2 Кор., 172 зач., II, 14 — III, 3.
Глава 2.
14 Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте.
15 Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих:
16 для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему?
17 Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе.
Глава 3.
1 Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас?
2 Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками;
3 вы показываете собою, что вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Для того, чтобы понять те образы, которые приводит апостол Павел в только что прозвучавшем отрывке, необходимо вспомнить о триумфальных шествиях древности в честь полководцев-победителей.
Триумфа удостаивался не всякий военноначальник, но лишь тот, кто на поле битвы возглавлял войска, поразившие в решающем сражении не менее пяти тысяч вражеских воинов; выполнил задачи, поставленные перед ним сенатом; присоединил к империи новую область и во главе армии вернулся домой. Парад проходил по улицам Рима, шествие двигалось от стен города к его сердцу, Капитолию. Впереди шли высокие государственные сановники, за ними шли трубачи, затем несли трофеи, изображения завоёванной страны, после этого вели животное, которое намеревались принести в благодарственную жертву богам, обыкновенно это был белый бык, далее шла группа высокородных пленных, после — музыканты, жрецы, которые несли кадила с благовониями, и, наконец, сам триумфатор. Всё это происходило перед лицом огромной толпы горожан, которые приветствовали победителя радостными криками. Одним словом, грандиозный парад.
Именно так представляет себе апостол Павел шествие Христа в этом мире. Он — победитель, который идёт в окружении своих верных соратников. Особо апостол развивает метафору благовония, которая исходила от кадильниц священников. Для победителя это аромат победы, для пленников — запах поражения и надвигающейся смерти. Так, по мысли апостола, и для тех людей, кто примет Спасителя и Его Евангелие, они станут благоуханием жизни. Потому что именно через исполнение евангельских заповедей человек соединяется с Богом. Для тех, кто откажется от него, всё, что там написано, будет упрёком и свидетельством против них во время последнего суда. Ведь в лице Евангелия они отвергли Самого Творца. А, значит, сами поставили себя на обочину жизни.
Конечно же, тот образ, который предлагает апостол, внешне имеет мало сходства с тем, что переживает христианин в своей обычной жизни. Наши будни не очень-то напоминают триумфальное шествие. Это не означает, что Павел, используя фигуру речи, тешит нас ложными надеждами, пытаясь хоть как-то приободрить. Среди различных тягот и лишений он переживал своё непростое служение именно так. Это был его внутренний опыт, именно так он и воспринимал действительность: умел разглядеть и ощутить силу и славу приближающегося Царства Небесного, ощутить его благовонный запах за тусклой пеленой повседневности. И этот опыт не являлся результатом только его собственных усилий. Так действует божественная благодать, которая поселяется в человеке в ответ на его готовность следовать Евангелию. Поэтому и говорит апостол Павел, что каждый верный ученик Спасителя подобен письму, которое Господь посылает в мир. В сердце каждого христианина в той мере, в какой он находит в себе решимость посвятить жизнь служению Богу, проступают слова Евангелия. То есть благодаря действию Святого Духа постепенно зреет радость Царства Небесного, в которое мы входим вместе со Христом, во главе триумфального шествия.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский и его мать
«Маминька — святыня моя, она для меня выше, дороже, любезнее всех людей на земле; она — первая после Бога», — писал о своей матери, Феодоре Власьевне Сергиевой, святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Будущий подвижник и чудотворец, родился 31 октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии. У псаломщика Ильи Михайловича Сергиева и его супруги Феодоры он был первым и долгожданным ребёнком. Мальчик появился на свет таким слабым, что родители, опасаясь за его жизнь, решили сразу же, не откладывая, окрестить малыша. Мальчика нарекли Иваном. После Таинства Крещения ребёнок вдруг порозовел, глазки его заблестели, он безмятежно улыбнулся и с тех пор пошёл на поправку.
Феодора Власьевна не отходила от сына. Укачивая маленького Ваню, она пела ему протяжные северные колыбельные и духовные стихи. А потом молилась — и Ваня засыпал под её тихий шёпот. Едва научившись ходить, Ваня всюду по пятам следовал за матерью. По утрам, крепко ухватившись за её сильную руку, он шагал в храм на Литургию. Дома, пока мама стряпала обед, тихонько сидел рядом и наблюдал, как проворно и ловко она замешивает тесто для пирогов и варит густые, ароматные щи. А когда за окнами темнело, мать зажигала масляную лампу, открывала большую, старинную книгу — Четьи-Минеи — и вслух читала жития святых. Слова выговаривала медленно, по слогам, — грамоте Феодора Власьевна обучалась недолго. И всё же именно она стала первой учительницей Вани. Когда пришло время, отец купил сыну азбуку, а мать усадила Ваню за стол и стала показывать буквы. «Долго не давалась мне эта мудрость, — вспоминал позже в своей автобиографии отец Иоанн. — Но, приученный матерью к молитве, я горячо молился Богу, чтобы Он дал мне разум. И точно пелена спала с моего ума, и я стал хорошо понимать учение».
Мать очень хотела, чтобы её сын получил хорошее образование. Когда однажды Иван обмолвился, что желал бы стать священником, Феодора Власьевна пообещала сделать всё, чтобы его мечта осуществилась. Стараниями матери, которая каждую копейку откладывала на обучение сына, в 1851 году Иван, окончив в Архангельске училище и семинарию, поступил в Петербургскую духовную академию. Именно туда пришло письмо от Феодоры Власьевны с печальным известием — скончался отец, Илья Михайлович. Потеряв кормильца, мать впала в крайнюю нужду. Чтобы поддержать её, Иван решил бросить учёбу и пойти работать. Об этом он и написал матери, а в ответ получил от неё строгий запрет покидать Академию. Ослушаться маму Иван не смел. А вскоре весьма кстати подвернулась подработка — в свободное от учёбы время Ваня стал переписывать документы. И весь свой заработок отправлял матери.
После принятия священного сана Иван, а теперь — отец Иоанн — стал служить в Андреевском соборе города Кронштадта. Вскоре о мудром, милосердном батюшке заговорили не только в Кронштадте, но и в Петербурге, а потом и по всей России. За советами и духовной поддержкой к нему обращался император Николай II. А для своей матери отец Иоанн по-прежнему оставался всё тем же любящим и послушным сыном. Он часто ездил навещать её в Архангельскую губернию. Несколько раз Феодора Власьевна приезжала к нему в Кронштадт. Об этих визитах отец Иоанн позже будет вспоминать в дневниках: «Её кроткие слова: здравствуй, дитятко, благослови, дитятко, — останутся у меня навсегда в памяти сердечной». В этих же дневниках оставит святой праведный Иоанн Кронштадтский и другие свидетельства о своей бесконечной любви к матери. На одной из страниц он напишет: «Не за красоту, не за ум, и даже не за доброе сердце, кротость и смирение уважаю и люблю я мать свою, а потому единственно, что она — моя Мать».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Благодарение Богу»
Вчера маме сделали операцию. Она, слава Богу, прошла успешно. Операция была достаточно сложная, и мы с папой и сестрой усердно молились о её успехе. В храме подали записки о здравии мамы и заказали специальный молебен, он так и называется «Чин молебного пения пред хирургическим действием». В молитве молебна я запомнила слова, в которых священник просит Бога укрепить руку хирурга.
И сегодня утром, когда мама уже могла поговорить со мной по телефону, она хвалила врача и его ювелирную работу. Мамин голос был слабым, но радостным. Она уже пошла на поправку.
И мне подумалось, что в случае какой-то нужды мы долго и усердно просим Господа о помощи. А получив просимое, спасибо Ему говорим как-то по-быстрому, коротко, наспех. А ведь благодарить Бога надо так же усердно, как и просить. Я позвала папу и сестру. Перед семейными иконами мы встали на молитву благодарить и прославлять Бога за Его милость к нашей семье.
Все выпуски программы Утро в прозе
6 мая. О тайной вере святой Мученицы Александры Римской
Сегодня 6 мая. День памяти Мученицы Александры Римской.
О тайной вере святой, — протоиерей Михаил Самохин.