Сегодня мы с радостью представляем нового автора рубрики "Частное мнение" Игоря Петровского, пресс-секретаря Главы Донской митрополии, преподавателя факультета журналистики Южного Федерального Университета, докторанта университета г. Фрибурга (Швейцария).
Как-то в беседе с одним моим другом мы заговорили о подаянии и нищих. Друг был не бедного десятка, да к тому же с большим сердцем. Он подавал всем, кто просил, и полагал, что Бог сам знает, на что пошли эти средства. О мошенниках среди нищих он говорил примерно так: мера ответственности того, кто подает милостыню, заканчивается после того, как милостыня подана. Далее – всё на совести просящего. В общем-то позиция благородная и понятная. Тем более, что есть четкие указания в Евангелии от Луки: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад». И полагаю, что на этом, в большинстве случаев, все дискуссии бы закончились. Однако в одном из самых древних христианских письменных памятников - «Учении двенадцати апостолов» - есть, уже ставшие знаменитыми, строчки, посвященные данной теме: «Пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, пока не будешь знать, кому даёшь». Этот текст лег в основу целой традиции так называемого разумного подаяния, которое предполагает, что подавать человеку бездумно не следует, так как эти средства он может употребить на злые дела или на развитие таких пороков как лень, тунеядство, попрошайничество, пьянство и так далее.
Таким образом мы имеем две аргументированные и основанные на священных текстах традиции. Одна полагает – подавать надо всем и всегда, так сказать, не взирая на лица. Другая требует тщательного исследования, кому и на что ты подаешь.
Тема эта не праздная. Тем более в наше время. Количество людей, просящих денег на светофорах, в переходах или у храмов возрастает с каждым месяцем. И истории у них - одна другой краше. Недавно, целая группа, просящая милостыню, которую я наблюдаю уже более года в одном и том же месте, обзавелась какими-то гербовыми бумагами, и вся как один стала украинскими беженцами. Очевидно, что в ряде случаев, нас просто откровенно обманывают, играя на самых благородных чувствах.
И вот как к этому относиться? Как относиться к протянутой руке человека, когда он мог бы приложить эту протянутую руку к труду? Как быть с человеком, который делает из своей нужды промысел? Щекотливый вопрос. И в истории Церкви величайшие отцы давали прямо противоположные ответы. Например святитель Иоанн Златоуст утверждал, что «если мы станем исследовать образ жизни нуждающихся, то не окажем милостыни ни одному человеку». А вот святитель Василий Великий, напротив, давал весьма нелестные оценки тем, кто на нашем милосердии делает легкие деньги. Он говорил, что тот, кто подает действительно бедному, тот подает Господу... а кто дает денег всякому проходимцу, тот бросает псу, который пробуждает в нас одно лишь желание поскорее отвязаться. Опять-таки, святитель Иоанн Милостивый говорил, что если мы действительно рабы Христовы, то должны подавать так, как Христос -не взирая на лица и не расспрашивая о жизни. А в тоже время, в библейской книге мы читаем: «давай благочестивому, и не помогай грешнику».
Конечно, вопрос о милостыне - это не дуэль цитат. В духовной жизни человека нередко возникает два взаимо-противоположных решения, каждое из которых правильное и за каждым стоят авторитеты. В таком случае, Церковь предлагает каждому самостоятельно решать, исходя из своего внутреннего устройства, голоса совести и разума. В этом наверное красота и глубина православия, которому чужда позиция фарисейства, дающего однозначные ответы на все вопросы.
Для нас же главный принцип милосердия всегда должен совпадать с главной заповедью клятвы Гиппократа – не навреди. Ведь умение правильно помочь – это еще одна степень нашего благоразумия. Т.е. нашего умения быть одновременно и благим, и разумным.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— 80-летие Победы в Великой Отечественной войне;
— Восприятие ВОВ разными поколениями;
— Историческая память и историческая правда;
— Вклад Русской Православной Церкви в Победу.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров
- «Христианские мотивы в фильме «Сталкер». Иван Перекатов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы, связанные с 80-летием победы в Великой Отечественной войне.
Ведущий: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки