1 Кор., 126 зач., II, 6-9.
Глава 2.
6 Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих,
7 но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей,
8 которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Основная тема только что прозвучавшего отрывка — проповедь истин христианской веры. Для того, чтобы понять, что же именно нам хочет сообщить апостол Павел, необходимо прояснить смысл некоторых ключевых понятий.
Раннехристианские авторы различали два способа проповеди Евангелия. Первый имел название керигма. Это проповедь, которая была обращена ко внешним, то есть к тем людям, которые ещё не уверовали во Христа и не приняли крещение. Это было изложение основных фактов и принципов христианства. Апостолы возвещали о воплощении Бога, Его жизни, смерти и воскресении. Поскольку керигма была адресована внешним, она нередко использовала язык, понятный каждому представителю античной культуры. Здесь можно встретить образы, заимствованные из классической литературы, понятия и термины древнегреческой философии, отсылку к нормам римского права, приёмы, которые были характерны для древнего ораторского искусства. Иными словами, чтобы сообщить людям весть о Христе, керигма использовала весь арсенал человеческой мудрости, которую апостол и называет «мудрость века сего».
После того, как человек приходил в Церковь, становился последователем Христа, его обучение не прекращалось. Он начинал углубляться в те истины веры, которые ему были открыты на первом этапе. Эту проповедь называли дидахе. Важно отметить, что различие между этими двумя этапами не в количестве получаемой информации. Это не различие между школой и университетом или университетом и аспирантурой. Дидахе —это в первую очередь опытное познание того, о чём говорится в Евангелии. Истины христианства должны быть усвоены не только умом, но и сердцем. Поэтому на втором уровне человек должен был научиться руководствоваться и применять принципы жизни во Христе во всех своих повседневных делах. Это требовало от христианина не столько интеллектуальных усилий, сколько кардинального изменения образа мысли и действий. Проще говоря, на этом этапе человек понуждал себя совершать поступки, которые раньше не совершал и которые нас призывает совершать Евангелие. И чем ревностей он подвизался на этом пути, тем глубже он вникал в то учение, которое принёс Христос. Тем больше его наполняла «премудрость Божия, тайная, сокровенная», которую невозможно приобрести при помощи чтения книг. Человек получал новый духовный опыт.
Несмотря на то, что с тех пор прошло много времени, всё это актуально и для нас, современных христиан. Если мы хотим достичь в своей вере определённого прогресса, то те истины, о которых мы узнали из Евангелия, необходимо стараться постигнуть не только умом. То богатство, которое они в себе содержат, становится нам доступно лишь в том случае, если мы совершаем конкретные действия, а именно: исполняем заповеди Христа, вся суть которых сводится к одной простой формуле: возлюби ближнего своего. Лишь в этом случае Господь открывает нам Свои тайны. И этот процесс познания бесконечен, потому что сокровища Творца неисчерпаемы.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.