Еф., 216 зач., I, 1-9.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе:
2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах,
4 так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви,
5 предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей,
6 в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном,
7 в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его,
8 каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении,
9 открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Только что мы услышали начало Послания апостола Павла в Ефес, которое столь возвышенно и поэтично, что мало кто сможет без специальной подготовки повторить основные мысли этого фрагмента апостольского послания. Если же остановиться, взять текст, несколько раз его прочитать и вдуматься, то мы не сможем не обратить внимание на очень вдохновляющие и, вместе с этим, страшные строки. Они стоят того, чтобы их повторить: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нём прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви».
Оказывается, адресаты апостола Павла, то есть христиане города Эфес, избраны Богом «прежде создания мира», избраны для того, чтобы быть перед Богом святыми и непорочными. А если избраны они, то избраны и мы — христиане всех последующих поколений. Мысль об избрании вдохновляет, а вот ожидаемое Богом следствие избрания пугает, ведь святость и непорочность для большинства из нас состояния далёкие и почти что фантастические. Тем не менее, стоит помнить о том, ради чего Бог привёл нас сначала к крещению, а после этого благословил «нас во Христе всяким духовным благословением в небесах», и, памятуя об этом, соответствующим образом строить свою жизнь.
Впрочем, если полагать, что «прежде создания мира» Богом избраны исключительно лишь христиане, то очень легко прийти к мысли об определении, а такая мысль, конечно же, очень далека от православного богословского осмысления реальности. Поэтому нам стоит помнить слова святителя Николая Сербского, который таким образом прокомментировал этот отрывок Послания к Ефесянам: «Пусть никто не говорит, что Божие избрание уничтожает свободную волю человека, так что ни у христианина нет заслуги в том, что он христианин, ни язычник не подлежит осуждению за то, что он язычник. Нет, это в корне неверное толкование. Ведь и Израиля избрал Бог в древние времена, однако некоторые в израильском народе погибли, а некоторые спаслись. Избрал Он и Церковь Свою Святую, призывая в неё все народы и всех людей. Но спасётся ли кто из призванных и избранных, и кто именно спасётся — это зависит не только от Божия выбора, но и от человеческой воли и трудов».
Эти слова святителя Николая очень удачно описывают собой фактическое положение дел, действительно, Бог в Свою Церковь призывает все народы и всех людей, действительно, сам факт формальной принадлежности к Церкви без соответствующих дел не способен к чему бы то ни было привести, скорее, этот факт послужит к большему осуждению в том случае, если христианин не будет свят и непорочен пред Богом, как о том и написал апостол Павел.
Осознание своего избранничества — это не повод для гордости. Это повод глубже прочувствовать ответственность перед Богом не только за свою собственную жизнь, но и за жизнь других людей, особенно же тех, кто колеблется в вере, и тех, кто и вовсе находится вне Церкви, ведь эти люди, размышляя о христианстве, делают о нём вывод не по книгам, а по тем христианам, с которыми им доводится сталкиваться в повседневной жизни. И сделав вывод, они отвечают себе на вопрос о том, хотят ли они воспользоваться тем, что даровал всем людям Христос или же нет.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.