
Жила-была в одной деревне девушка по имени Иванка. Волосы у неё — как золотые пшеничные колосья, щёки — словно маков цвет.
Парни из всей округи мечтали заполучить красавицу Иванку в жёны, да она — ни в какую. Хочу, говорит, выйти замуж только за городского, не хочу больше деревенщиной быть.
Деревня Иванки была всего в нескольких часах езды от небольшого города, где жил её двоюродный дядюшка — Гаврил-каменщик.
К нему-то девушка и отправилась погостить. То есть, Иванка всем сказала, будто едет в гости, а сама решила найти себе в городе жениха.
В день приезда Иванка вышла в дядюшкин сад. Тут-то и заприметил прибывшую невесть откуда красивую девушку Богдан — молодой сосед Гаврилы — каменщика.
И трёх дней не прошло, как молодые люди познакомились, и отправились вместе гулять по городу.
— Дядюшка, ты только не говори ему, что я из деревни, — попросила Иванка.
— Так ведь он всё равно узнает, — удивился дядя.
— Не узнает! Я придумала, что надо делать, — сказала Иванка и выпорхнула на свидание.
Весь день гуляли молодые люди по городу, и дошли до самой окраины, где начинались поля и стояла деревня.
— Какие дружные в этом году всходы пшеницы! — сказал Богдан, показывая на зеленеющее поле.
— Где? Пшеница — это то, из чего делают лепёшки? В первый раз вижу, как она растёт, — сделала большие глаза Иванка.
Пошли они дальше и зашли в деревню.
— Интересно, что это? — как бы недоумевая, спросила Иванка, показывая на плуг и борону.
— Приспособления, чтобы пахать землю, — ответил Богдан.
С тех пор всякий раз Иванка делала изумлённое лицо, когда речь шла о деревенской жизни, а Богдан терпеливо объяснял ей, для чего нужны коса или лопата.
Как-то во время очередной прогулки Иванка засмотрелась на голубое небо и наступила на лежащие посреди дороги грабли.
Грабли больно ударили девушку прямо в лоб.
— И кто здесь грабли бросил? — топнула ногой красавица, и вдруг поняла, что выдала себя.
От стыда она закрыла лицо руками и прошептала: «Всё, я пропала!»
А Богдан Обнял её и сказал ласково:
— Я ведь сразу понял, что ты не из города, простая душа. Всякий раз, задавая вопрос о деревенской жизни, ты заливалась краской стыда до корней волос, и мне не хотелось лишний раз тебя смущать. Завтра я собираюсь к тебе в деревню просить твоей руки. Ты ведь согласна стать моей женой?
Свадьбу молодые сыграли в родной деревне Иванки. Три дня и три ночи пели и плясали друзья и родные жениха и невесты, и городские, и деревенские — все вместе.
(по мотивам болгарской народной сказки)
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема