
Апостол Павел. Мозаика
Гал., 203 зач., II, 16-20.
Глава 2.
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Будучи иудеем по происхождению, апостол Павел с молоком матери впитал иудейское отношение к закону, как к тому пути, который Бог сообщил иудеям для спасения. Грехопадение стало для человека катастрофой, последствия которой пронизывали всю его жизнь. И как в нашей обычной жизни катастрофа может повлиять на тело или психику, так грехопадение повлияло на нравственную жизнь. Кажется, ты ничего еще не сделал, просто родился, но уже смертен... Не совершил ни одного поступка, а инстинкты, связанные с соперничеством и эгоизмом уже вовсю управляют твоей жизнью. Подобное положение дел печалило людей с глубокой древности, но никакого выхода из этой ситуации они найти не могли.
Но это положение не устраивало не только людей, оно, в первую очередь, не устраивало Бога. Люди чувствовали, что что-то не так, но не знали этого наверняка. И хотя смерть и болезни сопутствовали им всю историю, а опыт рая был им практически недоступен, они ощущали внутреннюю тоску по иному бытию. Бог же не просто догадывался, что должно быть иначе, Он знал это точно, потому что сотворил человека не для того, чтобы тот наполнял свою жизнь злом, болел и умирал. Вернуть человека на истинный путь было непросто, потому что в своем стремлении к свободе и самостоятельности, он был готов терпеть все несовершенства этого мира... да и не мог уже исправиться сам, потому что стал пленником греха.
Возвращая человека на путь истинный, Бог дал иудеям закон, чтобы они воспитывали свою волю в добре и не увеличивали зло в мире. Он был дан не для того, чтобы вернуть человека в рай и привести его в царство небесное, но лишь для того, чтобы он научился прислушиваться к Богу и исполнять Его волю. Сам закон не мог исправить той кривизны, которая возникла в человеке... Более того, в какой-то момент вера иудеев в силу закона помешала им услышать Христа и ощутить нужду в спасении и оправдании.
В современном языке слово оправдание означает признание невиновным. Но Писание не говорит с нами языком внешних деклараций и всегда подразумевает обращение к сущностной глубине. Именно поэтому в библейском смысле оправдание — это исцеление человека и явление его подлинной праведности, как того состояния, ради которого его сотворил Бог.
И вот пережив встречу со Спасителем апостол Павел осознал, что подлинное исцеление жизни приносит не закон, соблюдением которого он жил, но вера в Иисуса Христа. Вера не как простое признание Его силы или божественности, но как встреча с Ним и коренное изменение жизни. Христос становится ее основой, ее смыслом, Он становится тем, к кому Павел стремится. Но не все были готовы к такой вере. Так, некоторые галатийские христиане полагали, что, войдя в завет со Христом, они уже настолько с Ним связаны, что, даже позволив себе грех, эту связь сохраняют. Апостол со всей решительностью против этого восстает. Если человек возвращается ко греху — он идет к нему один. Если же действительно хочет исцелиться и восстановить внутреннюю правоту, путь открыт. Но это путь подвига, путь сораспятия со Христом и общей жизни с Ним.
Геническ (путешествие по городу)

Фото: PxHere
Геническ расположен на берегу Азовского моря, у основания Арабатской косы, которая дотягивается до Крыма. Эта полоска суши похожа на стрелу. Длина её — более ста километров, а ширина в некоторых местах — менее трехсот метров. Узкая коса и дала название селению — Геническ в переводе с тюркского означает «тонкий». Село было основано в 1784 году по указу Екатерины Второй для добычи соли. Его жителями стали государственные крестьяне, перевезённые из других регионов России. Они не только добывали соль, но и выращивали хлеб, держали скот, ловили рыбу. В годы Крымской войны 1855 года Геническ служил надёжным тылом для русской армии. Он пострадал от обстрелов, но быстро восстановился. В 1904 году здесь построили величественный собор Рождества Богородицы. Он стал символом Геническа, который к тому времени получил статус города. После революции 1917 года храм закрыли. Он долгое время бездействовал, но был возрождён в 1989-ом. И по сей день остается духовным центром Геническа!
Радио ВЕРА в Геническе можно слушать на частоте 103,1 FM
Псалом 18. Богослужебные чтения

Быть может, вы слышали мысль Гильберта Честертона о том, что самый несчастный человек — это атеист: ведь когда он смотрит на великолепие заката, ему некому сказать «спасибо!». 18-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, — и есть одно развёрнутое «спасибо» Богу за восхитительную красоту творения. Давайте послушаем!
Псалом 18.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передаёт речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
7 от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
11 они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще мёда и капель сота;
12 и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
Прозвучавший сейчас псалом очень интересно скомпанован: сначала идёт восхваление Бога через красоту видимого творения, потом резкая смена регистра — и речь уже о красоте Закона, данного Богом человеку, затем ещё одна смена — и уже перед нами — песня о глубине человеческого сердца. И эта композиция — не случайна: псалмопевец словно бы поднимает нас всё выше и выше — переводя при этом наше внимание от внешнего, очевидного, к внутреннему, сокровенному.
Очень интересно и то, как псалмопевец обращает внимание на солнечное светило: оно, словно восторженный жених, каждое утро выходит из своего брачного чертога — и каждый день — не так же, как вчера, а словно бы заново. Честертон в одной из глав своего произведения «Ортодоксия» предлагает такое размышление — которым было бы грех не поделиться: «Солнце встаёт каждое утро. Я не встаю каждое утро; но перемена происходит не из‑за моей активности, а скорее — из‑за моего бездействия. ... Дети ритмично топочут ногами от избытка, а не от недостатка жизни. Потому что они изобилуют жизнью, потому что в них дух яростен и свободен, они хотят повторений — неизменных повторений. Они всегда говорят: „Ещё!“. И взрослый делает это снова, пока почти не сломается. Ведь взрослые недостаточно сильны, чтобы ликовать в однообразии. Но быть может, Бог достаточно силён, чтобы ликовать в однообразии. Возможно, Бог говорит каждое утро: „Ещё!“ солнцу, и каждый вечер: „Ещё!“ луне. Возможно, не сухая необходимость делает все ромашки одинаковыми; возможно, Бог создаёт каждую по отдельности, и никогда не устаёт это делать. Возможно, у Него вечно жажда младенчества; ибо мы согрешили и состарились, а наш Отец моложе нас. Повторение в природе — это не просто повтор, это театральный бис».
Именно такого — словами Честертона — «младенческого ликования» даже в самом, казалось бы, привычном однообразии мне и хотелось бы пожелать всем нам — а настроить нас на такой лад очень хорошо помогает 18-й псалом!
Псалом 18. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 18. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 18. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной лова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего,
радуется, как исполин, пробежать поприще.
7 От края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны.
11 Они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота.
12 И раб Твой охраняется ими; в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня;
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!