
Андрей Рублев. Апостол Павел, 1410
1 Кор., 131 зач., IV, 9-16.
Глава 4.
9 Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.
10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.
11 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся,
12 и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим;
13 хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.
14 Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.
15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.
16 Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Поводом к посланию апостола Павла к христианам города Коринф были те нестроения, которые существовали в их общине. Причиной разногласий была гордыня, самодовольство и чувство превосходства некоторых местных христиан. Они привыкли бахвалиться своими привилегиями и выставляли напоказ свои достижения в духовной жизни. Им казалось это совершенно нормальным, что и приводило к раздорам и нестроениям среди верующих.
Для того, чтобы вразумить коринфян, апостол сравнивает их образ мысли и жизни со своим собственным. Для этого он приводит образ полководца-триумфатора, который во главе войска въезжает в столицу. Он гордо едет по улицам города, демонстрируя жителям свои трофеи. Народ ликует, приветствует полководца, осыпает его почестями, восхищается его силой и мужеством. В самом конце этой процессии плетётся группа пленников. Они — жалкие, оборванные, униженные. Они обречены. Ведь через некоторое время кого-то из них продадут в рабство, кого-то отправят на арену цирка, чтобы драться с дикими зверями и умереть. Заносчивые коринфяне, согласно мысли апостола, подобны триумфатору, апостол — тем, кто обречён. И для него это важный признак верного пути. Ведь подлинное служение Христу — это далеко не праздничное шествие, это не игра мускулами. Здесь нет никакого видимого торжества, нет головокружения от бесчисленных побед. Скорее, оно непосредственным образом связано с опытом бесславия.
Но здесь очень важно понимать, что этот опыт не имеет ничего общего с состоянием болезненного самоуничижения, самоистязания, низкой самооценки и другими душевными проблемами, которые пытается разрешить современная психология. Его причиной является тот слом, который существует в нашем мироздании. Речь идёт о том, что евангельская весть не от мира сего. А потому все и всё в этом мире будет ей противиться: и окружающие, и наше греховное естество. Причина этого очевидна. Христос принёс Истину, а Истина часто неприятна людям, с ней очень тяжело смириться. Ведь она требует конкретных действий, что изменить образ жизни. Неслучайно многие пророки и проповедники закончили свой жизненный путь мученически. Они говорили неудобные и неприятные вещи, которые пробуждали совесть. А нет ничего более неприятного для человека, чем голос совести. Путём мученичества прошёл и Христос, за что и был распят на кресте.
Большинство из нас никогда не будут пить ту чашу, которую пил апостол Павел и многие другие яркие проповедники Евангелия. Но, тем не менее, мы также можем двигаться этим путём бесславия. Апостол Павел именно к этому нас призывает. «Подражайте мне, как я Христу», — говорит он. То есть, станьте проповедниками Истины хотя бы для самих себя. Иными словами, будьте честны перед самими собой, перед своей совестью. Начните с того, чтобы попробовать увидеть себя такими, какие вы есть, без прикрас, без оправданий, без перекладывания вины на окружающих, искренне и от всего сердца. И попытайтесь как-то изменить ситуацию. И вы также испытаете опыт бесславия. Ведь всё ваше нутро будет этому яростно сопротивляться. Раз за разом оно будет ставить нас на колени. Для нашего спасения это крайне важная вещь. Ведь лишь глубина понимания того, кто ты есть, и осознание, что своими силами ты ничего сделать не можешь, рождает в нашей душе подлинную потребность в Боге. Лишь в моменте этого уничижения может родиться самая сильная молитва к Творцу. Но самое главное заключается в том, что только тому, кто двигается по этому пути, постепенно открывается реальность подлинной силы и славы. Того триумфа и торжества, которые хранит в себе Светлое Воскресение, Пасха Христова, Царство Небесное.
«Подросткам о вере»
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин, востоковед Анна Тумаркина и сестра милосердия, руководитель благотворительных проектов в Иркутской епархии Анастасия Старцева размышляли о том, как говорить с детьми о вере и отвечать на их далеко не всегда простые вопросы, что делать родителям в случае охлаждения веры у ребенка или подростка, какой может быть христианская проповедь в школах и ВУЗах, а также кто может стать духовным авторитетом для современного молодого человека.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
7 декабря. О важности принесения духовных плодов

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».
О важности принесения духовных плодов — протоиерей Владимир Быстрый.
Апостол Павел напоминает нам о радикальном преображении в жизни христианина: «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе». Это не просто призыв к нравственности, но констатация нового онтологического статуса. Верующий — принципиально новое творение, призванное сиять в мире.
Но как отличить подлинный свет благодати от поддельного? Апостол даёт точный критерий: плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Ключевое слово «плод» — это не разрозненные добрые дела, а целостное состояние души, которое естественно изливается наружу, подобно спелому плоду. Благость — это внутреннее устроение, исполненное милосердия и противостоящее жестокости. Праведность — это жажда Божьей правды во всех отношениях, исцеляющая от всех болезней и грехов. Истина — это полная искренность перед Богом и собой, отказ от лжи и самообольщения.
Однако апостол призывает не к пассивности, а к активному деланию: испытывайте, что благоугодно Богу. Жизнь во Христе — это творческое сотрудничество нашей воли и благодати, требующее труда и рассуждения. Завершается же мысль властным повелением: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». Свидетельство истины — это не только слова, но и вся жизнь, сияющая добрыми делами.
Таким образом, плод Духа — это и дар, и задание. Он является внутренним критерием, помогая нам идти путём преображения от тьмы к свету и принести Господу плод во сто крат.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении Эрмитажа в просвещении людей
Сегодня 7 декабря. В этот день в 1764 году в Санкт-Петербурге был создан Государственный Эрмитаж.
О значении этого музея для просвещения его посетителей — протоиерей Артемий Владимиров.
Всякий гражданин нашего отечества, не говорю о заморских гостях, посещая Северную Пальмиру — Санкт-Петербург, почитает для себя внутренние необходимости войти под просторные своды Эрмитажа. В переводе с французского «некое заключённое замкнутое пространство», сегодня является подлинным заповедником культуры, переходя из залы в залу которого, вы воссоединяетесь с прошедшими эпохами, черпая от них всё лучшее, что только художественный гений запечатлел в красках, в линиях, в каменной фактуре.
И выходите из Эрмитажа обогащённым, вдохновлённым, а главное, чувствуете сами внутреннюю потребность созидать, а не разрушать. Непреходящим является значение Эрмитажа как города высокого искусства, где каждый из нас может найти для себя любимого художника, скульптора, исторического деятеля.
Ибо в сердце всякого человека сокрыт художник. Мы наделены от нашего создателя творческой способностью, развитие которой и помогает тебе стать личностью, помогает избежать действий разрушительных, страстей, войти в жизнь как человеку под знаком красоты, добра, любви.
Все выпуски программы Актуальная тема











