
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Рим., 97 зач., VIII, 14-21.
Глава 8.
14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
15 Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»
16 Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии.
17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.
18 Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.
19 Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих,
20 потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде,
21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение — очень торжественное и возвышенное. Апостол называет учеников детьми Божиими и говорит об их грядущей славе. Всё это звучит радостно, но в то же время очень непривычно, потому что у многих верующих радостная тональность никак с их верой и восприятием себя не ассоциируется. Они привыкли, что про себя нельзя сказать ни одного доброго слова, иначе они впадут в прелесть и возгордятся. В свою очередь современная светская культура, напротив, предполагает, что человек вполне может гордиться собой и своими достижениями. Как же совместить слова апостола с опасностью прелести? И есть ли здравое зерно в призывах смотреть на себя позитивно?
Помню, как однажды в разговоре мне надо было сослаться на одну средневековую книгу, при этом её точное название вылетело у меня из головы. Помнил только, что речь шла то ли о ничтожестве человеческого естества, то ли о ничтожестве человеческого состояния. Разница, конечно, существенная, а вспомнить надо было точную формулировку, и я стал рассуждать. Бог сотворил человека по Своему образу и подобию, и оценивая мир после завершения творения, сказал, что он хорош. Грех человека оказался результатом его свободного выбора и привёл к искажению его жизни, так как во многом животные страсти стали торжествовать в нём над духом. Иными словами, я однозначно решил, что христианин никак не мог написать книгу о ничтожестве человеческого естества просто потому, что Господь сотворил человека для того, чтобы тот раскрыл в себе красоту и величие Божественного образа. Конечно, грех сильно изменил ситуацию, но человек остался человеком. Когда мы болеем, мы часто не можем выполнить обычных для человека действий, но людьми быть не перестаём... То же самое и здесь. Более того, в том и смысл воплощения Бога, что Он стал таким же, как мы, чтобы мы стали такими же, как Он. При этом, не имеется в виду, что Бог стал грешником, Христос принял на Себя только последствия греха. А это значит, что в каждом человеке, как бы глубоко он ни пал, есть то, что не может быть уничтожено и повреждено.
Итак, когда апостол Павел говорит о христианах, что они дети Божии, он имеет в виду не столько их наличное состояние, сколько ту возможность, которая открылась каждому во Христе. Он говорит также, что они больше не будут жить в страхе, а в другом послании говорит, что после греха человек был рабом страха смерти, но теперь всё новое, и мы с дерзновением называем Бога Отцом.
Однако как же быть с собственной греховностью? Не видеть греха и считать, что у тебя нет проблем, действительно очень опасно. Именно поэтому в христианской аскетике духовным болезням и борьбе с ними уделяется такое внимание. Тем не менее сводить всё к болезни никак нельзя, ведь чтобы лечиться, необходимо знать, что ты можешь быть здоров. Каждый человек, совершив грех и раскаиваясь, может ощущать всю низость и ничтожность своего состояния... Но Христос пришёл и умер за нас не потому, что мы бываем низкими и ничтожными, а потому что способны подняться и пойти за Ним. Этот путь труден, на нём мы падаем и теряем надежду, на нём мы испытываем страдания, но славу сынов Божиих можем обрести, только если поверим, что она возможна... только если поднимемся и пойдём за Христом.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Начал Он укорять города, в которых наиболее Явлено было сил Его, за то, что они не покаялись».
Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего — игумен Лука (Степанов).
Города, которые укоряет Господь, им оплакиваемы, так разъясняют толкователи. Он оплакивает те города, которые располагались вокруг Галилейского моря, и в них была явлена любовь Господня по объёму, соразмерном с морем, морем любви, морем чудес.
В Капернауме Господь жил после того, как его семейство перебралось из Назарета. Из Вифсаиды происходили пять апостолов — Иаков с Иоанном, Андрей с Петром и Филипп, и тем не менее большинство горожан оставались в окаменении сердечном и не отвечали верой на великие свидетельства Господни, явленные среди них.
Потому и оплакивает их Господь, а Иоанн Златоуст сообщает, что греховное расположение жителей этих городов было ужасно, поскольку даже такие яркие и очевидные знамения не возымели над ними никакого действия.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об избранных по благодати Божией

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».
Об избранных по благодати Божией — протоиерей Михаил Самохин.
Сам святой апостол Павел говорит эти слова, перед этим напомнив читателям диалог Бога с пророком Ильей, который жаловался о том, что остался одиноким почитателем Господа. Небесный Отец открывает своему пророку, что сохранил Себе ещё семь тысяч верных.
И после слов о сохранении остатка по избранию благодати, апостол подчёркивает, что произошло это не благодаря только делам закона, но именно благодаря благости и милости Божией.
Почему же тогда все мы не спасаемся? Ведь наш Бог — Всеблаг и Многомилостив. На этот вопрос ответил ещё святитель Иоанн Златоуст. Он пишет: «Потому что вы сами не хотите».
Благодать, хотя и есть именно благодать, спасает, однако же, желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются от неё, которые постоянно восстают на неё и противятся ей.
Господь любит нас и хочет нас спасти. Будем же отзывчивы на призыв Божией благодати и делами, а не только словами, засвидетельствуем желание спасения в Царстве Небесном.
Все выпуски программы Актуальная тема