Евр., 305 зач., II, 2-10.
Глава 2.
2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,
3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него,
4 при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле?
5 Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим;
6 напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его?
7 Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих,
8 все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено;
9 но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.
10 Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел говорит о том, что Бог дал людям Своё Откровение двумя способами. Первый — через ангелов. Речь идёт о законе Моисеевом, который евреи получили на горе Синай при помощи Моисея после Исхода из Египта. Этот закон был направлен в первую очередь на то, чтобы упорядочить отношения между людьми, а также на то, чтобы регламентировать религиозно-обрядовую жизнь человека. Нарушение этого откровения влекло за собой суровое наказание, так как разрушало общественный и ритуальный ритм жизни. Другое откровение люди получили через Иисуса Христа, Сына Божия. Оно намного важнее, чем то, которое дано через ангелов, поскольку Творец принёс его лично, а также потому что оно давало человеку не просто внешний закон, Откровение Христа — это новые правила жизни самого человеческого существа. Закон Моисея менял общественные отношения, закон Евангелия меняет само сердце человека, его образ мысли и чувств. А потому его нарушение — это не просто преступление перед обществом, это потеря спасения своей бессмертной души и вечной жизни.
И далее апостол Павел поясняет, чего же именно может лишиться человек, если будет пренебрегать откровением Спасителя. Для этого он цитирует один из псалмов царя Давида, в котором говорится о той славе, которую Бог дал человеку. «Что значит человек, что Ты помнишь его, или сын человеческий, что Ты посещаешь его?» — говорится в псалме. Иными словами, Давид словно спрашивает: какова роль человека в замысле Бога. И далее он сам же отвечает на этот вопрос: «Не много Ты умалил его перед ангелами». В еврейском оригинале псалма мы видим ещё более сильное выражение: «Не многим ты умалил его перед Богом». Иными словами, слава человека в замысле Творца такова, что при сотворении он лишь немного не дотягивает до божественности. Бог предначертал людям владычествовать над всем, что есть в этом мире. Владычествовать не как злобный тиран, а как рачительный хозяин, любящий и заботливый отец. Однако люди, поддавшись искушению, потеряли этот дар. Христос и пришёл для того, чтобы вернуть его нам. Он умер для того, что сделать нас владыками мира, дать нам ту власть и славу, которую мы должны были иметь изначально. Всё, что от нас зависит, — не отвергать Его Откровение, то есть тот образ жизни, который нам предлагает Евангелие. Но с доверием Богу и терпением двигаясь по этому пути, шаг за шагом вновь становиться хозяевами собственного сердца.
«Письма Баламута». Архимандрит Симеон (Томачинский)
Вместе с доцентом Московской духовной академии архимандритом Симеоном (Томачинским) мы читали и обсуждали фрагменты книги Клайва Стейплза Льюиса «Письма баламута» и смотрели, как художественные образы этого текста сочетаются с тем, что об искушениях в жизни христианина говорит православная традиция.
Все выпуски программы Светлый вечер
Свято-Георгиевский женский монастырь
Свято-Георгиевский женский монастырь — пример того, как люди, благодаря своей вере и любви, могут творить чудеса. На горе Дубровка, расположенной рядом с городом Ессентуки, еще 20 лет назад ничего не было. А сейчас — этот монастырь, посвященный Святому Великомученику Георгию Победоносцу, один из ярких уголков Кавказских Минеральных Вод. Сюда едут туристы, паломники и постоянные прихожане, чтобы побывать на службах, где очень проникновенно поют воспитанницы детского приюта — пансиона «София» и монахини, прикоснуться ко множеству святынь, а главное, посмотреть на свою жизнь с высоты, ведь это важно. О том, как был построен этот монастырь, кто его помощники, как здесь живут и трудятся замечательные сестры обители, во главе с Матушкой Игуменьей Варварой Шурыгиной, а еще о том, как воспитать в детях веру в Бога, расскажет наша программа.
2 января. Об особенностях богослужения дня
Сегодня 2 января. Предпразднство Рождества Христова.
Об особенностях богослужения дня — игумен Лука Степанов.