
Фото: Tiana / Pexels
Василий Суриков и Елизавета Шаре прожили вместе всего 10 лет. За этот недолгий срок художник успел создать необыкновенные женские образы. Среди них, конечно, была она — Лиля — добрый гений суриковского дома.
В 20 лет Василий приехал из Красноярска в Петербург покорять Академию художеств. Провал на экзаменах был оглушительный. Преподаватель, увидев работы Сурикова, сказал: «Да вам за такие рисунки даже ходить мимо Академии запретить надо!». «Мимо Академии» Суриков ходил всего один год, а потом сдал экзамены и стал одним из самых перспективных студентов.
Свою единственную в жизни любовь Василий встретил в католической церкви, куда ходил слушать органную музыку. Лиля Шаре была из старинного французского рода. Её отец влюбился в русскую барышню, переехал из Парижа в Петербург и, приняв православие, женился. Лиля воспитывалась на французский лад, по-русски она говорила с акцентом. Когда они познакомились, ей было девятнадцать лет, Сурикову — двадцать девять. Но на свиданиях он краснел и смущался, как гимназист. И даже не ругал себя за это. Ведь всё было хорошо, когда Лиля шла рядом. Однако влюблённым пришлось расстаться. Василий уехал в Москву расписывать Храм Христа Спасителя. Разлука была мучительной. Суриков приезжал в Петербург по воскресеньям, час-другой бродил с Лилей по Летнему саду, а потом возвращался в Москву, которая без любимой казалась ему пустыней. И Василий решил жениться. Закончив работу в храме, Суриков обвенчался с Лилей. На подготовку к свадьбе ушёл всего месяц. Мать Василия ничего не знала о женитьбе сына, он её скрыл, понимая, что утончённая невестка-француженка не придётся по нраву суровой сибирской казачке.
После свадьбы молодые переехали в Москву. Лиля жила интересами мужа, не обижаясь на то, что работе он уделял гораздо больше времени, чем ей — молодой жене, а потом и маме двух дочерей. Большого достатка в доме не было, но Лиля из ничего создавала уют. У Василия кружилась голова от радости за жену, которая из избалованной барышни превращалась в настоящую хозяйку дома. Лиля освободила мужа от всех бытовых хлопот и научилась экономить деньги. Сама шила дочкам платья, сама готовила.
Суриковы были счастливы. Жизнь омрачало только слабое здоровье Лили. О том, что у неё врождённый порок сердца Василий узнал уже после свадьбы. Впрочем, и сам художник могучим организмом похвалиться не мог. В первый же год семейной жизни, он подхватил такое воспаление лёгких, что врачи опустили руки. «Добрый гений» Лиля выхаживала мужа круглыми сутками. Суриков знал, что с постели он встал только благодаря заботам жены. Едва оправившись, он взялся за работу. Конечно, Лиля позировала Василию. Он с удовольствием рисовал её, называя идеальной моделью. И главной своей работой считал картину «Меньшиков в Берёзове». Образ Марии — умирающей дочери Меньшикова Суриков писал с Лили. В один из сеансов у неё случился сердечный приступ, и Василия вдруг обожгло предчувствие: жена обречена. Но эта мысль была такой страшной, что Суриков отогнал её от себя. А на полученные за картину деньги вместе с женой и дочками уехал в Европу. Он не хотел расставаться с семьёй даже на один день и, шутя, говорил, что «всё мое всегда со мной».
После европейского путешествия Суриковы поехали в Красноярск. Василий соскучился по Сибири, да и его матери пора было познакомиться с невесткой и внучками. Здесь случилось то, чего так боялся художник. Прасковья Фёдоровна невзлюбила невестку. А Лиля, боясь огорчить мужа, не жаловалась ему на нападки свекрови. Эта поездка окончательно подорвала здоровье Лили. По возвращении домой она слегла. Теперь уже Василий не отходил от постели жены. Лилю лечили лучшие медики, но ей становилось всё хуже. Смерть жены стала для Сурикова страшным ударом. Друзья опасались за его рассудок. Особенно после того, как художник переломал в доме всю мебель и сжёг свои рисунки. Он мучился тем, что не сумел остановить болезнь Лили. Не услышал «звонка», который прозвенел, когда жена позировала для картины «Меньшикова в Берёзове». Два года Суриков не мог работать. Дни проводил в церкви, а вечерами читал Библию. Первой картиной, которую он написал после смерти жены было полотно «Исцеление слепорождённого Иисусом Христом». В образе слепого Суриков изобразил себя.
Он овдовел в сорок лет и больше никогда не женился. Всю свою нерастраченную любовь отдал дочерям. Душевная боль постепенно утихала, но осталась тихая печаль. С ней Суриков прожил 28 лет. Много работал, написал немало женских портретов. И в каждом из них кисть художника неуловимо выводила незабываемые черты любимой Лили.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (15.12.2025)
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла
2 Тим., 294 зач., II, 20-26

Комментирует священник Антоний Борисов.
История неоднократно демонстрировала, как самые светлые, возвышенные вещи могут, к сожалению, быть использованы для самых дурных, меркантильных целей. Таким инструментом служило и Священное Писание — Слово Божие, которое, будучи неверно истолковано, позволяло оправдывать различные преступления. Сегодня во время утреннего богослужения читается отрывок из 2-й главы 2-го послания апостола Павла к Тимофею, которое как раз использовалось для упомянутых, не слишком добрых задач. Давайте послушаем этот текст.
Глава 2.
20 А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении.
21 Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.
22 Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца.
23 От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;
24 рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,
25 с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,
26 чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.
Прозвучавший отрывок некоторыми христианскими исповеданиями, тяготеющими к радикализму, понимается превратным образом. А именно — образ дорогих и дешёвых сосудов, использованный апостолом Павлом, с точки зрения этих людей, доказывает, что Господь якобы изначально одних людей предопределил ко спасению, а других к погибели. Таким образом, золотые и серебряные сосуды — праведники, которые таковыми стали фактически по принуждению Бога. А деревянные и глиняные сосуды, соответственно, — грешники, ставшие, в общем-то, невольной жертвой того же предопределения. Им уготована изначально самая печальная участь — и в земной жизни мучиться, и после смерти пребывать в адских мучениях. Почему? Потому что так якобы распорядился Бог.
Такая точка зрения не соответствует ни духу Священного Писания, ни христианской нравственности. Однако человек, как известно, стремится верить не в то, что истинно, а в то, что удобно. Например, английским колонистам в 17-м веке превратное толкование рассуждений апостола Павла позволило оправдать геноцид коренного населения Америки. Колонисты себя считали драгоценными сосудами Божиими, предопределёнными ко спасению, а индейцев — глиняными и деревянными горшками — которые не жалко и разбить. Толку-то от них?..
Но давайте посмотрим всё же на то, что на самом деле имеет в виду апостол Павел, когда рассуждает о двух типах сосудов. Он, с одной стороны, соглашается, что мы все рождаемся не в вакууме, стартовые позиции у нас действительно разные. Но это не означает, что существует не зависящая от человека предопределённость. Вовсе нет. Мы можем или улучшить то, чем обладаем, что нам дано. Или, наоборот, всё растерять, испортить, погубить. В этом и заключается свобода, дарованная нам Богом.
Апостол Павел прямо пишет, что сосуд драгоценный при неправильном использовании может превратиться в ёмкость, куда будут сливаться нечистоты. Сосуд же простой, наоборот, может чудесно переродиться, став вместилищем для самых ценных жидкостей. И апостол иллюстрирует свои размышления примером своего адресата — лица, которому изначально был направлен услышанный нами текст. Речь об апостоле Тимофее, еврее-полукровке, воспитанном бабушкой, т.к. он рос без отца. Для древних иудеев Тимофей был бастардом, то есть выродком. Для язычников — просто неудачником. Но апостол Павел в этом юноше, которого все считали (если использовать образ из послания) чуть ли не ночным горшком, разглядел чистое сердце, наполненное золотым светом любви к Богу и людям.
И Павел сделал всё, чтобы свет благодати внутри Тимофея разгорелся, и сам Тимофей стал драгоценным сосудом — примером для других христиан, их опорой и утешением. Что, в конечном счёте, и произошло. Но почему? Не потому, что так был изначально предопределено, а потому что и Павел, и Тимофей, каждый по-своему, усердно потрудились — стремились творить добро и уклоняться от тьмы пороков. И получается, что все мы (при всех имеющихся различиях) способны к удивительному преображению, которому Господь всячески способствует. Потому будем просить у Бога мудрости и сил. А в отношении других людей не станем спешить с выводами, определяя, из чего они сделаны — из золота или из глины. Чтобы не совершить досадных ошибок, способных лишить нас света благодати и превратить в никому не нужные черепки.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











