
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
2 Кор., 172 зач., II, 14 — III, 3.
Глава 2.
14 Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте.
15 Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих:
16 для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему?
17 Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе.
Глава 3.
1 Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас?
2 Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками;
3 вы показываете собою, что вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Для того, чтобы понять те образы, которые приводит апостол Павел в только что прозвучавшем отрывке, необходимо вспомнить о триумфальных шествиях древности в честь полководцев-победителей.
Триумфа удостаивался не всякий военноначальник, но лишь тот, кто на поле битвы возглавлял войска, поразившие в решающем сражении не менее пяти тысяч вражеских воинов; выполнил задачи, поставленные перед ним сенатом; присоединил к империи новую область и во главе армии вернулся домой. Парад проходил по улицам Рима, шествие двигалось от стен города к его сердцу, Капитолию. Впереди шли высокие государственные сановники, за ними шли трубачи, затем несли трофеи, изображения завоёванной страны, после этого вели животное, которое намеревались принести в благодарственную жертву богам, обыкновенно это был белый бык, далее шла группа высокородных пленных, после — музыканты, жрецы, которые несли кадила с благовониями, и, наконец, сам триумфатор. Всё это происходило перед лицом огромной толпы горожан, которые приветствовали победителя радостными криками. Одним словом, грандиозный парад.
Именно так представляет себе апостол Павел шествие Христа в этом мире. Он — победитель, который идёт в окружении своих верных соратников. Особо апостол развивает метафору благовония, которая исходила от кадильниц священников. Для победителя это аромат победы, для пленников — запах поражения и надвигающейся смерти. Так, по мысли апостола, и для тех людей, кто примет Спасителя и Его Евангелие, они станут благоуханием жизни. Потому что именно через исполнение евангельских заповедей человек соединяется с Богом. Для тех, кто откажется от него, всё, что там написано, будет упрёком и свидетельством против них во время последнего суда. Ведь в лице Евангелия они отвергли Самого Творца. А, значит, сами поставили себя на обочину жизни.
Конечно же, тот образ, который предлагает апостол, внешне имеет мало сходства с тем, что переживает христианин в своей обычной жизни. Наши будни не очень-то напоминают триумфальное шествие. Это не означает, что Павел, используя фигуру речи, тешит нас ложными надеждами, пытаясь хоть как-то приободрить. Среди различных тягот и лишений он переживал своё непростое служение именно так. Это был его внутренний опыт, именно так он и воспринимал действительность: умел разглядеть и ощутить силу и славу приближающегося Царства Небесного, ощутить его благовонный запах за тусклой пеленой повседневности. И этот опыт не являлся результатом только его собственных усилий. Так действует божественная благодать, которая поселяется в человеке в ответ на его готовность следовать Евангелию. Поэтому и говорит апостол Павел, что каждый верный ученик Спасителя подобен письму, которое Господь посылает в мир. В сердце каждого христианина в той мере, в какой он находит в себе решимость посвятить жизнь служению Богу, проступают слова Евангелия. То есть благодаря действию Святого Духа постепенно зреет радость Царства Небесного, в которое мы входим вместе со Христом, во главе триумфального шествия.
13 мая. О главной цели в человеческой жизни

11 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о главной цели в человеческой жизни.
Зачем верить-то в Бога? Вот ответ простой. Ты хочешь быть счастливым? Верь в Бога. Ты хочешь, чтобы твое счастье было вечным? Верь в Бога. И не просто верь — исполняй Его закон. Вот этому мы все, дорогие мои, научаемся, в том числе и в Храме Божьем. И удивительно, что наша страна и наш народ, пройдя с самым страшным искушением безбожия, которое только свершилось на протяжении всей человеческой истории, мы, пройдя эти испытания, сегодня в большинстве нашего народа сознаем эту неприходящую божественную истину о том, что человеческий смысл жизни, тот смысл, который переходит в вечность, напрямую связан с нашей верой в Бога. Сегодня действительно народ наш в каком-то смысле Богоносец. Не в том смысле, что все святые и все такие благополучные в духовном смысле. А в том смысле, что вера православная крепко сохраняется в нашем народе в условиях современной, высоко развитой, научной, технической жизни в сердцах людей, живущих в современных мегаполисах. Не хочется говорить какие-то громкие слова, но, может быть, не случайно Господь избрал нас, народ, претерпевший столько страданий, сколько ни один европейский народ не претерпевал. Может быть, и прошли наши отцы и деды через все эти страдания, чтобы мы с вами хранили веру православную, научали этой вере наших детей и внуков и свидетельствовали об этой вере всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 мая. О храме Апостола Иакова Зеведеева

Сегодня 13 мая. Церковь чтит память Апостола Иакова Зеведеева.
О храме Апостола Иакова Зеведеева в Казённой слободе в Москве — священник Стахий Колотвин.
В Евангелии мы смотрим на братьев Зеведеевых, Иоанна и Иакова. И хотя Иаков старший брат, внимание наше в основном Иоанну. Он евангелист, он стоит у креста и на любом заупокойном каноне вместе с Богородицей предстоит распятию. Он апостол любви, а Иаков как-то в тени. Тем не менее, порой пути Господни неисповедимы. И в Казенной Слободе в Москве, где жили люди, занимающиеся дворцовым имуществом, служащие нашего царя-батюшки, было построено две церкви. Каждому брату. Одна Иоанну, другое Иакову. Пришли большевистские гонения, и церковь Иоанна Богослова разрушили. Но церквей Иоанна Богослова великое множество у нас на родине. В том числе и в Первопрестольном граде есть храмы с этим посвящением, дожившие до наших дней. Однако вот единственный храм апостола Иакова сохранился. Да, пусть его пришлось реставрировать. Но в этом есть тоже такой символический смысл. Иаков не меньше служил Господу. Что Иаков проповедовал Христа, что о нем забывать нельзя. Но если при жизни апостолы еще могли спорить, кто там ближе приблизится ко Христу, то в Царстве Небесном все эти наши земные споры кажутся смешными, не солидными и не имеют никакого отношения к этой вечной действительности. Поэтому в сегодняшний день всем советую — доберитесь до этого замечательного уютного храма и прославьте великого апостола Иакова.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 мая. О личности Александра Невского

Сегодня 13 мая. В этот день в 1220 году родился русский полководец, князь Новгородский и Владимирский, прославленный в лике благоверных святых, Александр Невский.
О его личности — протоиерей Максим Горожанкин.
Сложно переоценить масштаб личности святого благоверного князя Александра Невского. Достаточно рано, придя к власти, молодой князь явил пример взвешенной и мудрой церковной и государственной политики. Русь была раздираема на востоке и на западе, и, отстаивая интересы своей страны перед лицом тевтонских рыцарей, одновременно великий князь выстраивал дипломатические отношения с татаро-монгольскими захватчиками. Это позволяло Руси крепнуть и заложило ту основу и тот фундамент, который способствовал последующему освобождению нашей страны от всех захватчиков и от всех пленений. И дай Господь, чтобы молитвенным предстательством святого князя все мы имели такую же мудрость, такую же зрелость и могли отличать добро от зла и идти ко Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема