
Апостол Павел
1 Тим., 279 зач., I, 8-14.
Глава 1.
8 А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его,
9 зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц,
10 для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению,
11 по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.
12 Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение,
13 меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии;
14 благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Обычно имя писателя Клайва Льюиса ассоциируется с серией книг «Хроники Нарнии». Более осведомленные читатели вспомнят, что его перу принадлежит также «Космическая трилогия». Прочие замечательные произведения писателя широкой публике в России известны слабо. Так, например, мало кто скажет вам, в чём состоит сюжет книги «Кружной путь или блуждания паломника». И очень жаль — ведь именно в этом произведении Льюис при помощи различных символов и аллегорий описывает собственный путь к обретению веры.
Главный герой «Кружного пути» сбегает из страны Пуритании, так как нарушил закон, установленный её Хозяином. Спасаясь от наказания, персонаж отправляется в опасное и долгое путешествие. Целью его скитаний становится прекрасный остров, где нет места для жестокого закона. Насколько же огромным оказывается удивление героя, когда он обнаруживает, что именно на желанном острове и обитает Хозяин-Бог.
В итоге получается, что Хозяин и автор строгого закона, и олицетворение милости. Что хочет сказать нам Льюис? Фактически он пересказывает идею сегодняшнего отрывка из первого послания апостола Павла к Тимофею. Здесь апостол рассуждает о верном балансе между верой и законом. Указывая на приоритет веры, Павел, тем не менее, не отвергает и необходимости исполнения заповедей. Но в данном случае он подчёркивает, что соблюдение закона носит скорее ограничительный характер.
Заповеди, по мнению апостола, существуют, прежде всего, для контроля над пороками и прочими проявлениями зла в жизни людей. Но в то же время закон не является каким-то кодексом. Он, скорее, служит мерилом, позволяющим понять — с чем мы в данный момент имеем дело? С человеческой причудой или же видим перед собой нечто зловещее?
Грех в понимании христианства если и может быть назван преступлением, то только преступлением человека перед самим собой, поскольку нарушение заповеди Божией является фактически духовным самоубийством. И вот по какой причине. Грех — в переводе с греческого — означает «промах». Иными словами — преступая норму закона Господня, мы тратим дарованные свыше силы, способности, таланты, саму жизнь впустую. Растрачиваем богатство бытия.
Кто-то это осознаёт и добровольно отказывается от дел порока. Кому-то в лице закона необходим строгий педагог-наставник, который бы напоминал о недопустимости тех или иных действий. Но не потому, что их совершение приведёт к мести со стороны Бога, а потому что Господь хочет нам добра. В каком-то смысле в таком восприятии закон похож на табличку «Не влезай — убьёт», помещаемую на высоковольтный щиток. На такой табличке обычно рисуется череп с костями. Данное изображение пугает детей, но зато ограждает их от смерти. Вот и закон, угрожая нам наказанием, на самом деле, не стремится нас подвести под Божественные санкции, а оберегает от тяжких последствий греховных поступков. Но эти последствия опять же не месть Бога, а логическое и печальное продолжение уклонения человека во тьму порока.
Таким образом, в действиях Бога, в Его заповедях мы видим одновременно два направления действия, которые могут быть обозначены местоимениями «да» и «нет». Господь говорит «да» и благословляет любое проявление добра и света, но Он же говорит решительное «нет», осуждая зло и пороки, но не губя при этом их совершителя. Потому что природа нашего Творца — это любовь, не карающая, но и не безразлично прощающая, Бог, по слову Климента Александрийского, — Великий Педагог, а потому Он сообразует Свои действия в соответствии с уровнем духовного развития, на котором в данный момент находится человек. Кому-то сейчас полезно иметь перед глазами строгий закон, а кому-то вспомнить о безграничной милости Божией. Но при любом раскладе — целью Господа является приблизить нас к Себе, чтобы поделиться с нами вечной радостью Его совершенного Царства.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема