Иван Крамской был счастлив в браке. Любовь супруги окрыляла живописца, придавала ему силы творить свои шедевры. В картину «За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника» он вложил самые нежные чувства к своей избраннице.

«За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника» Иван Крамской, 1863 г.. Из собрания Третьяковской галереи
Маргарита Константиновна в Третьяковской галерее с десятиклассником Иваном.
— На сегодня занятие окончено. Спасибо тебе Ваня, за горячий интерес к живописи. В следующий раз встречаемся во вторник здесь же, в Третьяковской галерее.
— Вам спасибо, Маргарита Константиновна. Можно я вас ещё немного задержу? Хотел с вами посоветоваться.
— Конечно, Ваня! Тебе по учёбе нужен совет? Требуется какая-то дополнительная информация по мировой художественной культуре?
— Нет, это личное.
— Личное? Право, не знаю, смогу ли я помочь. Но постараюсь, конечно. Слушаю тебя внимательно.
— Вы знаете, что я в следующем году оканчиваю школу — и общеобразовательную, и художественную. И преподаватель живописи рекомендовал мне поступать в художественную академию. А я сомневаюсь. Ведь настоящий художник должен посвятить искусству всего себя, без остатка. А личные отношения — с невестой, потом с женой, могут отвлекать от главного, помешают добиться успеха. А мне так хочется создать дружную семью!
— Что ты, Ванечка, занятия живописью вовсе не препятствие для брака! Многие успешные художники были счастливы в семейной жизни. И долго искать примеры не нужно. Мы с тобой очень кстати стоим перед портретом Софьи Николаевны Крамской — горячо любимой жены Ивана Крамского. В этой работе — она называется «За чтением» — художник отразил своё чувство.
— Софья Николаевна такая красивая! И не только чертами лица, а... одухотворённостью облика! Сидит на скамейке в парке с книгой в руках, погрузилась в чтение. Невозможно усомниться, что она — человек творческий, с чуткой душой.
— Именно эти качества супруги и хотел подчеркнуть художник. Он поместил свою модель в романтическую, далёкую от повседневности обстановку: за спиной у неё тёмный таинственный парк, под рукой — мраморная тумба, увитая плющом. Всё вокруг погружено в сумрак, а страницы книги и лицо женщины озарены светом. Мы словно вместе с Софьей Николаевной погружаемся в роман о добре, о любви, о подвигах.
— И догадываемся, что она переживает возвышенные чувства.
— Да, Софье Крамской было свойственно тонкое восприятие не только литературы, но и жизни в целом.
— А сколько Софье Николаевне лет на портрете?
— Крамской писал картину три года, с 1866 по 1869-ый. Когда работа была готова, модели исполнилось двадцать девять лет. К этому моменту у супругов уже родилось трое детей, позднее появились на свет ещё трое.
— И семья не мешала Крамскому создавать шедевры?
— Наоборот, помогала. Он писал в дневнике: «Я люблю всеми силами души и чувствую себя способным если не на подвиги, то, по крайней мере, на серьёзный труд». И Софья Николаевна содействовала всем его начинаниям.
— Каким начинаниям?
— В 1863 году Крамской создал Артель художников — первое в истории русского изобразительного искусства независимое объединение. Это была настоящая коммуна. Её участники совместно снимали несколько комнат, организовали общее хозяйство. И вела его Софья Николаевна. Кроме того, благодаря её деликатности и тактичности все конфликты между коммунарами гасли, едва начавшись. Помогала она мужу и в создании знаменитого Товарищества передвижных художественных выставок.
— А как помогала?
— Вдохновляла, поддерживала. Молилась за него. Иван Николаевич непременно обращался к супруге: «Перекрести меня, благослови на труд». Она была его крыльями в творческом полёте.
— Спасибо вам, Маргарита Константиновна! Вы помогли мне понять, что хорошая жена — дар Божий для художника. А картина Ивана Крамского «За чтением» подтверждает эту добрую мысль.
«Программа подготовлена в рамках поддержки национального проекта „Культура“»
«Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы, связанные с 80-летием победы в Великой Отечественной войне.
Ведущий: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..