
Лохматый котёнок, получивший имя Масяня, появился у меня 5 лет назад. В этом году, можно сказать, первый юбилей нашей совместной жизни. Теперь это уже большая, самостоятельная и очень шерстяная кошка. За пару лет до Маси я по-настоящему пришла в Церковь, открыла для себя смысл и полноту веры в Бога. И, как ни странно, наши взаимоотношения с кошкой стали для меня проекцией отношений Бога и человека.
Вот смотрю на Масяню и понимаю: она хоть и умный зверь, но совершенно не способна постичь жизнь в той степени, в которой её знает человек. Она никогда не сможет читать Достоевского, не узнает, что есть высшая математика, живопись и многое другое. Так и человек по отношению к Богу — Творцу этой жизни — никогда не сумеет постичь всей полноты Божественного замысла. Такова природа каждого из нас.
Когда я везу Масяню к ветеринару, она сопротивляется, из переноски вырывается, всю дорогу переживает, стонет. Видимо, ей кажется, что сейчас будут вредить. «Глупая! Доверься хозяйке, я не сделаю тебе плохо. Немного больно, неприятно — может быть, но это ведь ради того, чтобы ты была здоровой и жизнерадостной!» Не так ли мы сопротивляемся разным событиям своей жизни, всячески изворачиваемся и пытаемся вырваться, не понимая, что это нам дано во благо и нужно просто довериться Богу?
А когда Мася хочет выйти на незастеклённый балкон на 11 этаже, я ей это запрещаю, ругаю и могу наказать. Наверное, она не понимает, почему такие жёсткие ограничения, ведь там — другой мир, там птички и бабочки, там интересно! «Но ты же можешь погибнуть, Мася, вскочишь на перила и выпадешь!» Вот так и люди, им говорят: «Нельзя! Опасно! Гадания, предсказания, гороскопы — игра с огнём, душа может погибнуть, разбиться!» Но нет, мы продолжаем упорно ходить по перилам балкона на 11 этаже.
А когда моя кошка приходит и просит меня о чём-то: смотрит в глаза и так проникновенно «Мяу! Мяу!» Мягкой лапкой, подобрав когти, меня потрогает, мол, внемли просьбе моей! Ну, разве я могу ей отказать? Отрываться неохота, но я всё же ставлю видео на паузу, поднимаюсь и иду её кормить. Почему-то думаю, что и Бог так же: если Его просить, лапкой нежно и настойчиво тормошить, то Он не откажет в просьбе.
Ну, и по поводу любви. Те, у кого есть кошки, знают, насколько это своенравные животные. Лежит балдеет, подходишь её погладить, а она вся извивается — не хочет, чтоб её трогали — вырывается, убегает.
Как так? Я — твоя хозяйка, я кормлю и пою тебя, убираю за тобой, лечу тебя и люблю тебя, а ты? Конечно же оттого, что ты так себя ведешь, я не перестану любить тебя, кормить, поить и далее по списку. Я продолжу это делать. Но как ценно, когда Масяня сама приходит ко мне, ложится на грудь, мурчит и засыпает со мной в обнимку. Это любовь!
По сути, это единственное, для чего и нужна кошка: мышей в городских квартирах давно нет, и толку от Маси ни-ка-ко-го! Только своей любовью она может оправдать заботу о ней. Не так ли и Бог заботиться о нас, кормит нас и любит, даже если мы «выгибаемся» и «фыркаем», и толку-то от нас Богу никакого, но Он ждёт, когда мы сами, добровольно придём к Нему, скажем, что любим и уснём в Его объятиях.
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема