«Социальные проекты в Церкви». Прот. Игорь Фомин, Мария Сергеева - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Социальные проекты в Церкви». Прот. Игорь Фомин, Мария Сергеева

Поделиться Поделиться

У нас в гостях были настоятель храма благоверного князя Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и координатор проекта «Благо» Мария Сергеева.

Мы говорили о том, как проходит сбор гуманитарной помощи в храме, почему «блаженнее давать, нежели принимать», всегда ли оказание помощи — во благо и насколько важно церковное молодежное служение.

Ведущие: Константин Мацан, Марина Борисова


К. Мацан:

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА — здравствуйте, уважаемые друзья. В студии у микрофона — моя коллега Марина Борисова...

М. Борисова:

— И Константин Мацан...

К. Мацан:

— Добрый вечер... А в гостях у нас сегодня — протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО — добрый вечер!

Прот. Игорь:

— Добрый вечер!

К. Мацан:

— И Мария Сергеева, координатор проекта «Благо» — это проект гуманитарной помощи при храме Александра Невского при МГИМО. Добрый вечер!

М. Сергеева:

— Добрый вечер!

К. Мацан:

— Ну вот, собственно, об этой... О процессе организации гуманитарной помощи, о том, как это сегодня, мы понимаем, важно, и о том, как это может быть реализовано силами конкретного прихода — об этом поговорим. Попросим наших гостей опытом поделиться — потому что опыт сегодня, надо полагать, очень-очень востребованный...

М. Борисова:

— В такие времена, как сейчас, когда обостряется необходимость в помощи, и в ней нуждаются все больше и больше людей — в силу обстоятельств, которые от них не зависят... Много есть волонтерских организаций, благотворительных фондов, много вот есть людей, которые движимы порывом благородным, организуют какие-то свои частные какие-то инициативы гуманитарной помощи...

Но чем в этой ситуации гуманитарная помощь церковная отличается от гуманитарной помощи светской, и отличается ли она вообще?

Прот. Игорь:

— Да, интересный очень вопрос. Вот церковная помощь, светская помощь... Действительно вот так глубинно вы хотите копнуть... Но мне всегда представлялось... Хотелось поговорить о помощи... О том, что часто это воспринимается, что это помощь другому человеку. А на самом деле помощь-то — это себе лично. То есть, помогая другому, ты помогаешь, по большому счету, только себе.

Я хотел бы вот немножечко на этом заострить, потому что человек творится Богом как существо социальное — то, которое не может без общения. Бог творит его, по догматике, для «сорадования». Радоваться вместе с животным, вместе с каким-то прекрасным растением и тому подобное можно, но недолго. По большому счету, это, в общем-то... По мере, скажем так, воодушевления того или иного творения Божьего — начиная от компьютера (...) и заканчивая собачкой — эта радость, в общем-то, она увеличивается...

Да, вот с компьютером меньше радуешься, с животным дольше радуешься... А вот с человеком — то бишь, значит, и с Богом — ты радуешься, можешь радоваться постоянно.

И вот то, что мы называем помощью другому человеку — по большому счету, это помощь мне лично. Я сам, помогая другому, начинаю радоваться. Причем эта радость, она зависит... Не очень хорошее слово я сейчас так употреблю — от правильности помощи другому человеку. Потому что помогать другому человеку тоже надо уметь. И вот нынешние времена — они шлифуют эту помощь. Шлифуют эту помощь, которую мы оказываем другому человеку.

Отличается ли светская помощь от церковной помощи? Я думаю, нет. Ну вот глобально — нет, не отличается. Есть определенные акценты в светской помощи и в церковной помощи. Да, церковная помощь — она говорит о том, что, в общем-то, ты должен полностью себя удалить из этой помощи. Вот мое «я» должно быть полностью из этой помощи удалено. Оно должно присутствовать, «я», где-то в другом месте — на исповеди, еще что-то такое... Но когда ты помогаешь, ты должен помогать всецело другому человеку. И только при этом условии ты можешь как-то помочь себе сорадоваться, выполнить вот эту задачу Божию...

Я бы вот попытался ответить вот так на этот вопрос...

К. Мацан:

— Давайте от общего к частному теперь. Вот мы говорим про проект при храме — проект «Благо». Я тоже немножко, со своей стороны, про него чуть-чуть знаю. И знаю, что там очень интересные цифры. Например вот, в рамках этого проекта первая партия помощи всем, кто пострадал ввиду военных действий, в том числе беженцам, составила 20 тонн, да? Если я не ошибаюсь...

Прот. Игорь:

— Уже 300...

К. Мацан:

— Ну, это всего...

Прот. Игорь:

— Да, всего...

К. Мацан:

— А вот первая просто... Первый порыв — это очень немало! При этом храм Александра Невского — он, конечно, не маленький приход, но это вот приход, вот такой вот обычный, в хорошем смысле слова стандартный, нормальный приход. То есть, силами, в принципе, не очень большого количества людей удалось собрать 20 тонн. Ну даже вопрос не «как вам это удалось», а что это говорит о людях и о ситуации? Как вы сами к этим цифрам отнеслись, когда поняли, что все так?

М. Сергеева:

— Ну на самом деле, мне кажется, в этот момент мы вообще никак не отнеслись. Нам это показалось очень мало, потому что нам сообщили, что очень много беженцев поступило... На тот момент это был Белгород — он принял один из первых из Харьковской области, из Харькова беженцев. Все отели были загружены — ну и это как капля была в море, когда мы ехали...

Как мы это все собрали? С помощью Божией...

К. Мацан:

— Хороший ответ! Можно, в принципе, программу на этом завершать... (смеются) Или к другим темам переходить...

М. Сергеева:

— Ну потому что на тот момент просто начали звонить — не то что там... Приход, не приход, православный, не православный человек — просто начали объединяться все те люди, которые начали сопереживать происходящему, которые не были равнодушны. И каждый ставил себя на их место и представлял, что — а вот если это здесь было бы? Что бы мы сейчас делали? Сидели бы мы на месте?

Да, и собственно говоря, мы таким образом и объединились. И поэтому в данный момент это называется «проект», потому что он объединяет абсолютно разных людей — разные религии, разные компании, просто бабушка, которая вяжет носки... То есть, это объединение абсолютно нас всех. Потому что сейчас, мне кажется, эта ситуация касается абсолютно каждого. И каждый должен задуматься, что он вообще делает, и куда он дальше движется в этой жизни...

М. Борисова:

— А из чего эта гуманитарная помощь состоит?

М. Сергеева:

— Она состоит, опять же, из абсолютно разного — каждый делает то, что ему по силам, да, то есть как бы... Либо это, действительно, носки, которые бабушка связала; либо, если это крупная компания, которая там производит то же самое какао, и передает; либо это люди, которые закупают что-то для военных...

То есть, у нас полностью охват — от минимального, да, стараемся до максимального возить груз... То есть, он абсолютно разный, поэтому абсолютно разные люди подключены к этому проекту...

М. Борисова:

— Ну вы занимаетесь только сбором, или распределением тоже?

М. Сергеева:

— Это тоже очень интересная тема — для меня, по крайней мере, потому что мы сами доезжаем до точек, мы сами лично передаем в руки... И как мирным, так и военным — со всеми мы общаемся, и обязательно получаем эту обратную связь, и стараемся привезти сюда и показать, что там... То есть, мы доносим, наверное, то, что многое не увидишь — в связи с тем, что это такое... Передается сопереживание — мы его стараемся принести сюда, привезти, показать людям...

М. Борисова:

— А как вы узнаете, где что нужно? Ведь это же... Хорошо, обратная связь — когда ты уже приехал-пообщался, приехал сюда и рассказал. А когда ты туда что-то везешь — ты должен знать, кому ты везешь и что ему нужно...

М. Сергеева

— Ну, мне кажется, здесь же как раз и есть, что и там же люди объединяются... И они начинают как бы между собой передавать информацию, что вот привезли груз, и пытается выйти администрация разных городов и поселений, то есть как бы... и просто мирные жители выходят на связь...

Ну то есть, здесь это вот то же самое, знаете, как... Был у меня один такой момент, когда собрался груз — но его собралось больше, чем мы планировали... И я думаю: там, наверное, уже запланировано — вот куда я этот груз? И вот прошло буквально минут 20 — и мне пришел звонок... Вообще люди там сообщили, что они через каких-то людей вышли...

И оказалось, что это одна из деревень, которая на протяжении там... Это уже было... Порядка 13 поездок у нас прошло, уже было около трех месяцев после начала спецоперации, вот этой всей истории... И вот как выяснилось, мимо них вся гуманитарка проходила. Мы же не одни-единственные, кто ездил...

И, собственно говоря, мы туда отправили этот груз. И они там были просто вот действительно искренне рады. Потому что они все время говорили, что о них все забывали — все всё время мимо них проезжали. Да, потому что они в стороне, там очень много мин, все боятся, все едут на большие города...

Ну вот как-то вот такими случаями, мне кажется, все происходит. То есть как бы это вот... мы объединяемся — та сторона, эта сторона; потому что все мы братья, все сестры, у всех там родственники находятся...

Прот. Игорь:

— Вы знаете, вот проект — действительно здесь надо говорить, наверное, о проекте и таком, можно сказать, братстве даже — он постоянно приобретает какие-то новые формы. Вот сейчас при храме, буквально вот за эту неделю, мы неожиданно собрали людей, которые готовы шить одежду. Сейчас зимняя пора — теплая одежда...

И в общем-то, можно купить какую-то теплую там одежду — там, я не знаю, рубашки какие-нибудь и еще что-то такое. К примеру, одна за 500 — ну, если найти 500. А если самостоятельно начать шить, то можно вполне там 5 рубашек сделать.

И у нас давно были закуплены машинки для нашей воскресной школы — мы хотели открыть швейный кружок, потому что это всегда пользовалось популярностью. Но вот они стояли — и мы даже не знали, зачем. И вдруг неожиданно одна женщина сказала: «А я могу раскроить». Другая говорит: «А я могу сшить». Таких, которые сказали «Я могу шить» — их оказалось очень много. И вот при храме будет организовано...

И вот таких, скажем так, желаний людей хоть чем-то помочь другому очень много. А как вот мы распределяем — я тоже хотел сказать. Во всех, скажем так, зонах есть храмы, есть социальные службы, которые в курсе абсолютно всего. То есть вот, мы там возим куда-либо — везде есть представитель того же «Милосердия», которое возглавляет владыка Пантелеимон Шатов, через них, в общем-то, очень много действует...

И вы знаете, мне вот довелось, в общем-то, побывать в... Ну вот я могу рассказать про Северодонецк. Мы ехали с отцом Александром из Луганска на том автобусике, который социальная служба Москвы передала ему для того, чтобы он там, в общем-то, оказывал помощь — и этот автобусик «Форд Транзит» грузоподъемностью 2000 тонн был полностью забит такими там пяти-, шести-, семикилограммовыми пакетами, которые вот мы собираем — полный набор продуктов, ну и каких-то необходимых, в общем-то, вещей.

И вот мы куда-то приезжали, к какому-то разрушенному дому, к нам выходили мирные жители, мы все это раздавали... А когда оставалось уже мало, из окна — мы ехали на автобусе отец Александр открывал кто шел — приветствую тебя возьмешь пакетик? Он говорит: возьму... А можно мне еще — там такая старушечка живет... Мы даже на ходу из окна раздавали вот эти пакеты.

То есть, на местах духовенство и в общем-то те волонтеры которые там присутствуют — они в курсе в общем-то всех событий кому что нужно. Но я хочу опять повториться — для меня это очень важная тема. Помогая другому, ты помогаешь себе. Это интересный процесс!

Ведь апостол так и говорит: «Блаженнее давать, нежели брать». И когда ты начинаешь вот что-то от себя отдавать — Господь тебя никогда не забывает! Кто-то скажет: о, вот чем отличается светская благотворительность от церковной — у них есть корыстный момент!

Правда, они не знают, что такое «Господь не забывает», и как Господь посещает... В общем-то, да — здесь тоже большой такой вопрос, о посещении Бога. Готов ли ты к этому? Но все равно вот, выстраивание богообщения именно через благотворительность, помощь другому человеку — это кратчайший путь ко Господу, поверьте...

К. Мацан:

— Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО, и Мария Сергеева, координатор проекта «Благо» (это проект гуманитарной помощи, организованный при храме Александра Невского при МГИМО), сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер».

Отец Игорь, а вот есть ли принципиальная разница — помогать руками или помогать деньгами? Вот человек может не иметь там времени, например, но вот он там денежку переводит; а может там, не знаю, наоборот — денег нет, но приедет там поднимет, донесет, не знаю, помоет, что-то там подметет и в чем-то там поучаствует... И мы часто так вот находимся в ситуации выбора, как — так или так, если невозможно и то, и другое сделать. А вот есть разница? В чем?

Прот. Игорь:

— Мне кажется, есть разница. Все-таки помощь денежкой — это, ну, скажем так, то, что не всегда тебя цепляет за душу. Вот это — то, что ты как бы должен как бы совершить, и ты совершаешь, даже если это очень серьезный какой-то вклад. Говоря о серьезности, я не говорю о цифрах — серьезность я говорю о пропорции к твоему бюджету. Даже если это такой серьезный вклад.

А вот когда ты начинаешь что-то делать руками, вы знаете... Ну не даром же, в общем-то, такое тактильное воспитание, в общем-то (смеется) — я не буду более подробно об этом говорить — оно лучше доходит, в общем-то, до мозгов и составов.

Но помощь — она такова, что здесь невозможно разделить, на самом деле. Вот я наблюдаю, допустим, преподавателей МГИМО, которые собирают помощь вот у нас там на складе — и вы знаете, я так поражаюсь! Я вот на них смотрю, и мне кажется: ну им же, наверное, легче было бы там, не знаю, чего-нибудь... Организовать своих студентов за определенную оценку и отправить — но такого не случается, они сами приезжают и делают. И для меня это — особая помощь, вот особая.

Я считаю, что когда ты начинаешь помогать своими руками, потом ты начнешь вот и финансово помогать...

М. Борисова:

— Когда случается что-то экстраординарное — какое-то бедствие, эпидемия, что-то такое, на фоне чего люди объединяются для того, чтобы помочь пострадавшим — бывает так, что все усилия, которые в обычное время распределены более или менее равномерно, направляются в одно русло.

А что с остальными нуждающимися в помощи в этот момент происходит?

Прот. Игорь:

— Да, это печальный на самом деле вопрос и наисложнейший вопрос. Здесь разные есть, скажем так, сложности. Ну, к примеру, при нашем храме мы тоже помогаем, допустим, бездомным. Есть организация «Ной», в которой находится сейчас 1200 человек. И естественно, большая часть помощи, которая была направлена к, допустим, бездомным, да — она сейчас была переадресована вот именно на пострадавшие районы, на людей из этих районов, и так далее. И конечно, мы сейчас переживаем очень бедственное состояние вот среди этих бездомных людей, пытаемся не забыть...

Да, Вы подчеркиваете эту, скажем, проблему. А вот мы, координаторы, должны это учитывать в полной мере, абсолютно в полной мере...

Мы только что вышли из карантина — вот несколько лет карантина у нас, в общем-то, было, во время которого тоже очень интересно проявлялась эта помощь. То есть, вспомнили о всех тех, о ком, в общем-то, не помнили в благополучные времена. Кто ходил, кто не ходил... И, скажем так, география прихода — она очень сильно расширилась именно в этот период, когда приходы стали помогать всем тем, кто, в общем-то, в благополучное время не мог прийти в храм, о ком, в общем-то, забывали.

Но вот сейчас тоже мы не должны о таких людях, в общем-то, забывать. Здесь Вы абсолютно правильный вопрос задали, и его надо постоянно поднимать...

М. Борисова:

— А насколько дети прихожан участвуют в этом?

Прот. Игорь:

— Вы знаете, вот насколько... Да, это интересный вопрос — насколько это значимо, весомо в общем смысле гуманитарной помощи с материальной точки зрения — это, в общем-то, такое... никакая помощь, можно сказать. Но с духовной точки зрения дети делают намного больше, чем, в общем-то, мы — взрослые. Чем мы, которые собираем гигантскую помощь и тому подобное.

Опять же, приведу простой пример — мы когда ездили с Корчевниковым Борисом Вячеславовичем, тоже вот снимали фильм, который скоро должен выйти на экран «Спаса», по Луганской и Донецкой области — мы также, в общем-то, возили гуманитарную помощь, и среди этой гуманитарной помощи были детские рисунки и детские письма.

И приехали брать гуманитарную помощь — одежду, сапоги какие-то, в общем-то, военные, с передовой... А они, по большому счету, и не открыли эти мешки вещевые, не посмотрели — просто перегрузили в машину... Но сразу открыли детские рисунки, детские письма. И где-то даже, если я не ошибаюсь, у Корчевникова выложено в соцсетях, как здоровенные мужики, знаете там, опаленные ветрами, с въевшейся грязью, читают эти письма и плачут...

Знаете, для меня это было вот просто поражение! То есть, они не открыли там: «ой, а что мы сегодня поедим вечером», «ой, а что мы будем носить», или «насколько там подходит», и так далее и тому подобное. Письма детские! Я был поражен... Я к этому всегда относился так, знаете — это духовно-патриотическое воспитание нашего подрастающего поколения будущего, и тому подобное. А здесь все по-другому...

К. Мацан:

— Мария, а поделитесь Вашими личными впечатлениями от всего этого процесса — и сбора, и доставки... Не знаю, насколько Вы глубоко к тем местам, куда уходит помощь, доезжаете...

Вот мы буквально на днях с отцом Игорем говорили, и отец Игорь такую фразу произнес, что вот на складе, где фасуется помощь руками прихожан, как-то это впечатляет — вот смотришь и впечатляет... Я еще Вас спрошу, что там впечатляет...

Мария, а Вас что во всем этом впечатляет, вот что в сердце теплом отозвалось?

М. Сергеева:

— Ну у меня... Что у меня отозвалось... Хороший вопрос...

К. Мацан:

— А мы вообще плохих не задаем вопросов... (смеются)

М. Сергеева:

— Очень много что отозвалось. Ну наверное, что меня поражает в этой ситуации, так это что... В общем, на днях у нас как раз была расфасовка перед выездом... И что меня в этой ситуации поражает — что может стоять человек, у которого крупная компания, которая может, действительно, нанять каких-то своих сотрудников, пригласить; но он стоит сам перебирает вещи. И рядом с ним стоит вообще абсолютно другой человек — там та же самая бабушка, которая пришла тоже помочь перебрать...

И поражает то, насколько они в этот момент друг к другу с любовью относятся, друг другу стараются помочь. И там нету разницы, которую ощущаешь очень часто, когда в городе едешь, и так далее. Здесь эти все грани стираются. Для меня это, наверное, самое главное — что мы забываем о себе, а думаем о других, о ближнем сейчас...

К. Мацан:

— Вернемся к этому разговору после небольшой паузы. Я напомню, что сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер» — протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО, и Мария Сергеева, координатор проекта «Благо» — это проект гуманитарной помощи, организованный при храме Александра Невского при МГИМО. В студии — Марина Борисова и я, Константин Мацан. Скоро вернемся, не переключайтесь.

К. Мацан:

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается, еще раз здравствуйте, дорогие друзья. У нас сегодня в гостях — протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО, и Мария Сергеева, координатор проекта «Благо» — это проект гуманитарной помощи при храме Александра Невского при МГИМО. Мы продолжаем наш разговор...

Отец Игорь, ну я уже анонсировал свой вопрос — а Вас что так впечатлило? Вот на том складе, где руками прихожан и, может быть, всех неравнодушных собравшихся вокруг людей происходит вот та самая помощь руками — фасовка и подготовка к отправке гуманитарной помощи?

Прот. Игорь:

— По большому счету, ничего...

К. Мацан:

— Хороший ответ! Следующий вопрос, пожалуйста... (смеется)

Прот. Игорь:

— Да, по большому счету, ничего. И я попробую это объяснить. Потому что вот что в храме, когда я выхожу на амвон, что на этом складе — я вижу те же лица неравнодушные, которые — простите, пожалуйста, но — я привык видеть! Я привык видеть сострадание в этих глазах. Я, может, не могу привыкнуть к страданиям; а вот сострадание я привык видеть, и для меня это совершенно нормальная такая среда.

На этом складе, знаете вот... Причем склад очень интересный тоже. Доброе отношение там тех людей, которые владеют этим складом — у них там стоят холодильники, стоят, в общем-то, мобильные телефоны, здесь же лежат эти вещи, банки — мы там это все разбираем... Они свободно доверяют нам, хотя, в общем-то, у них там все очень строго и тому подобное — потому что они видят, какие люди приехали и для чего они приехали: вот те, которые, в общем-то, наоборот — еще туда свое привнесут.

И так, в общем-то, оно и есть. Люди не просто там приехали расфасовать — они увидели, что... А, вот здесь чего-то не хватает — раз, попросили машину, поехали в какой-то там близлежащий магазин, докупили на свои средства и доложили. То есть, вы знаете... Меня вот не поражает милосердие наше. Потому что оно есть, мы постоянно среди него — и слава Богу.

Меня всегда поражало равнодушие людей. Когда человеку говоришь о чем-то, а он не откликается. И ты всегда думаешь: ну, наверное, ты чего-то не так, в общем-то, понимаешь... Вот, наверное, ты что-то не то делаешь... Вот равнодушие — оно всегда поражает. А милосердие — слава Богу, что вот у нас оно есть.

Кстати вот, кто-то скажет, что... А, вот наступили трудные времена — и вы объединились... Да нет, в общем-то — всегда это было какое-то единение на приходе. Ну по крайней мере, мне всегда так, в общем-то, казалось...

Я очень люблю свой приход, на самом деле. Я люблю своих прихожан. Именно потому, что они вот совершенно необычайны... совершенно необычайны! Ты только о чем-то подумаешь... Я как настоятель очень безалаберный, да...

К. Мацан:

— Я как прихожанин не соглашусь с этим тезисом...

Прот. Игорь:

— (смеется) Спасибо большое, что утешаете... К примеру, мы никак не можем вот этот сбор гуманитарно помощи поставить на какой-то... вот заранее объявить — у нас всегда получается как-то накануне. И всегда — все откликаются! Кто-то берет выходной, отгул у себя на работе. Есть студенты — не надо этому подражать — которые прогуливают; прогуливают, но потом наверстывают... И такое есть...

К. Мацан:

— Просто их преподаватели там же в это время на складе фасуют...

Прот. Игорь:

— (смеется) Нет... Летом меня поражало, что было много школьников — и это, честно говоря, очень приятно смотреть. Блаженны те родители, которые, в общем-то, воспитывают именно через такие мероприятия своих детей. Это у них отложится навсегда.

Помню, как-то со школьниками расфасовали тысячу, кажется, вот этих наборчиков. Тысяча наборчиков — ну, чтобы каждый мог представить, это примерно... Вот я уже говорил, что там 6-7-8 килограмм веса, и набор — там по несколько банок тушенки, макароны... То есть, там перечисляется, ну, наверное, наименований 13-15. И вот дети в большинстве своем — ну, там несколько человек, человек 15 что ли было, да — вот тысячу таких наборов сформировали. Вы знаете, для меня это вообще было... Это святые наборчики, можно так сказать, в общем-то...

К. Мацан:

— А вот Вы упомянули, что кто-то скажет, что «вот наступили трудные времена, и вы ввиду этого объединились». А Вы реально с таким скепсисом сталкивались? Я так спрашиваю, потому что мне представляется, что нет ничего плохого или стыдного, что ввиду тяжелых времен люди объединяются.

Более того, вот те, кто занимаются социальной работой, социальными проектами — уже просто не раз рассказывали у нас в студии — что вообще одни из точек роста, скажем так, гражданского общества — это люди, которые вокруг проблемы объединяются.

Там... У родителей болеют дети одинаковыми болезнями — возникает фонд вокруг этих родителей, которые знают, как помогать. То есть, люди видят проблему, находят тех, у кого такая же проблема была, и вот объединяются, и вот возникают большие социальные проекты вокруг этого...

Откуда вот эта критика, этот скепсис может браться, как Вам кажется?

Прот. Игорь:

— Эта критика, в общем-то, берется, мне кажется, из очень простого — нужно как-то оправдать свое бездействие, или невозможность, нежелание, в общем-то, в данный момент как-то помочь — и естественно, это надо подвергнуть какому-то сомнению...

Это всегда больно как-то ранит, но я не вижу в этом ничего... Хорошо, если человек задает вопросы — если это действительно искренне... да даже если не искренне — то значит, он над этим думает. Значит, у него встают вопросы... Есть же такое мнение, что человек жив, пока у него есть вопросы. Когда он перестает задавать вопросы, он умирает...

М. Борисова:

— Я позволю себе...

К. Мацан:

— Вопрос...

М. Борисова:

— (смеется) Не согласиться... Или согласиться не со всем... В свое время владыка Пантелеимон Шатов в одном из интервью сетовал на то, что организовать помощь в кризисных ситуациях легче, чем организовать паллиативную помощь. Когда люди вынуждены годами, иногда десятилетиями помогать — в монотонном таком режиме, но главное, постоянно — потому что люди, нуждающиеся в этой помощи, никуда не деваются, они в этом состоянии пребывают долго.

И он говорил, что это самая сложная задача — организовать людей, вот подвигнуть их именно на долговременную помощь, на долговременное пребывание в состоянии помощи. Поэтому, может быть, те, кто задают такие вопросы, не совсем неправы...

Прот. Игорь:

— Может быть, да, не совсем неправы... Вот Вы упомянули паллиативную помощь — она действительно имеет такое очень длительный, пролонгированный период времени. И человек когда пребывает в каком-то, допустим, состоянии... в состоянии помощи — он к этому привыкает, это для него становится обыденным, и у него даже может быть какое-то профессиональное, не знаю, выгорание, да, в этом плане. То есть, он привыкает.

И какие-то кризисы его должны, наоборот, как-то взбодрить. То есть, нам эти кризисы просто необходимы. Вот лично мне нужен какой-то кризис, чтобы меня из такого благодушного доброго, знаете вот, старческого состояния на приходе сделать опять активным молодым человеком. Иначе я там загнусь...

Я согласен с владыкой Пантелеимоном. Он в этом плане — я не побоюсь этого слова относительно него — он профессионал. Он профессионал в милосердии, и ему, естественно, надо доверять в этом слове...

К. Мацан:

— А я вот постараюсь сейчас ложку меда добавить. Я как-то в свое время для журнала «Фома» делал интервью с англичанкой из Лондона, которая занимается там социальными проектами, причем в очень такой интересной специфике — она сотрудница того, что мы бы назвали муниципалитетом, или управой района. И занимается работой конкретно с волонтерами в этом районе.

И там у них вот прямо, как она рассказывала, расписаны программы, и вот есть окошко, куда можно обратиться — вот человек приходит и говорит: «Я вот хочу поволонтерить. — Вот, пожалуйста, Вы что умеете? — Я айтишник. —Вот бабушке на 7 этаже нужно интернет настроить, и пожалуйста, каждую неделю проверяйте, чтобы все работало»...

И люди постоянно просто, как бы вот мы сказали, в контакте с местными властями этим занимаются. Это такая работа, поставленная на поток. Но кстати ведь, у нас сейчас... Мы тоже к этому движемся — потому что это, видимо, мировая тенденция...

Вот у нас же есть национальный проект «Образование», и благодаря этому проекту сейчас создана, в общем-то, эффективная система поддержки волонтерства. И есть сайт, называется добро.ру — и вот все желающие стать волонтерами там могут легко зарегистрироваться, выбрать сферу, в которой хочется приносить пользу, и дальше по мере сил в свою меру в этом развиваться. Это, мне кажется, очень тенденция правильная...

Отец Игорь, я Вас вот о чем хотел спросить, более в личном плане. Я помню, Вы в одном интервью не так давно Вы рассказывали о том, какие внутренние размышления у Вас породил опыт общения с человеком, который регулярно просит помощи рядом с храмом. Вот с одной стороны, человек помощи просит, и вроде в Евангелии — Вы так сказали, и я это запомнил — там сказано «просящему дай», и нет ограничений и дополнительных условий...

То есть, не говорит Господь: «Дай просящему, если ты уверен, что он не пропьет», или «дай просящему, если ты уверен, что это пойдет ему во благо». В общем-то, призыв Христа очень абсолютен и прост в этом смысле. Но практика жизни показывает, что человеку можно навредить помощью, если она в какой-то ситуации вот так оказывается: вот человек просит денег на паперти, ему жертвуют — а он их пропивает, и в общем-то, в своем образе жизни продолжает пребывать.

А вот как Вы сейчас эту ситуацию чувствуете? Как Вы ее в себе, если угодно, преодолели, и преодолели ли? Вот что сейчас в сердце?

Прот. Игорь:

— Да, Евангелие очень четко говорит, Священное Писание, что надо помогать всем, всегда и везде — то есть, вот такой принцип. У святых отцов мы встречаем дополнительное — я не хочу... я раньше думал, что это противоположное, или второе мнение, да, но — это дополнительное: «Пусть милостыня твоя запотеет в руке твоей». То есть, Василий Великий об этом говорит — не сразу ты должен как-то вот броситься на то, чтобы помочь этому человеку...

Вы привели пример, который действительно, в общем-то, развивается у нас перед глазами. У нас около храма есть бездомный, который сам азербайджанец, в общем-то, депортированный несколько раз, я так понимаю, из страны, прибежавший обратно — поэтому у него нет никаких документов, и так далее, и тому подобное... Он не крещеный человек, он не крещеный человек... Но очень сильно пьющий...

И вот такое «милосердие», которое проявляют наши прихожане, о котором я постоянно говорю — они его обязательно загонят в гроб... Ну то есть, он на пути к этому... Он на пути к этому, да — то есть, он допьется до того, что он помрет...

Отменяет ли это принцип «всем, всегда и везде»? Нет, не отменяет. Потому что помочь ему надо. И нельзя сказать... Вот я не могу сказать... Мы его устраивали там и жить при храме, мы пытались его устроить в «Ной» — а там надо не пить и работать. Проблемы, видите, в общем-то, серьезные, чтобы он там не задержался... И я не могу сказать, что «все — я вот умываю руки, я больше помочь ничем не могу, весь спектр услуг я ему предложил — он не выбрал». Значит, не все я ему предложил, раз он, в общем-то, еще там находится.

Но это не значит, что я должен ему каждый раз, в общем-то, подавать — со слезой, без слезы на глазах — потому что это загонит его в гроб! Я вообще считаю, что если ты не знаешь человека, то финансово ему помогать нельзя. Вот просто категорически нельзя. Потому что ты можешь явиться не милосердным человеком, а человеком, который погубит его.

Ищи другие, в общем-то, формы помощи, ищи по-другому как ты можешь помочь. И если ты не оказываешь ему добро — значит, ты оказываешь ему зло. Но деньги — это не всегда добро, в данном случае. Это чаще, в 99% случаев это зло — вот когда мы подаем вот так бездомным. Кто-то скажет: «Не мое дело, пусть Господь с ним Сам разбирается»... Мы и так Богу создаем кучу проблем! Ну зачем еще создавать ту проблему, которую мы можем не создавать?

М. Борисова:

— Но ведь это, наверное, касается не только денежной помощи. Существует масса проектов, которые собирают вещи для бездомных, или которые собирают какие-то подарки в детские дома... С чем приходится сталкиваться — в последнее время люди, которые занимаются этим вплотную, говорят: вот бездомным теперь можно собирать только новые вещи, или вещи такие, которые, в общем, в принципе, такие достаточно дорогие, а вот просто какую-то поношенную вещь они еще и не возьмут. Или там в детский дом можно привозить только новые гаджеты, а какие-то дешевые или бывшие в употреблении там тоже не принимают...

Получается какая-то абсурдная ситуация. Существует большое количество бедных людей, которые каждый день решают проблему, что им на первый план, выходит — купить еды или купить там ребенку новые ботинки... Такие люди есть, они всегда были и, по-видимому, всегда будут... Но вот эта вот гипертрофированная помощь каким-то определенным категориям превращается как бы в свой антипод. Потому что, мне кажется, это только развращает, смысл помощи меняет знак...

Прот. Игорь:

— Абсолютно согласен с Вами. Я бы сказал более сурово в данном плане: я вообще против кормления бездомных на улице, на вокзалах. Против. Кто бы мне чего ни говорил — против. Да, есть определенные периоды жизни, когда это очень необходимо — ну, допустим, пандемия, да. В данный момент времени — да...

У нас есть куча организаций, которые могут помочь бездомному по-настоящему. Но вот раздача одежды, кормление на улице — пусть это звучит как-то ненормально — это продлевает их пребывание в состоянии именно бездомности. Я ни в коем случае сейчас не осуждаю те организации, которые, в общем-то, этим занимаются...

Но могу привести пример. Одна из крупнейших таких благотворительных организаций — я не буду сейчас называть в эфире, но просто пусть вот наши радиослушатели, скажем так, поверят — очень долго «наезжала» и распространяла разные фейки про «Ной» — что это организация, которая «зарабатывает на бездомных» и тому подобное, пятое-десятое — потому что мы постоянно с ними конфликтовали из-за кормления на улице, из-за кормления в городах... И так далее и тому подобное.

Но как только эта организация открыла у себя небольшой дом помощи бездомным, куда они могли принимать бездомных на какой-то срок там, на месяц, на полгода, на год — они сразу стали нашими сторонниками! Они сказали: «Слушайте, мы этого просто не видели и не понимали!». Говорят: «Какой вред мы наносили тем, что кормили людей на улице!», — вот просто... Причем — это просто такая ремарка — они кормили людей на улице около своей организации; и когда им предлагали местные жители кормить в своих домах и дворах, они отказывались это делать — вот это тоже, кстати, показатель...

Но Вы знаете, я хотел бы вот сейчас, воспользовавшись этой темой, уйти в очень важное направление такое — профессиональное милосердие, профессиональную помощь людям. Что это такое? Вот Маша — она как человек молодой такой вот, горящий — она прекрасно... и давно, кстати, занимающийся помощью, занимающийся молодежью — она вот сейчас, скажем так, начинает меня «душить» как настоятеля в том, что, говорит, надо объединяться. Надо, говорит, в волонтеров набирать, приглашать людей, которые хотят помогать! Это то, о чем вот сейчас... Константин начал, скажем так, эту тему, и я вот хотел бы ее дальше так продолжить... Ведь она — именно волонтерская тема, молодежная волонтерская тема — она очень интересная...

К. Мацан:

— Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО, и Мария Сергеева, координатор проекта «Благо» — проекта гуманитарной помощи, организованного при храме Александра Невского при МГИМО, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». Итак, молодежная волонтерская тема, которая очень интересная...

Прот. Игорь:

— Что это такое? Это вообще необходимая организация в жизни любого человека, где он может проявить себя в виде подвига. Молодым людям необходим подвиг. Очень необходим...

Ну, Константин, Вы знаете по своему любимому вузу, что, в общем-то, может быть, сорганизовать кого-то на какие-то дополнительные там лекции, встречи и тому подобное сложно, но если вот бросают призыв поехать в детский дом...

Вот совершенно замечательная история была, есть и продолжается у МГИМО с Кондровским детским домом. Там запрещалось, скажем так, привозить подарки, какие-то тортики и так далее детям. Сначала ты должен был туда приезжать как волонтер и начать общаться с детьми. Это очень правильно! Никаких новых гаджетов, никаких там подарков, и так далее и тому подобное... Детям нужно общение! У них все потом будет свое... И только спустя какое-то время тебе разрешалось там привезти какую-то сушку, баранку, пряник и тому подобное...

К. Мацан:

— А можно я тоже добавлю два слова... Потому что вот у отдельных ребят из МГИМО вот эта дружба с Кондровским детским домом переросла в то, может быть, вообще самое главное, ради чего все это делается — это такое полное сопровождение и социализация этих ребят и в будущем, когда они уже стали подростками, взрослыми. То есть, помощь, чтобы они получили образование, жилье и стали вот такими полноценными самостоятельными членами общества, это и юридическая помощь, и, наверное, финансовая тоже... И такая поддержка человеку, у которого старшего товарища нет — а вот в лице ребят из МГИМО просто появились такие прямо старшие друзья, которые вот за руку берут и в ж вводят. Это вот такой результат, к которому, мне кажется, такая помощь в идеале всегда до стремиться...

Прот. Игорь:

— Это вы сейчас говорите прямо словами Марии. Я уже это слышу в сотый раз, наверное, и наконец-то они до меня доходят. (смеется) Вот поэтому, пользуясь совершенно замечательным Радио ВЕРА, я приглашаю всех, кто, в общем-то, в этом как-то заинтересован...

К. Мацан:

— А можно я тогда спрошу Марию в этом смысле... Потому что вот даже тот пример, который я привожу сейчас — я конкретно знаю человека, имя-фамилия, с которым мы ездили в детский дом, и вот сейчас у него, в общем-то, на его совести (в хорошем смысле) несколько ребят, которые вот так вышли в жизнь самостоятельную...

Но о чем я хочу спросить? Ведь эта история — она не может быть, скажем так, массовой. То есть, это один человек, вот взрослый волонтер, в принципе, может с собой в жизнь повести... ну сколько там... одного-двух людей. То есть, это очень близкие отношения. Это не то, что вот один человек таким широким жестом людей за собой ведет — это штучная история...

И, видимо, поэтому людей нужно очень много на это. А вот как Вам кажется, это может стать массовым — вот такое вовлечение глубокое, до конца, до корней? Что Вы об этом думаете?

М. Сергеева:

— Ну, мне кажется, это вообще должно быть, это должно становиться массовым, особенно в наши времена. Сейчас вот, если мы вернемся к теме, какая у меня была идея, и есть она — и уже много кто ее поддержал, и готов, и уже составляются списки людей... Сейчас стоит задача у нас такого массового характера: здесь очень много кто не пошел воевать (ну, в силу обстоятельств, не призвали, еще что-то), но они хотят что-то делать. Они хотят быть героями, они не могут сидеть равнодушно и смотреть за всем происходящим...

И есть молодежка в Луганске, есть молодежка в Донецке, которая тоже сидит, и у них нету связи с молодежкой, которая здесь находится. И задача здесь стоит именно объединиться и друг другу помочь. И всех желающих, кто туда готов поехать и, ну, себя проявить в качестве героя того же — помочь тем же самым бабушкам заколотить окна... Потому что там сейчас, в данный момент, ну, молодых ребят очень мало осталось, и им нужна эта помощь, да, то есть как бы...

И наоборот — тех, кто там сидит в Луганске, привезти сюда, их как бы поддержать, показать, что мы их здесь все ждем, и все как бы сопереживаем и поддерживаем в сложной ситуации, ну то есть... И мне кажется, задача здесь такая, что это в принципе должно быть массовым — мы должны друг другу помогать...

Ведь не все материальное — оно радует душу именно, затрагивает душу, закладывает туда добро и любовь. В наше время очень много людей, которые не чувствуют любовь — от соседа, да, то есть, просто даже... Даже внутри семьи сейчас очень мало любви. И мне кажется, через это как раз мы сможем родить эту любовь заново. То есть, у кого в сердце это сейчас как пустота...

М. Борисова:

— Ну мне кажется, что здесь есть подводный камень, на который мы не обращаем внимания. Вот все, о чем вы говорите — и Вы, Маша, и Костя — требует помимо желания, помимо горения сердца и стремления помочь еще и умение — чтобы не навредить. А для этого нужно учиться. Для этого человек, который хочет помогать, должен сначала научиться помогать, чтобы не навредить...

Прот. Игорь:

— Абсолютно Вы правы. Поэтому вот волонтерское движение — оно и создается... То есть, объединяются люди вокруг тех, кто, в общем-то, знает, как организовать ту помощь, то милосердие, которое является настоящим милосердием, а не просто вот самочинным...

Вот мы же с вами... Вот Костя привел пример нашего бомжа, да — ведь помощь ему, вот личная помощь, да — это самочинный вред! Который, как мне кажется — что вот я исполняю заповедь Христа; а это не так. Это не так...

«Всем, всегда и везде» — это не значит, что вот у меня нет времени, и вот я сейчас ему подал — и вот я выполнил заповедь Христа. И это не значит, что волонтер, который решил помогать, знает, как это делать. И если он приедет и переведет там бабушку 10 раз через дорогу — что он сделал доброе дело, помноженное на 10. А если ей не надо через дорогу переходить — зачем он это, в общем-то, делал?

К. Мацан:

— Был такой «Ералаш» старый...

Прот. Игорь:

— Ну в общем, да, «Ералаш»... А у нас же это сплошь и рядом, поверьте! То есть, мы навязываем: «Я тебя люблю, и ты эту любовь должен принять, — вот именно такой тональностью, — вот, и должен мне сказать спасибо»... Не-не-не-не-не! Подожди-подожди, подожди...

И волонтерское движение — чем оно хорошо, и чем хорошо молодежное волонтерское движение? Что там научают этому милосердию. Мы иногда слышим вот, допустим, жалобы на сотрудников владыки Пантелеимона, да — что вот они там жесткие, и тому подобное. И думаешь: ну надо же, ну как же это так...

А потом, когда разбираешься: это необходимая жесткость — в том, чтобы оказать человеку помощь! Это просто необходимо! Они профессионалы. Они знают, как тебе помочь, а не как тебя, в общем, разбаловать и тому подобное. И ничего в этом страшного и ужасного нет. Помощь должна быть помощью, а не чем-то там другим... Исполнением моих каких-то желаний...

К. Мацан:

— У меня есть свой пример такой самочинной помощи. У нас тоже недалеко от храма сидят иногда люди и просят милостыню. И как-то мы с ребенком после службы зашли в магазинчик, там продавались пирожки. Я думаю: как хорошо, сейчас будем выходить — куплю пирожок еще и вот этой бабушке, которая там сидит. И я, в общем-то, раздуваясь от собственной гордости, от того, какой я милосердный — еще и ребенку пример подаю, какой я вообще молодец...

И мы, значит, проходим, и этой бабушке даем — и она этот пирожок принимает, вижу, без какого-то энтузиазма... Потому что у нее за спиной сумка, и там — 10 этих пирожков, 20! Потому что каждый прихожанин, видимо, решил, что это очень хорошая форма — не деньгами, а пирожками. И, в общем-то, если она все эти пирожки съест — там понадобится врач... Поэтому вот надо быть аккуратнее...

Прот. Игорь:

— Да, да... Так что вот, все-таки возвращаясь к такому молодежному волонтерскому движению — я вот хочу призвать всех, кто желает — вот обращайтесь в храм. Давайте загрузим по полной нашу Машу этим новым ее горением... И я думаю, что мы, в общем-то, получим большую пользу. А вот, Маш, а вот сколько Вы раз уже съездили с гуманитарной помощью?

М. Сергеева:

— Ой, если честно, я уже, наверное, перестала считать в последнее время... Наверное, более 18 раз...

К. Мацан:

— Живете в дороге, по сути...

М. Сергеева:

— Да...

Прот. Игорь:

— И вот я тоже ездил с Марией несколько раз... Знаете, что меня поразило в Маше? Она все время плачет там! Вот мы там приезжаем, допустим, в пункт помощи беженцам, и смотришь на нее — а у нее слезы на глазах. Она оттуда возвращается, она что-то рассказывает — и у нее слезы на глазах...

Вот такой волонтер — он никогда (ну, надеюсь, никогда) не перегорит. И вот он будет помогать... Мы ищем людей, которые хотят заниматься именно вот такой волонтерской деятельностью — ну, наверное, так же, как, в общем-то, Мария...

К. Мацан:

— Спасибо огромное за нашу сегодняшнюю беседу! Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО, и Мария Сергеева, координатор проекта «Благо» — проекта гуманитарной помощи, организованной при храме Александра Невского при МГИМО, были сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер».

Спасибо огромное... В студии у микрофонов были Марина Борисова и я, Константин Мацан. До свидания, до новых встреч на волнах Радио ВЕРА...

Ну, и у проекта «Благо» есть всякие разные социальные сети, телеграм-канал — ищите, подписывайтесь, и если сегодняшний разговор вас вдохновил (как и меня) — то присоединяйтесь... Господин барон...

Прот. Игорь:

— Да, вся информация есть на сайте храма Александра Невского при МГИМО... И до новых встреч — уже очно!

М. Сергеева:

— До свидания!


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем