этого человека. Представьте — в классическую форму семинариста (черные китель и брюки) был одет самый настоящий представитель центральной Африки! Причем, первое время он предпочитал ходить босиком. И только ближе к концу осени его еле-еле удалось убедить обуть ботинки — все-таки в России холоднее, чем в Уганде.
Надо сказать, разговор с африканским студентом в корне перевернул мое представление о «Черном континенте». Из семинарского курса церковной истории я знал, что на севере Африки ещё со второго века нашей эры существуют христианские общины. Центром этой древней цивилизации является египетский город Александрия. А приверженцы христианства в Африке, как я думал, в основном - это греки и арабы. Так оно, собственно, и было до 30-х годов 20-го века. Однако потом, благодаря усилиям миссионеров, местное население центральной Африки стало массово переходить в христианство, причём зачастую именно в Православие. Сегодня православных среди коренного населения — целых шесть миллионов!
Мне очень хотелось расспросить студента из Уганды о каких-то местных традициях, особенностях церковной жизни в Африке. И вот что я узнал.
Большинство православных храмов на африканском континенте входят в Александрийскую Православную Церковь, главой которой в настоящее время является Патриарх Феодор II. По национальности он грек, почти все его помощники, епископы (епископ — высший чин в Церкви) — тоже греки. А священники и прихожане — выходцы из местного населения. Само собой разумеется, у греков и коренных африканских народов есть существенные культурные различия. И это поначалу создавало определенные проблемы в общении. Всё изменилось благодаря тому, что руководство Александрийской Церкви не стало препятствовать внесению некоторых местных традиций в церковную жизнь.
Во-первых, службы совершаются на местных языках, а не на греческом. Поэтому епископы срочно стали учить языки тех регионов, где им было поручено служить. Во-вторых, у африканцев православный храм - это не здание, а шатёр, украшенный крестом. В традиционном шатре коренное население чувствует себя значительно уютнее, чем в каменном здании.
Ну и самое главное. Специального хора в африканских приходах просто нет. Поют все люди, пришедшие в храм. Для африканцев хоровое пение — часть их культуры, поэтому они с удовольствием учат церковные песнопения, а потом поют их во время службы.
После богослужения африканцы, как правило, не хотят сразу расходиться по домам. Литургия для них — настоящий праздник. Поэтому многие прихожане остаются в храме, где поют народные песни с христианским содержанием, а некоторые ещё и танцуют около храма под те же песни.
Участие в танце после службы нередко принимает и священник, а иногда даже епископ. Речь идёт, конечно, о благочестивом танце, которым коренные африканцы выражают радость от того, что они христиане.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня мы говорили о традициях африканского православия.
Сила слова. Анни Берг
Верующие люди не сомневаются в том, что слово имеет великую ценность. Схиархимандрит Илий Ноздрин сказал: «Если бы люди только знали, что за каждое слово их призовут к ответу в День Суда, мир бы утих». Мы знаем: пустословие — грех, так же как и сплетни, так же, как и брань.
«Дух празднословия не дай мне, Господи» — читаем в молитве Ефрема Сирина.
Словом был сотверен мир. Словом мы можем исповедать Бога и недавно я осознала, что похоже, одного слова может быть достаточно для отречения.
Моя давняя приятельница так увлеклась восточными учениями, что ушла в целительство, эзотерику. Она читает какие-то мантры и даже на огромных расстояниях людей якобы лечит. Или, как она говорит, целит. Я знала об этом, но не вдавалась в подробности её этой деятельности.
И вот заболела моя мама. Серьезный вирус с осложнениями. Забрали в больницу. Я в своем блоге написала просьбу о молитвах. Переживала страшно. И вдруг пишет мне эта целительница:
— Анна, я могу вылечить твою маму.
— Как???
— Мне нужно место и дата её рождения. Еще согласие.
— Какое согласие? Письменное?
— Нет, она просто должна сказать, что согласна.
— Она позвонить тебе должна и сказать?
— Нет, просто пусть скажет тебе, что она согласна.
— Просто нужно сказать?
— Да, этого достаточно.
Я поблагодарила за участие и объяснила, что мы уповаем на помощь с другой стороны — святых, Богородицы и Господа Бога. На этом разговор был окончен.
Мне стало страшно, что каждое наше слово настолько значимо! Одного слова достаточно, чтобы допустить к своей душе добрые или злые силы.
Перед сном мы читаем молитву: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой». И спокойно засыпаем в надежде на Божье благословение. Но когда мы говорим: «Согласен на вмешательство в мою жизнь каких-то неведомых сил. Не надо удивляться последствиям».
Слово — великий дар от Бога. Им можно подбодрить, утешить, поддержать. И можно, оболгать, обличить, убить. И погубить душу.
«Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» — говорит нам Евангелие от Матфея.
Я заказала сорокоуст о здравии, читала канон за болящего, молилась своими словами. Мама выздоровела с Божьей помощью. И ничьей больше.
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
Небольшая щелочка. Анна Тумаркина
С самых первых шагов в Церкви я учусь верить. Верить в Бога и верить Богу. Доверять. И лучше всего мне в этом помогают мои взаимоотношения с сыном.
Дети очень быстро растут. Причем, чем старше ребенок, тем, кажется, быстрее. Еще недавно мамочка страдала от недосыпа, с утра до вечера кормила, укачивала, гладила и стирала пеленки, и вот уже перед ней резвый и любознательный дошкольник и его любимое слово: «Почему»? Еще чуть-чуть и вчерашний надоедливый почемучка становится подростком: независимым и знающим все лучше всех. А некогда любимое им слово «почему?» сменяется фразой, от которой даже самым опытным и педагогически грамотным родителям становится не по себе. Эта фраза: «Мама, закрой дверь и не мешай».
Впервые услышав подобное я, мама подростка, отдала себе отчет: вот он, водораздел. Сын становится взрослым и закономерно отдаляется. Это нормальный процесс, ему нельзя, да и невозможно препятствовать, но ведь...
Но ведь это же моя деточка. Мой маленький котенок-ежонок, глядя на которого я все равно до конца жизни буду представлять его младенцем с пухлыми щечками и пяточками, похожими на пирожки. И теперь он хочет в большую жизнь, в которой любая безопасность иллюзорна. И от которой я не смогу его спасти, не смогу загородить собой, даже если захочу. Потому, что жизнь больше маленького домашнего мирка. И даже если бы мне удалось запереть сына в доме и накрепко привязать к себе, я бы просто сломала его и погубила. Сколько подобных примеров вокруг, смотреть больно, а чаще просто страшно.
Но как мне правильно взаимодействовать с сыном-подростком? Я не могу привязать его к себе, но ведь не могу и убежать в свою жизнь, оставив его наедине со всеми возрастными кризисами и проблемами?
И, кажется, я нашла ответ для себя. Не нужно заполнять все личное пространство ребенка собой, не нужно и убегать. Достаточно будет отойти на пару шагов, но не для того, чтобы не вмешиваться. Нужно оставить небольшую щелочку между собой и ребенком. Не для себя и не для него. Для Бога. Дать Ему действовать в своей жизни и в жизни сына. Дух дышит где хочет, но нет дыхания там, где нет свободного пространства. Потому, что при всем желании ни я, ни любой другой член семьи, будь он хоть педагогический гений, не сможет помочь и направить сына всегда и во всем.
Но у нас есть возможность заинтересованно наблюдать. Приходить на помощь тогда, когда он просит об этом. Иногда помочь советом. А самое главное — молиться.
Я утверждаюсь в своем доверии Богу, когда смотрю на икону «Введения во храм пресвятой Богородицы»! Ей было 3 года. Что чувствовали ее родители, отпуская от себя ребенка не фигурально, когда он сидит рядом в соседней комнате, просто мыслями в своем мире, они отпускали буквально.
Девочка, будущая Богоматерь шла к Богу. И осталась жить в Храме, отдельно от родителей. А они и верили Богу, и верили в Бога и абсолютно доверяли!
Господи, дай мне сил так же отойти в сторону и молиться. Молиться, а все остальное спокойно возложить на Господа. Потому, что для Него нет ничего невозможного.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
Помощь Святителя Тихона. Нина Юркова
Есть у меня история, связанная со Святителем Тихоном — Патриархом Московским. Несмотря на то, что я была студенткой университета, названного в Его честь, личность Патриарха Тихона, к сожалению, тогда меня не заинтересовала. Но вот, спустя много лет после выпуска, я случайно наткнулась в интернете на фильм в котором рассказывалось о периоде, когда Советская власть устраивала гонения на Церковь. В фильме зачитывалось воззвание Патриарха Тихона о помощи голодающим. Слушала слова Святителя и чувствовала, столько было в них веры, упования, и силы. Слезы лились по моим щекам.
С того времени я прониклась к Святому особенным чувством, стала изучать Его биографию, подвиги, стала молиться ему. Дальше в моей жизни произошли события, которые показали, что Святитель Тихон слышит эти молитвы, и помогает.
Первый эпизод связан с моей крёстной. Как-то мы разговаривали об усопших наших близких, и она поделилась, что тяжело проживает внезапную кончину мамы. Что недавно приснилось ей, будто они едут в поезде, мама лежит в гробу, и крёстная видит, как плохо маме, но не знает как можно помочь. Она пытается перекрестить маму, но та отталкивает её руку, и говорит: «Да что ты то тут сделаешь, мне к Патриарху надо!»
Неожиданно для себя я говорю крёстной: а ведь мы можем это устроить! Я знаю, к какому Патриарху нужно! Поехали в Донской, к мощам Святителя Тихона, помолимся ему о вашей маме!
И мы поехали. Крёстная долго стояла у мощей, молилась, уехала успокоенной. А спустя некоторое время позвонила, и говорит: «Ты представляешь, а ведь годовщина маминой смерти приходится на день памяти Святителя Тихона, я только сейчас поняла, когда стояла на службе, и хор начал тропарь Ему петь! Теперь я знаю, что Он позаботится о маме, попросит за неё перед Господом!». Я тогда изумилась и обрадовалась такой поддержке.
Ещё из ярких случаев — помощь Святителя в моём квартирном вопросе. Очень хотелось уютное гнездышко, и я попросила Владыку Тихона походатайствовать об этом. На некоторое время забыла о своей просьбе, но вспомнила, когда чудесным образом мне и двум моим подругам удалось снять прекрасную квартиру прямо недалеко от Донского монастыря, где лежат мощи Святого.
Эти чудеса по молитвам Святого я бережно храню в своём сердце. Святителю отче наш Тихоне, моли Бога о нас!
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение