— Как же прекрасен Тбилиси, Маргарита Константиновна! Один из самых красивых городов на земле. Только посмотрите, какой вид!
— Не поспоришь, Андрей Борисович! А панораму, которая сейчас перед нами открылась, некто запечатлел ещё в 1837 году!
— Что значит «некто»? Неизвестный художник?
— Нет, я могу назвать имя. Но попробуйте угадать. Сейчас я найду картину в интернете, а вы скажете, кто её написал!
— Что ж, интересно попробовать!
— Вот, пожалуйста, смотрите! Работа называется «Вид Тифлиса».
— Написано великолепно! Как точно переданы стремительный бег реки Куры, тёмные волны тенистых садов, седые вершины гор вдалеке. И ландшафт на переднем плане узнаваемый! Храм Метэхи на скале, крепость Нарикала. Без малого два столетия прошло, а город всё тот же. Разве что название поменялось — был Тифлис, стал Тбилиси.
— Так кто же автор картины, как вы думаете?
— Дайте подумать...Этот человек русский?
— Русский!
— Кто же из наших соотечественников творил в Грузии в первой половине девятнадцатого века?.. Первое имя, которое приходит в голову — князь Григорий Гагарин. Он служил на Кавказе и при этом хорошо рисовал.
— Тепло, Андрей Борисович! «Вид Тифлиса» написал сослуживец князя Гагарина, притом весьма известный!
— Я помню только одного из однополчан Гагарина — это Михаил Юрьевич Лермонтов.
— Браво! Именно он и есть автор картины!
— Я, конечно, знал, что Лермонтов писал картины, но представить не мог, что он настолько искусный живописец!
— Талант Михаила Юрьевича как художника в полную силу раскрылся именно здесь, на Кавказе. Сохранились его картины, написанные маслом, множество акварелей, зарисовки карандашом и тушью. Это и портреты, и батальные сцены, и, конечно же, пейзажи. Один из них — вид на Тифлис.
— Насколько я помню, Лермонтова сослали в Тбилиси за стихотворение «На смерть поэта»?
— Да, правительство посчитало крамольным произведение, посвящённое трагической кончине Пушкина. И в октябре 1837 года Лермонтов прибыл в Тифлис.
— А где именно Михаил Юрьевич жил, известно?
— Точных сведений нет. Но в центре города сохранился старинный особняк — его называют домом Лермонтова. Говорят, в нём квартировались офицеры Драгунского полка, в котором служил Михаил Юрьевич. Возможно, в этом доме поэт и жил во время ссылки. Она длилась с октября по декабрь 1837 года, затем благодаря хлопотам бабушки Лермонтов вернулся на родину. И больше в Тбилиси никогда не был.
— Надо же, Лермонтов провёл в Тифлисе так мало времени, а создал такую яркую иллюстрацию своего пребывания в городе!
— Мне кажется, это потому, что он был счастлив в Тифлисе. Поэт писал друзьям, что здешние пейзажи действуют целительно на его мятежную душу. Говорил, глядишь на горы — и хандра отступает, и ничего не надо, сидел бы и смотрел бесконечно.
— Такое умение дорожить настоящим — действительно, счастье!
— И оно отразилось в картине «Вид Тифлиса». Сейчас она хранится в Литературном музее в Москве. Мы с вами непременно там побываем. Увидим работу Михаила Юрьевича Лермонтова, и вспомним наше путешествие.
Псалом 54. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Учение Давида.
2 Услышь, Боже, молитву мою и не скрывайся от моления моего;
3 внемли мне и услышь меня; я стенаю в горести моей, и смущаюсь
4 от голоса врага, от притеснения нечестивого, ибо они возводят на меня беззаконие и в гневе враждуют против меня.
5 Сердце мое трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня;
6 страх и трепет нашел на меня, и ужас объял меня.
7 И я сказал: "кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы;
8 далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне;
9 поспешил бы укрыться от вихря, от бури".
10 Расстрой, Господи, и раздели языки их, ибо я вижу насилие и распри в городе;
11 днем и ночью ходят они кругом по стенам его; злодеяния и бедствие посреди его;
12 посреди его пагуба; обман и коварство не сходят с улиц его:
13 ибо не враг поносит меня,- это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною,- от него я укрылся бы;
14 но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой,
15 с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий.
16 Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их.
17 Я же воззову к Богу, и Господь спасет меня.
18 Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой,
19 избавит в мире душу мою от восстающих на меня, ибо их много у меня;
20 услышит Бог, и смирит их от века Живущий, потому что нет в них перемены; они не боятся Бога,
21 простерли руки свои на тех, которые с ними в мире, нарушили союз свой;
22 уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи.
23 Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику.
24 Ты, Боже, низведешь их в ров погибели; кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих. А я на Тебя, [Господи,] уповаю.
6 мая. О важности воспитания молодёжи в православной вере

4 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборе во имя святых Жён-мироносиц в городе Баку.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о важности воспитания молодёжи в православной вере.
Церковь — это не прибежище неудачников, это не прибежище никчемных людей. Это прибежище тех людей, которые в своей жизни вдохновляются и управляются самым главным — верой в Господа и Спасителя, того, кто является действительно господином истории, в руках которого жизнь каждого человека, и человеческих обществ, и человеческих государств. Вот почему всегда с радостью совершаю воскресное богослужение. И посещая храмы, вижу, как все с каждым годом больше и больше людей приходит, причем людей разного возраста, разного положения. Другими словами, мы с вами сейчас живем в условиях наиболее благоприятных, по крайней мере, вот на моей памяти, самых благоприятных времен для того, чтобы жить по-христиански, посещать храм Божий, молиться, воспитывать своих детей и внуков. Но кому больше дано, с того больше и спросится. С моих ровесников, я думаю, мало что спросится, потому что жили в условиях тотального атеизма, государственного атеизма. А вот с нынешнего поколения родителей, дедушек и бабушек очень даже спросятся, если дети в храм не ходят, если по каким-то причинам кто-то не крестил ребенка. И ответственность родителей, дедушек, бабушек, в первую очередь должна в отношении детей касаться необходимости их воспитания в вере. Вот, пожалуйста, воспримите эти слова Патриарха не как свидетельство о каком-то там 10 или 20 деле вашей жизни, а как о самом важном деле — воспитании детей и внуков в вере православной.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 мая. О пище небесной

В 6-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную».
О пище небесной — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Люди, которые последовали за Христом, как замечает сам Спаситель, искали Его не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Господь переносит взор уверовавших в Него с земных понятий на понятия духовные. Действительно, истина проста. Земной хлеб, земная пища не могут дать человеку бессмертие. Мы все равно телом умрем. Поэтому Христос говорит, чтобы мы не заботились излишне о земном пребывании, а помнили о вечной жизни. Можно представить, что мы находимся в аэропорту и ждем свой рейс. Много ли нам нужно взять с собой в самолет? И нужно ли обустраивать место в зале ожидания, если через некоторое время покинем аэропорт? Важно думать о том, что нам пригодится в недалеком будущем. Поэтому Господь и напоминает о небесном Отечестве, о пище небесной. Он сказал: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда». Будем же заботиться о духовной пище, о бессмертной душе. А Христос да сохранит нас в истине и воскресит в последний день.
Все выпуски программы Актуальная тема