
Еф., 220 зач., II, 4-10.
Глава 2.
4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,
5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, благодатью вы спасены,
6 и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе,
7 дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.
8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
9 не от дел, чтобы никто не хвалился.
10 Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Только что прозвучавший отрывок апостол Павел начинает с рассуждений о том, что сделал Христос для каждого из нас. По своей любви Он спас нас от смерти. Речь идёт не столько о физической смерти, сколько о состоянии смертности, которое живёт в каждом человеке и проявляет себя в виде ощущения тоски, пустоты, одиночества. Мы можем выглядеть живее живых, бегать, прыгать, суетиться, но при этом внутри быть наполнены болью, испытывать муки отчуждения от окружающих нас людей и от Бога. Смерть физическая — нередко всего лишь кульминация этого состояния. Благодаря воплощению, смерти и воскресению Спасителя в мир пришла Божественная благодать. Это то единственное лекарство, которое может исцелить нашу душевную болезнь. Наполнить нашу душу радостью и светом, соединить с людьми и Богом. Благодать становится доступна человеку, если он уверовал во Христа и стал участником Его Церкви.
Однако это не означает, что единственное, что от нас требуется, — это согласиться с учением Церкви, принять Крещение и ходить в храм для участия в таинствах. Апостол Павел говорит о том, что у нас есть предназначение, которому мы должны следовать, чтобы божественная благодать поселилась в нашем сердце. По его словам, мы созданы для исполнения добрых дел. Конечно же, речь идёт об исполнении Евангельской заповеди о служении ближним. Именно для этого Бог нас создал, в этом заключается Его воля о каждом человеке. Исполняешь Евангелие — открываешь своё сердце для мира, покоя и света. Не исполняешь — твоя душа остаётся в области смертности, ты чувствуешь себя одиноким и покинутым, даже если тщательно исполняешь все церковные обряды.
Как же эту добродетель осуществлять на практике? Можно вспомнить о важной рекомендации, которую встречаем как в Евангелии, так и у христианских святых. Нам необходимо научиться жить одним днём. Это не означает, что я могу творить сегодня, что хочу, а завтра, хоть потоп. Речь о том, что каждый новый день готовит для меня ряд ситуаций, в которых я буду встречаться с конкретными людьми: родными, близкими, знакомыми или случайными прохожими. Я могу относиться к этим встречам или как к бессмысленным столкновениям, или же воспринимать каждую как возможность исполнить Евангелие. Кого-то поддержать, поблагодарить, помочь словом или делом. С кем-то быть честным, сдержанным, терпеливым. Кому-то не ответить злом на зло, возможно, попросить прощения. И так далее. Главное, что каждую свою реакцию на любого человека, который встречается мне сегодня, на его просьбы, слова, поведение я должен сверять с Евангелием. Так и рождается навык делать добро. Как говорит святитель Тихон Задонский, «добродетель есть всякое слово, дело и помышление, согласное с законом Божиим». То есть лишь от моего отношения зависит то, как я проведу свой день. Именно от меня зависит, будет он наполнен нелепыми стечениями обстоятельств и превратится ещё в одни бессмысленные и непонятные 12 световых часов, в день Сурка. Или же мой день станет чем-то вроде полосы препятствий, двигаясь по которой, я выполняю разного рода сложности задания, открываясь с каждым разом всё больше и больше свету божественной благодати. Один день настоящей христианской жизни — это не так много. У всех у нас есть возможность забыть, что было вчера, не думать о том, что будет завтра и побыть служителями Христа только сегодня. Тем более, что и Бог даёт мне силы именно на один день. Но именно из таких «сегодня» и складывается вся наша жизнь, а, следовательно, зависит и участь моей души в вечности.
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О святых воронежской земли

Сегодня 17 сентября. Собор святых Воронежской митрополии.
О святых воронежской земли — протоиерей Максим Горожанкин.
В сонме святых Воронежской митрополии просияло множество святых угодников Божиих. Это и первый епископ Воронежский, святитель Митрофан, которого очень почитал император Петр Великий, и он хоронил святителя. И с благословения святителя Митрофана началось возрождение воинской доблести страны, начался её флот.
Это и святитель Тихон, Воронежский, Задонский чудотворец, духовные писания которого послужили и служат до сих пор для многих христиан добрым назиданием в их духовной жизни. Это и новомученики, и исповедники российские. Святой священномученик Петр, епископ Воронежский, который прошёл путь от ученого монаха до соловецкого узника, был расстрелян и убит.
История русской святости видна в сонме святых разных-разных губерний и областей. И дай Господь, чтобы сегодня, молясь святым земли Воронежской, мы призывали в молитвах и святителя Митрофана, и святителя Тихона, и святителя Петра, и всех святых в земле Воронежской просиявших.
Все святые, молите Бога о нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О творчестве Константина Сергиенко

Сегодня 17 сентября. В этот день в 1940 году родился русский писатель, автор исторических романов для детей Константин Сергиенко.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
85 лет тому назад родился примечательный русский современный писатель Константин Константинович Сергиенко, писавший преимущественно для юношества. А его самое известное произведение «До свидания, овраг» посвящено четвероногим друзьям, которые в этой повести мыслят и говорят. И настолько образно и глубоко, что это произведение было признано советским бестселлером, переведено на многие иностранные языки. И для любителей своих питомцев представляет собой своего рода энциклопедию.
Константин Константинович был человеком высокой культуры. Зная три иностранных языка, он с юности погружался в исторические темы, скажем, войны Испании и Голландии. Прежде чем написать исторический очерк на тему осады голландского города испанцами, изучил более 500 произведений на данную тему. Сегодня можно позавидовать такой глубине проникновения в тему.
Скончавшись совсем молодым, не достигнув шестидесяти лет, раб Божий Константин говорил о том, что жизнь человеческая — это чудо, это дар. Мы не должны относиться к нему поверхностно. Так легко растерять милости, дарованные нам свыше. Жизнь прожить по-русскому — при слове «не поле перейти».
Произведение Константина Сергиенко и учит нас постигать тайну жизни, воздавая за неё благодарение тому, кто нам её даровал.
Все выпуски программы Актуальная тема