Сегодня мы с радостью представляем нового автора рубрики "Частное мнение" Игоря Петровского, пресс-секретаря Главы Донской митрополии, преподавателя факультета журналистики Южного Федерального Университета, докторанта университета г. Фрибурга (Швейцария).
Как-то в беседе с одним моим другом мы заговорили о подаянии и нищих. Друг был не бедного десятка, да к тому же с большим сердцем. Он подавал всем, кто просил, и полагал, что Бог сам знает, на что пошли эти средства. О мошенниках среди нищих он говорил примерно так: мера ответственности того, кто подает милостыню, заканчивается после того, как милостыня подана. Далее – всё на совести просящего. В общем-то позиция благородная и понятная. Тем более, что есть четкие указания в Евангелии от Луки: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад». И полагаю, что на этом, в большинстве случаев, все дискуссии бы закончились. Однако в одном из самых древних христианских письменных памятников - «Учении двенадцати апостолов» - есть, уже ставшие знаменитыми, строчки, посвященные данной теме: «Пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, пока не будешь знать, кому даёшь». Этот текст лег в основу целой традиции так называемого разумного подаяния, которое предполагает, что подавать человеку бездумно не следует, так как эти средства он может употребить на злые дела или на развитие таких пороков как лень, тунеядство, попрошайничество, пьянство и так далее.
Таким образом мы имеем две аргументированные и основанные на священных текстах традиции. Одна полагает – подавать надо всем и всегда, так сказать, не взирая на лица. Другая требует тщательного исследования, кому и на что ты подаешь.
Тема эта не праздная. Тем более в наше время. Количество людей, просящих денег на светофорах, в переходах или у храмов возрастает с каждым месяцем. И истории у них - одна другой краше. Недавно, целая группа, просящая милостыню, которую я наблюдаю уже более года в одном и том же месте, обзавелась какими-то гербовыми бумагами, и вся как один стала украинскими беженцами. Очевидно, что в ряде случаев, нас просто откровенно обманывают, играя на самых благородных чувствах.
И вот как к этому относиться? Как относиться к протянутой руке человека, когда он мог бы приложить эту протянутую руку к труду? Как быть с человеком, который делает из своей нужды промысел? Щекотливый вопрос. И в истории Церкви величайшие отцы давали прямо противоположные ответы. Например святитель Иоанн Златоуст утверждал, что «если мы станем исследовать образ жизни нуждающихся, то не окажем милостыни ни одному человеку». А вот святитель Василий Великий, напротив, давал весьма нелестные оценки тем, кто на нашем милосердии делает легкие деньги. Он говорил, что тот, кто подает действительно бедному, тот подает Господу... а кто дает денег всякому проходимцу, тот бросает псу, который пробуждает в нас одно лишь желание поскорее отвязаться. Опять-таки, святитель Иоанн Милостивый говорил, что если мы действительно рабы Христовы, то должны подавать так, как Христос -не взирая на лица и не расспрашивая о жизни. А в тоже время, в библейской книге мы читаем: «давай благочестивому, и не помогай грешнику».
Конечно, вопрос о милостыне - это не дуэль цитат. В духовной жизни человека нередко возникает два взаимо-противоположных решения, каждое из которых правильное и за каждым стоят авторитеты. В таком случае, Церковь предлагает каждому самостоятельно решать, исходя из своего внутреннего устройства, голоса совести и разума. В этом наверное красота и глубина православия, которому чужда позиция фарисейства, дающего однозначные ответы на все вопросы.
Для нас же главный принцип милосердия всегда должен совпадать с главной заповедью клятвы Гиппократа – не навреди. Ведь умение правильно помочь – это еще одна степень нашего благоразумия. Т.е. нашего умения быть одновременно и благим, и разумным.
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема