
Апостол Павел
1 Тим., 279 зач., I, 8-14.
Глава 1.
8 А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его,
9 зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц,
10 для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению,
11 по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.
12 Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение,
13 меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии;
14 благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Обычно имя писателя Клайва Льюиса ассоциируется с серией книг «Хроники Нарнии». Более осведомленные читатели вспомнят, что его перу принадлежит также «Космическая трилогия». Прочие замечательные произведения писателя широкой публике в России известны слабо. Так, например, мало кто скажет вам, в чём состоит сюжет книги «Кружной путь или блуждания паломника». И очень жаль — ведь именно в этом произведении Льюис при помощи различных символов и аллегорий описывает собственный путь к обретению веры.
Главный герой «Кружного пути» сбегает из страны Пуритании, так как нарушил закон, установленный её Хозяином. Спасаясь от наказания, персонаж отправляется в опасное и долгое путешествие. Целью его скитаний становится прекрасный остров, где нет места для жестокого закона. Насколько же огромным оказывается удивление героя, когда он обнаруживает, что именно на желанном острове и обитает Хозяин-Бог.
В итоге получается, что Хозяин и автор строгого закона, и олицетворение милости. Что хочет сказать нам Льюис? Фактически он пересказывает идею сегодняшнего отрывка из первого послания апостола Павла к Тимофею. Здесь апостол рассуждает о верном балансе между верой и законом. Указывая на приоритет веры, Павел, тем не менее, не отвергает и необходимости исполнения заповедей. Но в данном случае он подчёркивает, что соблюдение закона носит скорее ограничительный характер.
Заповеди, по мнению апостола, существуют, прежде всего, для контроля над пороками и прочими проявлениями зла в жизни людей. Но в то же время закон не является каким-то кодексом. Он, скорее, служит мерилом, позволяющим понять — с чем мы в данный момент имеем дело? С человеческой причудой или же видим перед собой нечто зловещее?
Грех в понимании христианства если и может быть назван преступлением, то только преступлением человека перед самим собой, поскольку нарушение заповеди Божией является фактически духовным самоубийством. И вот по какой причине. Грех — в переводе с греческого — означает «промах». Иными словами — преступая норму закона Господня, мы тратим дарованные свыше силы, способности, таланты, саму жизнь впустую. Растрачиваем богатство бытия.
Кто-то это осознаёт и добровольно отказывается от дел порока. Кому-то в лице закона необходим строгий педагог-наставник, который бы напоминал о недопустимости тех или иных действий. Но не потому, что их совершение приведёт к мести со стороны Бога, а потому что Господь хочет нам добра. В каком-то смысле в таком восприятии закон похож на табличку «Не влезай — убьёт», помещаемую на высоковольтный щиток. На такой табличке обычно рисуется череп с костями. Данное изображение пугает детей, но зато ограждает их от смерти. Вот и закон, угрожая нам наказанием, на самом деле, не стремится нас подвести под Божественные санкции, а оберегает от тяжких последствий греховных поступков. Но эти последствия опять же не месть Бога, а логическое и печальное продолжение уклонения человека во тьму порока.
Таким образом, в действиях Бога, в Его заповедях мы видим одновременно два направления действия, которые могут быть обозначены местоимениями «да» и «нет». Господь говорит «да» и благословляет любое проявление добра и света, но Он же говорит решительное «нет», осуждая зло и пороки, но не губя при этом их совершителя. Потому что природа нашего Творца — это любовь, не карающая, но и не безразлично прощающая, Бог, по слову Климента Александрийского, — Великий Педагог, а потому Он сообразует Свои действия в соответствии с уровнем духовного развития, на котором в данный момент находится человек. Кому-то сейчас полезно иметь перед глазами строгий закон, а кому-то вспомнить о безграничной милости Божией. Но при любом раскладе — целью Господа является приблизить нас к Себе, чтобы поделиться с нами вечной радостью Его совершенного Царства.
«Журнал от 24.10.2025». Арсений Федоров, Алексей Соколов
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Алексей Пичугин и Кира Лаврентьева, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— 80-летие Никиты Сергеевича Михалкова;
— Осмысление в кино переселения людей из деревень в города;
— Русская деревня — возможно ли возрождение?
— Слова Патриарха Кирилла о работе священников психологами.
Ведущие: Алексей Пичугин, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Журнал
Натаниэль Готорн. «Дом о семи фронтонах»: «Ежедневное чудо»

Фото: Piqsels
У американского писателя девятнадцатого века Натаниэля Готорна есть роман под названием: «Дом о семи фронтонах». Однажды утром в гостиной этого дома уселся в старинное кресло судья Пинчен, чёрствый, жестокий, алчный и безжалостный человек. На минутку уселся. И задумался. А между тем часы тикают, день разворачивается, как дивная симфония, как чудесный цветок. У судьи множество дел, но он не трогается с места. Наступает вечер, ночь, а судья всё так же неподвижен.
Читатель уже понимает, что судья на самом деле мёртв, скоропостижно скончался от удара, а автор всё пытается разбудить его: «Что же вы, судья Пинчен? Вставайте! Скоро забрезжит рассвет». Судья, конечно, мёртв, но Готорн остро ставит вопрос: а был ли он вообще когда-либо жив? Может быть, намекает автор, физическую смерть судьи так нелегко распознать оттого, что духом-то он умер уже давно?
Преподобный Силуан Афонский, один из самых известных русских святых двадцатого века, говорил: «Каждый день мы питаем тело своё и дышим воздухом, чтобы оно жило. А для души нужен Господь и благодать Святого Духа, без которой душа мертва».
Судья Пинчен так и остаётся сидеть в кресле в доме о семи фронтонах. А читатель в финале романа вместе с автором выходит наружу, где ждёт их подарок, который Господь вручает нам каждое утро: новый день.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Ильинский храм (Мичуринск, Тамбовская область)
Мичуринск, небольшой город в Тамбовской области, до 30-х годов ХХ века носил название Козлов. Потом его переименовали в честь селекционера Мичурина, который там жил и работал. Современный Мичуринск имеет статус наукограда, но на его тихих улочках по-прежнему витает дух патриархального купеческого городка. Здесь почти повсеместно сохранилась застройка 18-19 столетий. В самом центре, на площади Мичурина, можно встретить приземистые двухэтажные каменные здания — типичные купеческие особняки. Впрочем, на главной площади города поражают взор совсем не они. Ещё издали видно, как из-за деревьев в небо сверкающей стрелой устремляется высокий, тонкий шпиль. Приближаешься, и не веришь своим глазам: Петропавловская крепость!? Нет, не может быть, здесь же не Санкт-Петербург. Да и на шпиле — православный крест. Значит, это — храм. Одна из главных достопримечательностей Мичуринска — церковь святого пророка Божия Илии.
Схожесть колокольни Ильинского храма с башней Петропавловской крепости, возможно, и неслучайна — проект церкви разрабатывался по специальному заказу в Петербурге, итальянскими архитекторами. По легенде, руку к нему мог приложить сам Растрелли. Строительство началось в 1781-м году и продолжалось 20 лет, поскольку велось исключительно на добровольные пожертвования горожан. В архитектуре Ильинской церкви переплелись классицизм и элементы стиля барокко. Двухэтажное здание самого храма — практически квадратное, со строгими линиями, без особых излишеств в декоре. А рядом — трёхъярусная 67-метровая колокольня, украшенная колоннами, с арочными окнами и множеством фресок на фасаде. На территорию храма вели каменные ворота — тоже с колоннами, башенками и фресками. В точности такой предстаёт мичуринская Ильинская церковь перед нами и сегодня.
За то, что храм сохранился до наших дней практически в первозданном виде, нужно благодарить искусствоведа Игоря Грабаря. Вооружившись легендой о том, что церковь, возможно, проектировал знаменитый Растрелли, Грабарь убедил власти в её исключительной исторической и архитектурной значимости. В 1925 году храму присвоили статус памятника архитектуры. Богослужения в нём продолжались вплоть до 1938 года. Потом церковь всё-таки закрыли, но не тронули. Примечательно, что с 1928-го по 1933-й год одним из штатных священников Ильинского храма был иерей Стефан Фомин — будущий преподобноисповедник Севастиан Карагандинский. У входа в храм прихожан встречает памятник этому святому. Его установили здесь в 2024 году, а богослужения в храме возобновились намного раньше — в 1992-м. Ильинка — так ласково и с любовью называют церковь святого пророка Божия Илии сами мичуринцы — без сомнения, остаётся сердцем современного города и создаёт в нём ту самую неповторимую атмосферу патриархальной старины.
Все выпуски программы ПроСтранствия







