
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Еф., 222 зач., II, 19 — III, 7.
Глава 2.
19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,
20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,
21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,
22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.
Глава 3.
1 Для сего-то я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас язычников.
2 Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас,
3 потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко),
4 то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой,
5 которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым,
6 чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования,
7 которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол обращается к Ефесянам и говорит им о тайне Христовой, которую Бог не сообщил прежним поколениям, но открыл ему для особенного служения. Услышав это, кто-нибудь может решить, что Павел имеет в виду какую-то особенную идею, тайную мысль, которую Иисус никому, кроме него, не сказал. Почему-то людям очень нравится обладать информацией, которая мало кому известна, как будто бы обладая ею, ты обладаешь властью... Однако, при внимательном обращении к тексту апостола, мы видим, что Павел не имел в виду ничего подобного. Более того, особенность тайны, о которой говорит Павел, в том, что она предназначена всем и должна быть открыта каждому. Именно поэтому гностики, как любители тайного знания, позволявшего ощущать себя этакой религиозной элитой языческого общества, оказались совершенно чужды Церкви, которая готова была проповедовать всем: богатым и бедным, учёным и простецам.
О чём же говорит Апостол и какую тайну он имеет в виду? В первую очередь стоит обратить внимание на то, что апостол говорит не о тайне, полученной от Христа, но о Тайне Христа, в котором неизреченным образом Бог воспринял человеческую природу, для того чтобы открыть людям путь спасения. Человек, живущий в мире греха, оказывается настолько глубоко им охвачен, что у него не остаётся никакой надежды на возможность иной жизни. Именно поэтому в своей глубине древние языческие религии древности были пессимистическими. Но вот Бог открылся Аврааму, затем Моисею с вестью о том, что люди важны для него, и Он готов выстраивать с ними личные отеческие отношения. Казалось бы, весть это радостная, но для кого, вот вопрос! Для иудеев да, но как же все остальные... Да и о чём именно речь, когда мы говорим про отношения с Богом? Это Его покровительство и помощь в этом мире... Но что потом, смерть? Ведь так же не случайно Екклесиаст пишет, что участь для всех в итоге одна... Его жизнь лучше, чем жизнь язычника, но и она заканчивается смертью. Однако замысел Божий был не таков, чтобы немного обнадёжить один из народов земли. Господь постепенно вёл мир к тому, чтобы явить ему Свою любовь во Христе. И так как мир отвернулся от Бога, для него это действие Божие — непонятно и таинственно. Жестокие и развращённые, пирующие боги Олимпа понятны, потому что мир создал их по своему образу и подобию... Но Бог, ставший человеком для спасения всех, — и иудеев и язычников — Бог, умирающий для этого на кресте, оказывается миру совершенно чужд. Именно поэтому проповедь Божией любви оказывается для мира тайной... Он не может вместить ни жертвенности, ни любви, да ещё и по отношению ко всем. Но для тех, кто соглашается с Богом, кто приходит к Нему, Его любовь перестаёт быть тайной и переживается как опыт возвращения и встречи... В первую очередь встречи со Христом, через Которого мы, по слову апостола можем ощутить себя братьями и сёстрами, согражданами святым и своими Богу.
8 июня. О подвиге мученика Георгия Нового

Сегодня 8 июня. День памяти мученика Георгия Нового, пострадавшего за Христа в Софии в 1515 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святого Георгия Нового оклеветали перед властями предержащими, обвинив в том, что он будто бы обещал принять ислам, но передумал и тем самым отрёкся. Это произошло в Софии в 1515 году. Святого били палками, много пытали, держали под арестом, а затем сожгли живьём. Даже прославление мученика во святых приходилось долгое время держать в тайне.
Овладев Константинополем, Османская империя стремительно расширяла свои владения и подчиняла себе всё новые и новые территории. До появления новой грозной северной силы, как османы воспринимали Российскую империю, которая с помощью Бога и волей благоверных правителей стала восходить от силы в силу и в итоге потеснила османов и защитила православных, оставалось ждать ещё два столетия.
Блаженны кроткие в зримой беспомощности своего христианского свидетельства, новые мученики Церкви Христовой, Георгий и иные многие стали живой молитвой о будущем освобождении своих собратьев по вере на исконно христианских землях.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 июня. О социальном служении Церкви

Сегодня 8 июня. День социального работника.
О социальном служении Церкви — протоиерей Константин Харитонов.
Уже от основания Церкви православные христиане всегда в первую очередь стремились к тому, чтобы послужить ближнему: накормить, напоить, одеть, обуть. Социальное служение Церкви — это и есть самое главное проявление любви христианина, не просто на словах, а именно в действии.
Поэтому, когда Господь придёт судить мир, Он спросит нас именно об этом: о том, как мы послужили ближнему. Напоили ли жаждущего, накормили ли голодного, одели ли человека бездомного, не имеющего одежды, посетили ли человека в темнице и так далее.
Именно Господь часто является нам в образе этих страждущих людей. И всякий, кто послужит ближнему, он послужит Господу Богу. Так Сам Господь определил.
Поэтому каждый христианин не просто должен, он обязан жить в служении ближнему: в малом, великом, хоть в чём-то стараться помогать.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 июня. О духовном смысле праздника Святой Троицы

Сегодня 8 июня. День Святой Троицы.
О духовном смысле праздника — игумен Назарий Рыпин.
В этот день мы празднуем сошествие Святого Духа на апостолов, и это является началом существования нашей Новозаветной Церкви о рождении.
И именно поэтому в этом явлении Духа Святого нам открывается полнота бытия Святой Троицы, потому что лицо Бога Отца и лицо Сына Божьего открыты были уже апостолам, они осознавали это, но откровение о Святом Духе для них было ещё пока закрытым, неосознанным ими, не пережитым, и только теперь, в явлении схождения Святого Духа на них, для них открывается эта полнота и торжество Святой Троицы, к жизни которой они теперь способны быть причастны, и, как и мы все, так же в теле Церкви, в её бытии, причастности к ней.
Все выпуски программы Актуальная тема