Флп., 238 зач., I, 20-27.
Глава 1.
20 при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.
21 Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение.
22 Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать.
23 Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше;
24 а оставаться во плоти нужнее для вас.
25 И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере,
26 дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моем вторичном к вам пришествии.
27 Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Послание к христианам города Филиппы Павел писал в заточении. Он находился под стражей в Риме в ожидании суда. Апостол ясно осознавал, что он либо останется в живых, либо умрёт. Из только что прозвучавшего отрывка мы видим, что он принимает любое развитие событий. «Жизнь для меня — Христос», — говорит апостол Павел. И это были не пустые слова. Ведь с проповедью Евангелия была связана не только его внешняя деятельность, но и само существование. Он жил только для этого. Можно сказать, что Павел каждое мгновение находился в присутствии Спасителя. В какой бы ситуации он не оказывался, с кем бы не встречался, он всегда думал о том, как бы использовать эту возможность для христианского благовестия. Вся его жизнь была служением. Самоотверженным, бескорыстным служением до самозабвения. Господь был вдохновителем, движущей силой и целью всего того, что апостол чувствовал, думал, о чём он говорил и что делал. Быть со Христом было его единственным желанием и наградой. Вероятно, это можно сравнить с состоянием сильной влюблённости, когда человек не видит и не желает ничего в жизни, кроме как объекта своего обожания. Отличие лишь в том, что влюблённых влечёт друг ко другу сила эмоций, а Павла влекла к Богу сила божественной благодати, которая лишена всякой чувственности и которая действует на человека намного сильнее и глубже. Если бы Христос исчез из жизни Павла, то у него больше ничего не осталось бы. Господь был центром и смыслом жизни апостола, и сам Павел ощущал себя частью Христа.
Порой мы спрашиваем друг друга и самого себя: счастлив ли я? Трудность ответа на этот вопрос нередко коренится в том, что понятие «счастья» мы путаем с понятием «удовольствие». Нередко в нашем представлении счастье — это нескончаемый праздник, фейерверк эмоций. И, конечно же, эмоций положительных. Нет удовольствия от эмоций — нет счастья. Однако само слово «счастье» подсказывает нам, что это далеко не так. Счастлив тот, кто является частью чего-то целого, чего-то более значительного, чем он сам. Счастье открывается человеку через причастность. Так, например, человек, который причастен к какому-то проекту, с головой вовлечён в него, полностью посвящает ему всю свою жизнь, является счастливым человеком. Хотя при этом он может испытывать разного рода трудности и дискомфорт. И чем значительней проект, чем он фундаментальней с точки зрения вечности, тем глубже счастье.
Жизнь апостола Павла, да и жития многих других христианских святых говорят о том, что это были поистине счастливые люди. Несмотря на то, что всю свою жизнь они проводили в лишениях и тяжёлых трудах, несмотря на то что нередко сознательно лишали себя разного рода удовольствий, они ощущали себя частью вечного и непреходящего Божественного замысла. И это ощущение отнимало у них не только страх перед страданиями, но даже страх перед смертью. Всё это плоды подлинной христианской жизни, которые можем приобрести и мы. Приобрести в той мере, в которой мы готовы посвятить себя служению Евангелию Христову и тем, кто нас окружает.
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.
24 ноября. О личности Александра Суворова
Сегодня 24 ноября. В этот день в 1729 году родился русский полководец Александр Суворов.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.