Василий Суриков и Елизавета Шаре прожили вместе всего 10 лет. За этот недолгий срок художник успел создать необыкновенные женские образы. Среди них, конечно, была она – Лиля - добрый гений суриковского дома.
В 20 лет Василий приехал из Красноярска в Петербург покорять Академию художеств. Провал на экзаменах был оглушительный. Преподаватель, увидев работы Сурикова, сказал: «Да вам за такие рисунки даже ходить мимо Академии запретить надо!». «Мимо Академии» Суриков ходил всего один год, а потом сдал экзамены и стал одним из самых перспективных студентов.
Свою единственную в жизни любовь Василий встретил в католической церкви, куда ходил слушать органную музыку. Лиля Шаре была из старинного французского рода. Её отец влюбился в русскую барышню, переехал из Парижа в Петербург и, приняв православие, женился. Лиля воспитывалась на французский лад, по-русски она говорила с акцентом. Когда они познакомились, ей было девятнадцать лет, Сурикову - двадцать девять. Но на свиданиях он краснел и смущался, как гимназист. И даже не ругал себя за это. Ведь всё было хорошо, когда Лиля шла рядом. Однако влюблённым пришлось расстаться. Василий уехал в Москву расписывать Храм Христа Спасителя. Разлука была мучительной. Суриков приезжал в Петербург по воскресеньям, час-другой бродил с Лилей по Летнему саду, а потом возвращался в Москву, которая без любимой казалась ему пустыней. И Василий решил жениться. Закончив работу в храме, Суриков обвенчался с Лилей. На подготовку к свадьбе ушёл всего месяц. Мать Василия ничего не знала о женитьбе сына, он её скрыл, понимая, что утончённая невестка-француженка не придётся по нраву суровой сибирской казачке.
После свадьбы молодые переехали в Москву. Лиля жила интересами мужа, не обижаясь на то, что работе он уделял гораздо больше времени, чем ей - молодой жене, а потом и маме двух дочерей. Большого достатка в доме не было, но Лиля из ничего создавала уют. У Василия кружилась голова от радости за жену, которая из избалованной барышни превращалась в настоящую хозяйку дома. Лиля освободила мужа от всех бытовых хлопот и научилась экономить деньги. Сама шила дочкам платья, сама готовила.
Суриковы были счастливы. Жизнь омрачало только слабое здоровье Лили. О том, что у неё врождённый порок сердца Василий узнал уже после свадьбы. Впрочем, и сам художник могучим организмом похвалиться не мог. В первый же год семейной жизни, он подхватил такое воспаление лёгких, что врачи опустили руки. «Добрый гений» Лиля выхаживала мужа круглыми сутками. Суриков знал, что с постели он встал только благодаря заботам жены. Едва оправившись, он взялся за работу. Конечно, Лиля позировала Василию. Он с удовольствием рисовал её, называя идеальной моделью. И главной своей работой считал картину «Меньшиков в Берёзове». Образ Марии – умирающей дочери Меньшикова Суриков писал с Лили. В один из сеансов у неё случился сердечный приступ, и Василия вдруг обожгло предчувствие: жена обречена. Но эта мысль была такой страшной, что Суриков отогнал её от себя. А на полученные за картину деньги вместе с женой и дочками уехал в Европу. Он не хотел расставаться с семьёй даже на один день и, шутя, говорил, что «всё мое всегда со мной».
После европейского путешествия Суриковы поехали в Красноярск. Василий соскучился по Сибири, да и его матери пора было познакомиться с невесткой и внучками. Здесь случилось то, чего так боялся художник. Прасковья Фёдоровна невзлюбила невестку. А Лиля, боясь огорчить мужа, не жаловалась ему на нападки свекрови. Эта поездка окончательно подорвала здоровье Лили. По возвращении домой она слегла. Теперь уже Василий не отходил от постели жены. Лилю лечили лучшие медики, но ей становилось всё хуже. Смерть жены стала для Сурикова страшным ударом. Друзья опасались за его рассудок. Особенно после того, как художник переломал в доме всю мебель и сжёг свои рисунки. Он мучился тем, что не сумел остановить болезнь Лили. Не услышал «звонка», который прозвенел, когда жена позировала для картины «Меньшикова в Берёзове». Два года Суриков не мог работать. Дни проводил в церкви, а вечерами читал Библию. Первой картиной, которую он написал после смерти жены было полотно «Исцеление слепорождённого Иисусом Христом». В образе слепого Суриков изобразил себя.
Он овдовел в сорок лет и больше никогда не женился. Всю свою нерастраченную любовь отдал дочерям. Душевная боль постепенно утихала, но осталась тихая печаль. С ней Суриков прожил 28 лет. Много работал, написал немало женских портретов. И в каждом из них кисть художника неуловимо выводила незабываемые черты любимой Лили.
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».