Еф., 231 зач., V, 25-33.
Глава 5.
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,
30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Этот отрывок представляет собой завершение довольно пространного размышления апостола Павла о христианском взаимоотношении супругов. С точки зрения апостола, отношения между мужем и женой должны быть подобны отношениям между Христом Спасителем и Его Церковью. Любопытно, что из множества греческих глаголов, которые можно использовать для обозначения различных видов любви, апостол пользуется лишь одним, не имеющим никакого отношения к любви страстной или эротической. Это тот же самый глагол, который, к примеру, используется для обозначения отношения к детям, к родителям и к друзьям. А ещё у этого глагола есть и другие, помимо собственно любви, словарные значения, в частности, такие: «высоко ценить», «быть довольным», «ставить выше», «предпочитать» и «воздавать почести». Всё это стоит держать в памяти, когда мы размышляем о христианском отношении к браку. Само используемое апостолом Павлом слово указывает на то, что в христианском браке нет места превозношению, эксплуатации, нет в нём места и животной страстности.
Впрочем, места для этого нет не только в христианском браке, но и в любом другом, всякий внимательный к самому себе человек понимает это с течением времени естественным путём, поэтому было бы некорректным говорить, что уважительные и основанные на дружбе отношения между супругами — отличительное свойство христианского брака. Апостол Павел не был революционером, он ничего не ломал, в том числе, он не ломал и устоявшиеся в современном ему обществе представления о браке, он брал за основу то, что всем известно и привычно, и наполнял взятое христианским содержанием.
Так апостол поступил и с размышлениями относительно брака: он взял всем прекрасно известную патриархальную модель семьи с её подчинением жены мужу и осмыслил эту модель в христианском ключе. Получилась удивительная и небывалая комбинация: с одной стороны — односторонняя субординация и главенство мужа, а с другой — не одностороннее, а взаимное подчинение. То есть при осознании своего главенствующего положения в семье, муж должен быть готов принести себя в жертву семье так, как это сделал Христос по отношению к Церкви, и муж должен быть готов слушать свою жену и реагировать на её слова так, как это делает Христос по отношению к Церкви. Христос — Глава Церкви, Он основал Её Своей Кровью, но при этом Он не ведёт Себя как некий авторитарный правитель, Он не сковывает свободу Церкви и не сковывает свободу её чад. Чтобы лучше объяснить эту мысль, апостол Павел использует образ Церкви как Тела Христова. В самом деле: если Церковь — Тело Христово, то как будет выглядеть диктат одной части тела над другой? Разве можно представить, чтобы мозг не считался с потребностями руки, чтобы он не реагировал на её боль, чтобы он последовательно и настойчиво понуждал делать руку то, что может её уничтожить? Нечто подобное может происходить лишь в повреждённом организме, в здоровом же теле все его составные части действуют в согласии между собой, и о диктате, конечно же, не может быть и речи. Эту довольно простую и очевидную мысль апостол Павел перенёс на отношение мужей к жёнам: «Так должны мужья любить своих жён, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф. 5:28).
Конечно, такое отношение к другому человеку распространяется не только на брак, но и на все прочие виды человеческих взаимоотношений. Об этом апостол Павел тоже написал, правда, уже в других местах своих посланий.
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.
24 ноября. О личности Александра Суворова
Сегодня 24 ноября. В этот день в 1729 году родился русский полководец Александр Суворов.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.