Флп., 239 зач., I, 27 — II, 4.
Глава 1.
27 Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую,
28 и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения. И сие от Бога,
29 потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него
30 таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне.
Глава 2.
1 Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность,
2 то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны;
3 ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.
4 Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Несмотря на то, что административная структура Церкви во времена апостола Павла была довольно проста, а те люди, которые находились на руководящих постах, были главной мишенью для нападок со стороны иудеев и язычников, всегда находились такие, кто жаждал занять первое место, кто стремился стать начальниками в собрании верующих. Порой скрытым мотивом здесь выступало не чистосердечное рвение к исполнению Евангелия, а банальное тщеславие и желание доказать самому себе и окружающим, что я чего-то да стою. Всё это порождало среди верующих дух соперничества, превозношения над окружающими, высокомерия. Поэтому апостол Павел в только что прозвучавшем отрывке и призывает христиан города Филиппы к единодушию и предостерегает их от раздора. Он напоминает важный принцип, который провозгласил ещё Спаситель: «кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий». На Тайной Вечери, Господь специально собственноручно умыл ученикам ноги со словами: «если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу».
Так Писание напоминает нам о том, в чём заключается суть христианской жизни. Всю её можно свести к одному слову — служение. Мы нередко думаем, что наша основная цель — самосовершенствование. Однако, если внимательно вчитаться в текст Нового Завета, то станет очевидным, что работа над собой необходима именно для того, чтобы исполнять главную заповедь Евангелия — заповедь о любви к ближним. Подобный приоритет помогает нам понять, от каких изъянов и недостатков своего характера нам необходимо избавляться в первую очередь. Именно от тех, которые мешают полноценно служить своей деятельной любовью окружающим. Если мы расставляем акценты как-то иначе, то наши попытки упорядочить свою духовную жизнь превращаются или в болезненное самокопание и самобичевание по причине совершённых ошибок в прошлом, или в скрупулёзное исполнение церковного устава, или в фанатичное следование обрядовым и житейским нормам благочестия. Увы, но в этом случае не может идти никакой речи о трезвом и духовно здоровом христианстве. Оно неизбежно становится немощным, подобно вере книжников и фарисеев. Наши пороки никуда не исчезают, они просто прикрываются разного рода религиозными формами. Ведь сжечь их может лишь тот огонь, которым горели первые христиане, подражая Спасителю в Его жертвенном служении людям. А эта благодать даётся Богом для определённой цели. Для того, чтобы всеми своими мыслями, словами и делами свидетельствовать окружающими о деятельной любви, открытой нам в Иисусе Христе.
«Творчество и вера». Богдан Мамонов
У нас в студии был художник, педагог Богдан Мамонов.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере, как это повлияло на его творчество и что для него значит быть христианином в современном мире.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Мужчина и женщина». Свящ. Ярослав Ерофеев, Ия Батаногова, Елизавета Берназ
В этой программе настоятель храма Серафима Саровского в поселке Уваровка священник Ярослав Ерофеев, регент Елизавета Берназ и супруга священника, мама троих детей Ия Батаногова размышляли о том, какими Господь задумал и создал мужчину и женщину, в чем их особенности и отличия и какими должны быть отношения между ними.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России