В последние годы всё чаще можно услышать от молодых пар, что они хотят «повременить» со свадьбой. «Поживём несколько лет, приглядимся друг к другу», - уклончиво говорят в таких случаях, объясняя долгое ожидание предусмотрительностью – а вдруг они ошиблись в своих чувствах или возлюбленный подведёт? Известному русскому писателю XX века Виктору Астафьеву хватило семи свиданий с Марией Корякиной, чтобы понять – с этим человеком он готов прожить всю жизнь. На восьмое свидание они отправились в загс. И после этого прожили 56 лет в счастливом браке.
Виктор и Мария встретились на фронте, в 1945 году. В городе Станиславчике, где они базировались, уже давно не шли бои, и Мария с подругой во время прогулки обсуждали мирную тему – как им в часть пришла посылка с книгами. Разговор случайно подслушал проходивший мимо солдат. Это и был Виктор. Он любил читать, а на войне литературу достать было очень трудно, и хорошие книги становились его единственной отрадой. Поэтому, узнав, что у кого-то можно взять на пару вечеров интересный роман, Виктор сразу попросился к девушкам в гости.
Мария с радостью стала снабжать солдата книгами. Астафьев тогда ещё не совсем оправился после ранения, был худой, с одним незрячим глазом, но почему-то ей приглянулся. Девушка Виктору тоже понравилась: невысокая, красивая, а главное – терпеливая, недаром ведь служила медсестрой. Однако о любви он заговаривать боялся – везти жену ему было некуда, половину детства Виктор провёл в детдоме. Из родственников остался только отец, но где он, никто не знал. Поэтому Астафьев молчал, считая, что наверняка будет отвергнут.
Скоро ему сообщили, что со дня на день его демобилизуют и нужно будет спешно покинуть Станиславчик. Мария как раз собиралась надолго уехать в Ленинград, и они могли никогда больше не увидеться. Виктор шёл провожать её с тяжёлым сердцем: сказать об увольнении из армии или нет? Всё-таки не выдержал – сказал: «Мань, меня завтра демобилизуют». Он даже не закончил говорить, а она уже всё поняла. И выскочила из вагона поезда. «Я бросить тебя не могу…»
На следующий день они зарегистрировали брак, а ещё через несколько дней их обоих отпустили домой. Виктор поехал вместе с Марией к её родителям, в город Чусовой недалеко от Перми.
Привыкали они друг к другу долго. Характер у Астафьева был тяжёлый, неуживчивый, но брак не распался, выдержал, во многом благодаря ангельскому терпению Марии, за которое Виктор уважал её и любил всю жизнь. Несколько раз за время их супружества неусидчивый Астафьев вдруг срывался с места и куда-нибудь уезжал – то в Вологду, то в Красноярск, то ещё куда-нибудь, и не на маленький срок, а на полгода или дольше. Но возвращался он всегда, и Мария молча, без слова упрёка принимала его обратно. Понимала, что он не со зла, не к другой женщине уходит, а потому что душа требует странствий, новых впечатлений. Да и ведь свой, любимый, как же без него?
А Виктор знал, что лучше женщины, чем Мария, ему нигде и никогда не найти. Ещё в тот момент, когда она в Станиславчике спрыгнула к нему с поезда, почувствовал, что их судьбы теперь переплетены навсегда.
Всю жизнь Виктор и Мария вместе переживали горести и радости. Для них стала ударом потеря первой дочери, скончавшейся в грудном возрасте. Поэтому они вдвойне переживали за других двоих детей, которые нередко болели и требовали особого родительского внимания, и вдвойне радовались их успехам.
Отрадой для Виктора и Марии была и писательская деятельность, талант к которой неожиданно открылся у обоих супругов. Мария стала литературным секретарём мужа – приводила в порядок и перепечатывала его рукописи, давала советы, касавшиеся художественной стороны произведений. А Виктор уговорил жену не стесняться её собственных рассказов и посылать их в газеты.
Однако в 90-е годы, после распада Советского Союза, деревенские и военные темы, которые чаще всего затрагивали в произведениях Виктор и Мария, стали читателям не слишком интересны. Супруги не расстраивались – каждый, кто хочет, найдёт в их прозе то доброе, чистое, вечное, что они пытались передать другим поколениям. По вечерам Виктор и Мария часто с улыбкой наблюдали за маленькими внуками, играющими в комнате, и молились, чтобы в их жизни не было войн и мировых потрясений. «Осталось у Бога просить, чтобы повезло больше нашим детям и внукам, чтобы счастливы и спокойны они были», - говорила Мария, и муж с ней соглашался.
Супруги никогда не жалели о своей «поспешной» свадьбе. Им удалось всего за несколько встреч по-настоящему узнать и полюбить друг друга, а потом в течение всей жизни хранить верность и родство душ.
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема