— Как же прекрасен Тбилиси, Маргарита Константиновна! Один из самых красивых городов на земле. Только посмотрите, какой вид!
— Не поспоришь, Андрей Борисович! А панораму, которая сейчас перед нами открылась, некто запечатлел ещё в 1837 году!
— Что значит «некто»? Неизвестный художник?
— Нет, я могу назвать имя. Но попробуйте угадать. Сейчас я найду картину в интернете, а вы скажете, кто её написал!
— Что ж, интересно попробовать!
— Вот, пожалуйста, смотрите! Работа называется «Вид Тифлиса».
— Написано великолепно! Как точно переданы стремительный бег реки Куры, тёмные волны тенистых садов, седые вершины гор вдалеке. И ландшафт на переднем плане узнаваемый! Храм Метэхи на скале, крепость Нарикала. Без малого два столетия прошло, а город всё тот же. Разве что название поменялось — был Тифлис, стал Тбилиси.
— Так кто же автор картины, как вы думаете?
— Дайте подумать...Этот человек русский?
— Русский!
— Кто же из наших соотечественников творил в Грузии в первой половине девятнадцатого века?.. Первое имя, которое приходит в голову — князь Григорий Гагарин. Он служил на Кавказе и при этом хорошо рисовал.
— Тепло, Андрей Борисович! «Вид Тифлиса» написал сослуживец князя Гагарина, притом весьма известный!
— Я помню только одного из однополчан Гагарина — это Михаил Юрьевич Лермонтов.
— Браво! Именно он и есть автор картины!
— Я, конечно, знал, что Лермонтов писал картины, но представить не мог, что он настолько искусный живописец!
— Талант Михаила Юрьевича как художника в полную силу раскрылся именно здесь, на Кавказе. Сохранились его картины, написанные маслом, множество акварелей, зарисовки карандашом и тушью. Это и портреты, и батальные сцены, и, конечно же, пейзажи. Один из них — вид на Тифлис.
— Насколько я помню, Лермонтова сослали в Тбилиси за стихотворение «На смерть поэта»?
— Да, правительство посчитало крамольным произведение, посвящённое трагической кончине Пушкина. И в октябре 1837 года Лермонтов прибыл в Тифлис.
— А где именно Михаил Юрьевич жил, известно?
— Точных сведений нет. Но в центре города сохранился старинный особняк — его называют домом Лермонтова. Говорят, в нём квартировались офицеры Драгунского полка, в котором служил Михаил Юрьевич. Возможно, в этом доме поэт и жил во время ссылки. Она длилась с октября по декабрь 1837 года, затем благодаря хлопотам бабушки Лермонтов вернулся на родину. И больше в Тбилиси никогда не был.
— Надо же, Лермонтов провёл в Тифлисе так мало времени, а создал такую яркую иллюстрацию своего пребывания в городе!
— Мне кажется, это потому, что он был счастлив в Тифлисе. Поэт писал друзьям, что здешние пейзажи действуют целительно на его мятежную душу. Говорил, глядишь на горы — и хандра отступает, и ничего не надо, сидел бы и смотрел бесконечно.
— Такое умение дорожить настоящим — действительно, счастье!
— И оно отразилось в картине «Вид Тифлиса». Сейчас она хранится в Литературном музее в Москве. Мы с вами непременно там побываем. Увидим работу Михаила Юрьевича Лермонтова, и вспомним наше путешествие.
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема