1 Тим., 279 зач., I, 8-14.
Глава 1.
8 А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его,
9 зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц,
10 для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению,
11 по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.
12 Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение,
13 меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии;
14 благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Обычно имя писателя Клайва Льюиса ассоциируется с серией книг «Хроники Нарнии». Более осведомленные читатели вспомнят, что его перу принадлежит также «Космическая трилогия». Прочие замечательные произведения писателя широкой публике в России известны слабо. Так, например, мало кто скажет вам, в чём состоит сюжет книги «Кружной путь или блуждания паломника». И очень жаль — ведь именно в этом произведении Льюис при помощи различных символов и аллегорий описывает собственный путь к обретению веры.
Главный герой «Кружного пути» сбегает из страны Пуритании, так как нарушил закон, установленный её Хозяином. Спасаясь от наказания, персонаж отправляется в опасное и долгое путешествие. Целью его скитаний становится прекрасный остров, где нет места для жестокого закона. Насколько же огромным оказывается удивление героя, когда он обнаруживает, что именно на желанном острове и обитает Хозяин-Бог.
В итоге получается, что Хозяин и автор строгого закона, и олицетворение милости. Что хочет сказать нам Льюис? Фактически он пересказывает идею сегодняшнего отрывка из первого послания апостола Павла к Тимофею. Здесь апостол рассуждает о верном балансе между верой и законом. Указывая на приоритет веры, Павел, тем не менее, не отвергает и необходимости исполнения заповедей. Но в данном случае он подчёркивает, что соблюдение закона носит скорее ограничительный характер.
Заповеди, по мнению апостола, существуют, прежде всего, для контроля над пороками и прочими проявлениями зла в жизни людей. Но в то же время закон не является каким-то кодексом. Он, скорее, служит мерилом, позволяющим понять — с чем мы в данный момент имеем дело? С человеческой причудой или же видим перед собой нечто зловещее?
Грех в понимании христианства если и может быть назван преступлением, то только преступлением человека перед самим собой, поскольку нарушение заповеди Божией является фактически духовным самоубийством. И вот по какой причине. Грех — в переводе с греческого — означает «промах». Иными словами — преступая норму закона Господня, мы тратим дарованные свыше силы, способности, таланты, саму жизнь впустую. Растрачиваем богатство бытия.
Кто-то это осознаёт и добровольно отказывается от дел порока. Кому-то в лице закона необходим строгий педагог-наставник, который бы напоминал о недопустимости тех или иных действий. Но не потому, что их совершение приведёт к мести со стороны Бога, а потому что Господь хочет нам добра. В каком-то смысле в таком восприятии закон похож на табличку «Не влезай — убьёт», помещаемую на высоковольтный щиток. На такой табличке обычно рисуется череп с костями. Данное изображение пугает детей, но зато ограждает их от смерти. Вот и закон, угрожая нам наказанием, на самом деле, не стремится нас подвести под Божественные санкции, а оберегает от тяжких последствий греховных поступков. Но эти последствия опять же не месть Бога, а логическое и печальное продолжение уклонения человека во тьму порока.
Таким образом, в действиях Бога, в Его заповедях мы видим одновременно два направления действия, которые могут быть обозначены местоимениями «да» и «нет». Господь говорит «да» и благословляет любое проявление добра и света, но Он же говорит решительное «нет», осуждая зло и пороки, но не губя при этом их совершителя. Потому что природа нашего Творца — это любовь, не карающая, но и не безразлично прощающая, Бог, по слову Климента Александрийского, — Великий Педагог, а потому Он сообразует Свои действия в соответствии с уровнем духовного развития, на котором в данный момент находится человек. Кому-то сейчас полезно иметь перед глазами строгий закон, а кому-то вспомнить о безграничной милости Божией. Но при любом раскладе — целью Господа является приблизить нас к Себе, чтобы поделиться с нами вечной радостью Его совершенного Царства.
«Вера, таланты, самореализация». Евгения Ульева
У нас в гостях была психолог, мама восьми детей Евгения Ульева.
Мы говорили о том, как реализовать данные Богом таланты, как чувствовать вдохновение и радость от своего дела и как быть, если кажется, что не удается найти и выполнить свое предназначение.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
Зачем нужны правила и что такое литературная норма
Захочет ли кто-нибудь из нас, чтобы столяр сделал лестницу в доме, сообразно своим фантазиям, а не принятым правилам строительства? Что если он, как герой мультфильма «Вовка в тридевятом царстве» скажет: «И так сойдет!»
Захотим ли мы ступить ногой на эту лестницу?
Думаю, что скорее откажемся ради собственной безопасности.
Почему же в отношении норм и правил русского языка мы порой так беспечны? Ведь неумение правильно выстроить фразу, неправильные ударения, нарушение стиля общения могут привести к недопониманию.
Много раз слышала я реплики от людей: «Зачем столько правил, они только мешают! Ведь и так всё ясно!»
Но дело в том, что это не мой собеседник, как ему кажется, высказался понятно, а я вынуждена потратить силы, чтобы его понять. Получается, что неграмотный человек заставляет окружающих делать лишнюю работу — например, перечитывать по несколько раз написанный им текст, чтобы понять его.
Представьте, что вам в интернет-комментарии написали: «Пишите хорошо». «Ите» на конце этого глагола означает повелительное наклонение. То есть получается, что вам приказывают писать хорошо? Нет, оказывается, ваш собеседник просто неграмотно написал слово: нужно было «пишете».
То есть он вас, как ему кажется, похвалил, дескать, пишете хорошо. А на деле получилось непонимание и, возможно, конфликт.
Да, в повседневном устном общении мы не особенно соблюдаем литературную норму: используем слэнг, слова-паразиты, сокращения, можем не договаривать фразы, переставлять слова. Это нормально для живой речи. Однако и здесь необходимо знание литературной нормы, например, при деловом общении, в разговоре со старшими или незнакомыми людьми, в общении дома.
Чтобы научиться правильно говорить и писать, надо не так уж много — желание. И, конечно, общение с грамотными людьми и чтение хорошей литературы.
Соблюдение правил и норм русского языка — это и показатель образованности, и уважение к собеседнику, и любовь к своей культуре.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Как мы проявляем чувства в словах и нужно ли это контролировать
Что делать, если люди неправильно интерпретируют ваши слова и реагируют не так, как планировалось? Это может происходить от того, например, что вы неверно сформулировали мысль. Но часто причиной непонимания становится проявление чувств, которое вы не замечаете. Ведь собеседник сначала фиксирует тональность сообщения, а потом уже смысл.
Проведём эксперимент, возьмем бессмысленный набор звуков и произнесем их с разной эмоцией. Дудуду дидиди дадада! Ликование или грусть, нежность или насмешку я могу выразить с помощью интонации и громкости. Поэтому прежде всего понаблюдайте за этой стороной своей речи: возможно, вы говорите на повышенных тонах или наоборот — тихо.
Также выражать чувства и эмоции мы привыкли с помощью так называемой экспрессивной лексики. Она может выражать радость и гнев, иронию и фамильярность. Иногда в накале чувств мы произносим слова, которые не скажем в спокойном состоянии. Такие слова даже имеют название — «аффектизмы».
Этот момент желательно уметь контролировать, ведь наш собеседник может надолго запомнить наше эмоциональное «выступление».
А еще замечено, что в порыве чувств люди максимально упрощают речь, предложения становятся очень короткими. «Как хорошо!», «Это великолепно!» Или: «Да прям!», «Ничего подобного!» Если ваше общение изобилует подобными выражениями — вы очень экспрессивны.
Я не утверждаю, что нужно убрать из речи такие чувства, как, например, грусть или растерянность. Это и невозможно, ведь мы — живые люди. Я лишь предостерегаю от проявления травмирующего общения. Ведь можно заранее спланировать тон диалога, особенно если предстоит нелёгкий разговор. Если вы видите, что вас интерпретируют неверно, лучше внести поправку в своё высказывание. Для этого используйте комфортные речевые обороты, например: «Видимо, я не так выразился, попробую переформулировать...», или: «Я хотел бы пояснить, что я имею в виду».
Уверена, что мы сможем понять друг друга, если постараемся.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова