
Жили-были два неразлучных друга, погонщики верблюдов. У одного был бурый верблюд, а у другого — серый.
Как-то один погонщик сказал:
— Брат, мне надо уехать. Пусть мой серый верблюд останется у тебя до весны, потом я его заберу. Корми его хорошенько!
— Не беспокойся, я буду одинаково ухаживать и за твоим, и за своим верблюдом, — ответил второй погонщик.
И друг сдержал слово: каждый день он поровну давал корм двум животным. Но вскоре заметил, что оставленный на его попечении серый верблюд хиреет, тогда как его, бурый, толстеет.
Погонщик стал давать серому верблюду в два раза больше корма, но тот только вздыхал и отворачивался от еды.
И вот наступил день, когда вернулся хозяин серого верблюда. Он увидел стоящих под навесом двух животных и ахнул: бурый верблюд был гладким и упитанным, а его серый верблюд так исхудал, что еле держался на ногах.
— Ты поступил не по-братски! — возмутился хозяин серого верблюда. — Я не думал, что ты будешь кормить только своего верблюда, а моего морить голодом!
— Клянусь тебе, это не так! — оправдывался второй погонщик. — Все эти дни я давал твоему верблюду столько же корма, и даже больше, чем своему. Если бы животные умели говорить, они подтвердил бы мои слова.
— Я тебе не верю. Ты — лгун, и отныне мне не друг, — сказал хозяин серого верблюда.
— Ах, так ты меня отблагодарил о том, что всю зиму я заботился о твоём верблюде больше, чем о своём! — воскликнул хозяин бурого верблюда. — Тогда сделай так, чтобы я тебя тоже больше никогда не видел.
Вернувшийся из странствия погонщик молча отвязал из стойла своего верблюда, взял его за уздечку и повёл домой.
Но вдруг серый верблюд остановился и заговорил человеческим голосом.
— Хозяин, вы напрасно из-за меня поссорились, — сказал он. — Твой друг сказал правду: он кормил нас одинаково.
— Но... почему тогда тебе корм не пошёл впрок?
— Просто, хозяин, я сильно по тебе тосковал. Всякий раз, задавая корм, твой друг при этом ласково поглаживал по бокам своего бурого верблюда, а мне просто насыпал траву в кормушку и уходил. А я вздыхал и думал: «Ах, был бы здесь мой хозяин, он бы и меня тоже погладил, приласкал, сказал доброе слово». Ведь мы, животные, страдаем без ласки и любви не меньше, чем от голода.
Погонщик тут же вернулся, помирился с другом и сказал:
— Я понял, что без любви никакой жизни нет. Нельзя и нам с тобой братскую любовь терять.
(по мотивам узбекской народной сказки)
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер