
Апостол Павел. Мозаика
Гал., 203 зач., II, 16-20.
Глава 2.
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Будучи иудеем по происхождению, апостол Павел с молоком матери впитал иудейское отношение к закону, как к тому пути, который Бог сообщил иудеям для спасения. Грехопадение стало для человека катастрофой, последствия которой пронизывали всю его жизнь. И как в нашей обычной жизни катастрофа может повлиять на тело или психику, так грехопадение повлияло на нравственную жизнь. Кажется, ты ничего еще не сделал, просто родился, но уже смертен... Не совершил ни одного поступка, а инстинкты, связанные с соперничеством и эгоизмом уже вовсю управляют твоей жизнью. Подобное положение дел печалило людей с глубокой древности, но никакого выхода из этой ситуации они найти не могли.
Но это положение не устраивало не только людей, оно, в первую очередь, не устраивало Бога. Люди чувствовали, что что-то не так, но не знали этого наверняка. И хотя смерть и болезни сопутствовали им всю историю, а опыт рая был им практически недоступен, они ощущали внутреннюю тоску по иному бытию. Бог же не просто догадывался, что должно быть иначе, Он знал это точно, потому что сотворил человека не для того, чтобы тот наполнял свою жизнь злом, болел и умирал. Вернуть человека на истинный путь было непросто, потому что в своем стремлении к свободе и самостоятельности, он был готов терпеть все несовершенства этого мира... да и не мог уже исправиться сам, потому что стал пленником греха.
Возвращая человека на путь истинный, Бог дал иудеям закон, чтобы они воспитывали свою волю в добре и не увеличивали зло в мире. Он был дан не для того, чтобы вернуть человека в рай и привести его в царство небесное, но лишь для того, чтобы он научился прислушиваться к Богу и исполнять Его волю. Сам закон не мог исправить той кривизны, которая возникла в человеке... Более того, в какой-то момент вера иудеев в силу закона помешала им услышать Христа и ощутить нужду в спасении и оправдании.
В современном языке слово оправдание означает признание невиновным. Но Писание не говорит с нами языком внешних деклараций и всегда подразумевает обращение к сущностной глубине. Именно поэтому в библейском смысле оправдание — это исцеление человека и явление его подлинной праведности, как того состояния, ради которого его сотворил Бог.
И вот пережив встречу со Спасителем апостол Павел осознал, что подлинное исцеление жизни приносит не закон, соблюдением которого он жил, но вера в Иисуса Христа. Вера не как простое признание Его силы или божественности, но как встреча с Ним и коренное изменение жизни. Христос становится ее основой, ее смыслом, Он становится тем, к кому Павел стремится. Но не все были готовы к такой вере. Так, некоторые галатийские христиане полагали, что, войдя в завет со Христом, они уже настолько с Ним связаны, что, даже позволив себе грех, эту связь сохраняют. Апостол со всей решительностью против этого восстает. Если человек возвращается ко греху — он идет к нему один. Если же действительно хочет исцелиться и восстановить внутреннюю правоту, путь открыт. Но это путь подвига, путь сораспятия со Христом и общей жизни с Ним.
«Святые отцы и их творения». Священник Евгений Шилов
Гостем программы «Светлый вечер» был клирик храма святого великомученика Георгия Победоносца в Коптеве, доцент кафедры аксиологических проблем и религиозной мысли РГСУ, преподаватель Московской духовной академии священник Евгений Шилов.
Тема выпуска — древние отцы Церкви: зачем читать их сегодня, как они формировали христианское вероучение и почему их труды остаются живыми и актуальными. Отец Евгений говорит о мужах апостольских и первых апологетах, о восточных и западных отцах — от Василия Великого и Григория Богослова до блаженного Августина.
Гость подчёркивает, что центр всей святоотеческой мысли — Христос: приближаясь к Нему, человек познаёт самого себя. Он советует начинать знакомство с творениями святых отцов с изучения истории Церкви, а затем выбирать тех авторов, чьи тексты ближе сердцу, читая их с рассуждением и вниманием к адресатам.
Чтение святых отцов, отмечает отец Евгений, помогает почувствовать единство Церкви всех времён и ведёт к главной цели христианской жизни — приближению ко Христу.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь в Курске». Ольга Нарыкова
Гостьей программы «Делатели» была координатор церковного центра помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям в Курске Ольга Нарыкова.
Разговор посвящён истории создания центра при Свято-Троицком монастыре в Курске. В первые дни самой главной задачей было накормить людей и дать им кров. Постепенно помощь стала более адресной: к продуктам и вещам добавились лекарства, медицинское сопровождение, юридические консультации, поддержка пожилых и работа с детьми.
Ольга Нарыкова делится опытом координации добровольцев и говорит о том, что сегодня особенно нужны помощники для одиноких стариков — просто прийти, помыть, приготовить, убрать. Даже несколько часов внимания могут стать настоящей поддержкой.
Отдельная тема беседы — сотрудничество с инклюзивным центром «Дышим вместе», где помогают детям с особенностями развития и дают мамам возможность немного передохнуть.
Ведущий напоминает, что присоединиться к помощи можно и через пожертвования, и через волонтёрство: каждый вклад становится важным делом милосердия.
Все выпуски программы Делатели
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки