
Флп., 242 зач., II, 16-23.
Глава 2.
16 содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.
17 Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам.
18 О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне.
19 Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом.
20 Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас,
21 потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу.
22 А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании.
23 Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узнаю, что будет со мною.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Что чувствует человек, оказавшись в тюрьме? Представить одновременно и просто, и сложно. Просто — потому, что так или иначе наготове имеются какие-то избитые клише, описывающие пребывание в неволе. Сложно же от того, что неволя ужасает. Даже сам вид тюрьмы наводит тягостное чувство, высасывающее радость жизни. Примерно такой спектр эмоций ощущаешь, когда читаешь, например «Записки из Мёртвого дома» Достоевского.
Федор Михайлович, прошедший через каторгу, на собственном опыте прекрасно знал, о чём пишет. Каждая строка его почти автобиографического произведения наполнена тоской несвободы. Не столько внешней, сколько внутренней. Ведь герой писателя, даже освободившись, продолжает ощущать на себе влияние тюрьмы — того самого мёртвого дома. Ощущал травмирующие последствия заключения и сам Достоевский.
Интересно, что только что услышанные нами слова апостола Павла были написаны тоже в заключении. Павел, оклеветанный иудейскими законниками, был схвачен в Иерусалиме. Ему готовилась коварная расправа. Но Павел, как гражданин Римской империи, потребовал разбирательства в суде высшей инстанции — в суде кесаря. Потому и был этапирован в Рим. Находясь в столичных застенках, апостол не падал духом. Он имел возможность духовно поддерживать римских христиан, посещавших его.
Кроме того, не слишком надеясь на добрый для себя исход, Павел составлял послания для наиболее дорогих его сердцу общин. Прежде всего, он поспешил направить обширное письмо церкви города Филиппы. Здесь из уст Павла и его помощника Силы впервые на европейском континенте прозвучала проповедь Евангелия. Филиппийцы не просто с радостью приняли христианство. Они оказались чистыми сердцем людьми без какого-либо, так сказать, «двойного дна». Только от христиан Филипп апостол брал деньги на поддержание своих немногочисленных нужд. Делал он это потому, что знал — филиппийцы помогают ему с радостью и никогда в будущем не поставят ему в вину оказанную помощь.
Но вернёмся к тексту послания. Апостол фактически пишет завещание. Он призывает своих читателей никогда не терять радость о Боге — какими бы ни были трудными обстоятельства жизни. Более того, для Павла гонения, жертвой которых он оказался, являются доказательством правоты его дела. Он никому не сделал ничего плохого, никого ни в чём не обделил, не обидел, но всё равно оказался в тюрьме.
Павел видит в этом знак принадлежности к подвигу Христа. Спаситель ведь тоже пострадал безвинно. Потому апостол радуется, а не печалится в застенках тюрьмы. В своей неволе он видит финишную прямую жизненного пути, направленного в сторону Царства Божия. Царства, которое он уже видел однажды в самом начале служения во время мистического видения, и вновь хотел бы оказаться там. Глядя на основанные им общины, на многочисленных учеников, Павел радостно благодарит Бога за то, что его жизнь прошла не зря, что благодаря его трудам Евангелие стало частью бытия многих и многих людей.
Прозвучавшее послание учит нас не опускать рук, но терпеливо нести своё служение. И пусть нам подчас кажется, что всё бессмысленно и тщетно, что мёртвый дом греховной несвободы высасывает все силы. На самом деле это не так. Сила Божия в немощи совершается. Каждый, кто подобно апостолу Павлу стремится искренне исполнять дело Господне, обязательно будет Отцом Небесным укреплён и утешен, в полной мере ощутив однажды, что всё было действительно не зря.
28 августа. О Поместном Соборе 1917 года

Сегодня 28 августа. В этот день в 1917 году в Успенском соборе Московского Кремля открылся Поместный Собор Русской Церкви.
О его решениях — протоиерей Михаил Самохин.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 августа. О Псково-Печерском монастыре

Сегодня 28 августа. В этот день в 1473 году был основан Псково-Печерский монастырь.
Об истории монастыря — священник Августин Соколовски.
Память об основании монастыря, совершаемая в праздник Успения Пресвятой Богородицы, — «это благодать на благодать», как пишет евангелист Иоанн. Малое празднование основания монастыря в великий праздник Успения подобно чудотворной книге, написанной Творцом и Спасителем в мировой истории, в Церкви и в душах людей, посвятивших себя Господу Иисусу в подвижничестве.
За всю свою историю монастырь никогда не закрывался. Силы зла всегда находили способы противостоять монастырям, каждый раз под разными предлогами. Так, в Византии это были иконоборцы, в Европе нового времени — идеология Просвещения, а в новейшее время — секуляризация.
Поэтому сохранение монастыря — великий благодатный дар. Во второй половине XX века монастырь стал подлинным местом проявления святости, пророческого служения старцев.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 августа. О духовном смысле праздника

Сегодня 28 августа. Успение Пресвятой Богородицы.
О духовном смысле праздника — протоиерей Максим Горожанкин.
В проповеди на Успение Божией Матери митрополит Московский Макарий Булгаков пишет так: «Торжествует и весь мир, горний и дольний. Горний встречает Ту, которой доселе только издали дивился, которая соделалась честнейшею Херувим и славнейшею без сравнения Серафим, а отныне соделается Царицей неба и земли. Дольний провожает Её с радостнейшим упованием, что „во успении“ Своём Она не оставит „мира“ земного, напротив, вознесшись на небеса, получит ещё большую возможность видеть наши нужды, слышать наши молитвы, и большее дерзновение и силу ходатайствовать пред Своим Сыном и Богом о всех земнородных».
В этом и состоит духовный смысл праздника Успения Божией Матери. Пресвятая Богородица восходит от земли на небо, и мы, верующие люди, каждый раз восклицая «Пресвятая Богородица, спаси нас», знаем и верим, что Преблагословенная Владычица услышит, поможет и ответит на наши молитвы и на наши упования.
Все выпуски программы Актуальная тема