1 Тим., 281 зач., I, 18-20; II, 8-15.
Глава 1.
18 Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин,
19 имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере;
20 таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.
Глава 2.
8 Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения;
9 чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою,
10 но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.
11 Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью;
12 а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.
13 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева;
14 и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление;
15 впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Публикация книги Генрика Сенкевича «Камо грядеши» стала для конца девятнадцатого века настоящим событием. Читатели впервые получили в свои руки произведение, внутри которого очень романтичная линия сюжета помещена в исторический контекст раннехристианской Церкви. На публику роман Сенкевича произвёл огромное впечатление, он был переведён на множество языков, отмечен Нобелевской премией. В нашу эпоху «Камо грядеши» несколько раз экранизировали.
У произведения Сенкевича есть множество достоинств, но есть, впрочем, и один существенный недостаток. Состоит он в стремлении идеализировать ранний период церковной истории, представить древних христиан практически как ангелов, спустившихся с небес. На самом же деле, внутренняя жизнь Церкви никогда не была беспроблемной — то тут, то там возникали споры и нестроения. Причиной их являлись, в первую очередь, человеческие страсти и пороки. В частности, находились деятели, жаждавшие власти. Проявляли себя и мошенники, не желавшие трудиться, а питаться даром за счёт пожертвований простых людей. Были и те, кто пытался вести двойную жизнь, совмещая веру во Христа с прежними языческими обычаями.
В прозвучавшем чтении из первого послания апостола Павла к Тимофею мы видим, как опытный Павел утешает и наставляет своего ученика — молодого Тимофея — ставшего епископом в неспокойном Эфесе. Тимофею было крайне непросто осуществлять служение. Кто-то считал его слишком молодым, кому-то не нравилось происхождение святого (он был евреем- полукровкой). Однако благодаря мудрым советам Павла и собственному стремлению искренно служить Церкви молодой епископ приобрёл необходимый авторитет, стал мудрым и отзывчивым наставником для народа.
Благодаря Тимофею в Эфесской церкви установился мир, а местные христиане из язычников оставили прежние обычаи. Мужчины перестали, например, отращивать волосы, делая женоподобные прически. Они также отказались от, так сказать, светской жизни, стали примерными семьянинами, принялись заботиться о жёнах и детях. Христианки из числа бывших язычниц перестали носить вызывающие платья, вести себя скандально, препираясь публично с мужьями.
В христианской среде Эфеса прекратились случаи оставления детей. Тимофей вслед за Павлом, призвав христианок познать радость чадородия, усердно напоминал им и об обязанности воспитывать детей, прививать им веру и добрую совесть. Глупо считать, что можно спастись, просто рожая как можно больше детей. Каждое дитя нужно должным образом воспитать и привести к вере. Не просто к соблюдению обрядов и традиций, а к готовности сделать заповеди Божии основанием жизни.
Послание апостола Павла к Тимофею — чрезвычайно полезный и поучительный текст. Благодаря ему рушатся иллюзии о прошлом — о том, что когда-то Церковь представляла собой Царство Небесное на земле. Во все времена, даже в эпоху первого поколения христиан, имелись самые разные трудности и проблемы. Быть христианином всегда было непросто. Но чему действительно стоит поучиться у наших предшественников — многие из них искренне искали правду Божию, стремились не к земному комфорту, а прежде всего к исполнению заповедей Господних, не боялись быть белыми воронами в глазах языческого или иудейского окружения, помня, что важным для христиан является не суд человеческий, а только суд Божий.
Данная мысль не должна внушать страх. Ведь Господь не безжалостный прокурор. Он — любящий Отец, готовый простить нам ошибки, промахи, просчёты. Но не без нашего участия. А только в том случае, если мы сами будем стремиться стать лучше, приблизиться к святости Христовой, состоящей в непрестанном желании любовь, живущую внутри сердца, проявить вовне. Так, чтобы благодать Божия через нас коснулась тех, кто находится рядом, согрела и утешила их.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (26.11.2024)
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2
Комментирует священник Антоний Борисов.
Иерусалим — город проповеди, смерти и воскресения Христа — по-прежнему имеет для православных христиан особенное значение. Не только в связи с упомянутыми событиями из жизни и служения Спасителя, но и потому что именно в Иерусалиме через сошествие Святого Духа на апостолов была основана наша Церковь. Первоначальным членам Иерусалимской церкви апостол Павел направил однажды послание, вошедшее в состав Библии под названием «Послание к Евреям». Отрывок из 7-й и 8-й глав этого послания читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 7.
26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес,
27 Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.
28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.
Глава 8.
1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах
2 и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.
Распространившись по всему миру, православные христиане по-прежнему сохраняют духовную связь с Палестиной, где вот уже более двух тысяч лет существует поместная Иерусалимская Церковь. Первым её епископом, то есть главой и духовным наставником был святой Иаков, сводный брат Христа, сын Иосифа Обручника от первого брака. Иаков первоначально не верил в Иисуса как в Мессию, но, как свидетельствует Предание, в корне изменил своё мнение, увидев воскресшего Брата. Иакова ещё при жизни прозвали Праведником — даже непримиримые враги христианства не могли отрицать его благочестия и личной святости. Это, однако, не помешало им жестоко убить святого Иакова. Ветхозаветные законники возвели его на крышу храма Соломона и сбросили оттуда вниз на землю. Покалеченного Иакова гонители добивали камнями.
Убийство иерусалимского праведника произошло в начале 60-х годов первого века. В это же время в Риме иной святой — апостол Павел был оправдан имперским судом и отпущен на свободу. Узнав о безвременной кончине святого Иакова, Павел поспешил направить христианам Палестины послание, в котором призывал их не падать духом, набраться храбрости и быть верными Христу. Как уже отмечалось выше, указанный текст вошёл в состав новозаветной части Библии под названием «Послание к Евреям».
В этом послании апостол Павел рассуждает о том, кому принадлежит право быть главой Церкви. И делает однозначный вывод, что данное право есть только у Христа, Который является основателем церковного сообщества. Крестная жертва Спасителя есть, по мысли Павла, фундамент существования Церкви.
При этом Христос управляет Церковью через конкретных людей — епископов. Епископ — высшая степень церковного служения. Первые епископы были поставлены в первом веке святыми апостолами. Современные епископы Православной Церкви так же, как и епископы древности, являются наследниками учеников Христа. Человек, поставленный в степень епископа, призван всю свою жизнь посвятить служению Богу и людям. Епископ, достойно несущий своё служение, приближается ко Христу как абсолютному эталону — «Первосвященнику святому и непорочному». Примером такого достойного служения был святой Иаков Праведный. Таковым был и святитель Иоанн Златоуст, память которого Православная Церковь совершает сегодня, 26 ноября по новому стилю.
Иоанн Златоуст, живший на рубеже четвертого и пятого веков, вошёл в историю как великий аскет. Будучи Патриархом столичного града, Константинополя, он жил самой простой жизнью, являлся большим постником и молитвенником. Подобно Иакову Праведному, Златоуст стал жертвой человеческой злобы и завершил свою земную жизнь в изгнании в 407 году. Но промысел Божий расставил всё на свои места — Иоанн Златоуст теперь один из самых почитаемых православных святых, а его гонители посрамлены на века. Что служит для каждого христианина укреплением веры в Божественную справедливость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Вячеславу из Омска пройти реабилитацию
Вячеславу из Омска 19 лет. В раннем детстве мальчик перенёс тяжёлое заболевание, которое повлекло за собой осложнения. Поэтому сегодня Слава не может нормально двигаться и ходит только с опорой, но всеми силами с поддержкой мамы старается это исправить. Молодой человек выполняет дома необходимые физические упражнения и по возможности ездит на занятия со специалистами.
Он стремится жить активно, как и многие его сверстники. Слава учится в университете на филолога. С удовольствием читает, пишет эссе и критические статьи на разные произведения. В будущем хочет стать литературным критиком и даже потихоньку ищет подработку в этой области.
Пока Слава не может обходиться без посторонней помощи. Но у него появился шанс стать более самостоятельным. Недавно молодому человеку провели операцию на ногах. И теперь он может научиться ходить уверенно, без поддержки. Однако для этого важно пройти профессиональную реабилитацию. Семье из Омска необходима помощь в её оплате. Папа Славы умер и маме приходится справляться со всеми заботам одной.
Если вы хотите поддержать Вячеслава на его пути к самой важной победе, переходите на сайт фонда «Мои друзья», в раздел «Нужна помощь» и сделайте любой благотворительный взнос.
Также вы можете отправить СМС на номер 7715 со словом «Друзья» и любой суммой, например, «Друзья 100».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов