Рим., 105 зач., XI, 2-12.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Вся 11-я глава Послания апостола Павла к Римлянам посвящена апостольским размышлениям о судьбе его родного народа, Павел пытается дать ответ на вопрос о том, каким образом соотносится возвещаемое всем народам спасение во Христе и отказ евреев принять Христа. Очевидно, что для апостола Павла это крайне болезненная тема, а для многих христиан из язычников, полагающих, что Бог отверг Свой избранный народ после Распятия Христа, весьма болезненны рассуждения апостола Павла, и эти люди предпочитают не замечать 11-ю главу Послания к Римлянам, ведь основной вывод, к которому приходит Павел, состоит в том, что Бог по-прежнему особым образом заботится о Своём народе, что отпадение потомков праотца Иакова от Христа — промыслительно, оно необходимо для спасения бывших язычников: «Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность».
В своих размышлениях Павел никак не вспоминает ни предание Христа на суд синедриона, ни Его последующие истязания, Распятие и Смерть. Это совершенно справедливо: искупительный подвиг Христа простирается на всё человечество, даже на тех, кто своими собственными руками пригвождал Господа ко Кресту, об этих людях Спаситель молился особо, апостол и евангелист Лука свидетельствует, что на Кресте Христос взывал к Богу-Отцу с молитвой о Своих мучителях: «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:33–34). Для апостола Павла было очевидным, что Бог не мог не услышать эту молитву Своего Единородного Сына. А ещё апостолу очевидно, что ожесточение в Израиле, то есть неверие в Иисуса из Назарета как ожидаемого многими поколениями израильтян Мессию, произошло по воле Божией, так, как в своё время произошло ожесточение фараона, который отказывался отпустить потомков Иакова из Египта, апостол пишет: «Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня». Но каков смысл этого усыпления? По мысли апостола Павла временное — именно временное! — отпадение израильтян необходимо для приведения ко Христу бывших язычников. Конечно, довольно непросто связать первое со вторым, но можно предположить, что если бы не было гонений на первых христиан со стороны иудеев, то не было бы столь широкого распространения апостольской проповеди, ведь апостолы зачастую вынуждены были уходить от гонений и идти к тем народам, которые ещё не слышали о Христе.
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 240 зач., II, 5-11.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Современный человек задумывается о своих чувствах значительно чаще, чем это делали люди прошлого. В целом это очень правильно, ведь и вдумчивая религиозная жизнь начинается с внимания к себе, своему состоянию, своей жизни. Однако выводы из обращения к себе верующий и неверующий человек часто делают диаметрально противоположные. В чём же разница? Ответ на этот вопрос можно получить, обратившись к отрывку из 2-й главы послания апостола Павла к филиппийцам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Всем нам случалось удивляться тому, что еда, которую мы любим, может совершенно не нравиться другим. Как же, попробуйте, это так вкусно, говорим мы, а человек просто не может на нашу любимую еду смотреть, не то, чтобы её пробовать. Почему это так? Конечно, за буквальным и подробным ответом на этот вопрос надо обращаться к физиологам, но на обывательском уровне ответ прост: наше восприятие тех или иных вещей отличается. И вряд ли мы посчитаем нормальным, если кто-нибудь станет говорить: тебе должно это нравиться! Как чувствую, так и чувствую, скажем мы, ведь чувства возникают в нас, разве мы можем ими управлять? И главное, должны ли? Разве мы не свободны? Разве не имеем права на свободное выражение чувств?
Мы сегодня буквально помешаны на свободе и правах. Человек, который фальшивит, когда поёт песню, тоже свободен петь её, как хочет, и даже имеет на это полное право, но вряд ли остальные будут этому рады. Чувства нам действительно даны, мы их не выбираем, но в некоторых случаях их необходимо воспитывать. Мы можем заниматься музыкой и развивать слух, можем закаляться и приучить себя спокойнее переносить холод. Именно поэтому слова апостола Павла, которые поначалу могут сбить с толку, на самом деле вполне справедливы.
«В вас, — говорит апостол, — должны быть такие же чувства как во Христе Иисусе». Первая наша реакция, скорее всего, — отвержение. Ведь у нас свои чувства, у Христа свои. Чувства нельзя навязать. Но если мы воспримем жизнь Спасителя так же, как музыканты воспринимают камертон, мы поймём, о чём идёт речь. Чувства чувствам рознь, и апостол Павел имеет в виду не просто вкусовые ощущения или нечто подобное. Он говорит о мироощущении, о восприятии себя в мире, своего места перед Богом и людьми. В понимании того, что о тебе есть некоторый замысел Божий, который ты призван воплотить, как и в том, что Христос есть эталон, который явил его в мире, кроется суть различий между верующими и атеистами.
Причём, говоря об Иисусе как об эталоне, апостол вовсе не имел в виду конкретных обстоятельств Его жизни. Во-первых, Павел упоминает знание Христом Его богочеловечества. Как этому можно подражать? Очевидно, вспомнив, что мы сотворены по образу Творца, то есть обладаем самым высоким статусом из возможных на земле. Во-вторых, вслед за Спасителем мы призваны к смирению и жертвенности в любви к ближним. И подражаем мы Ему в этом тогда, когда так же, как Он, стремимся исполнить заповедь о любви.
Кому-то нравится море, а кому-то горы, кто-то вырос в степи, а кто-то в лесу. В этих чувствах мы вполне свободны, потому что весь мир Божий прекрасен и достоин привязанности и трепетных чувств. Но, если посмотреть на мировосприятие человека в целом, станет понятно: некоторые чувства важно в себе воспитывать и в первую очередь речь идет о любви. Ведь именно любовь привела к тому, что Бог стал человеком и вошёл в нашу жизнь, чтобы исцелить её.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Николай Дубовской. «Родина»
— Андрюша, подумать только — мы с тобой в Сибири, в Государственном художественном музее Югры! За каким же очередным шедевром мы забрались в такую даль? Наверняка здесь есть картина, которую ты особенно хотел бы увидеть?
— Действительно, Аллочка, есть такая. Ты слышала что-нибудь о полотне художника Николая Дубовского «Родина»?
— Признаюсь честно — нет. Не только о картине, но даже и о художнике таком я слышу впервые.
— Да, так уж вышло, что Николай Никанорович Дубовской был незаслуженно забыт. Между тем, коллега живописца Илья Репин называл его талант «великолепным и могущественным». А многие товарищи по Обществу художников-передвижников даже считали, что полотна Дубовского превосходят по силе и выразительности работы признанного гения пейзажа Левитана. Да ты сейчас и сама всё увидишь. Вот она, перед нами — картина Николая Дубовского «Родина»
— Какая красота! У меня дух захватывает!
— А я на мгновение даже забыл, что стою перед картиной. Показалось — смотрю в окно. А там — бескрайний простор, зелень лугов, высокое небо и тучи, проливающие на землю благодатный дождь.
— Дождь при свете солнца! Такой, кажется, называют грибным! Смотри, Андрей, как потрясающе красиво освещён берег реки и крошечная деревушка в низине. Видны приземистые домики, крытые соломой. И белая церковь с зелёными куполами. Свет кажется таким уютным и согревающим на фоне огромного тёмного неба.
— Небо — любимая тема Николая Дубовского. Ещё мальчишкой он часто забирался с карандашами и бумагой на крышу родительского дома и рисовал облака. Особняк Дубовских стоял на склоне холма. С него была хорошо видна река и бескрайняя степь. И над всем этим — бездонные небеса...
— Андрей, а ведь всё это мы как раз и видим на картине! Вероятно, она неспроста называется «Родина»? Быть может, Дубовской и запечатлел здесь тот самый вид из родного окна? Присмотрись: панорама написана как будто с небольшого возвышения — может быть, с того самого холма, на котором стоял отчий дом художника?
— Какая любопытная догадка! Николай Никанорович родился и вырос в Новочеркасске. Тогда, в середине 19 века, это был совсем молодой город. Отсутствовала плотная застройка. Так что с холма, на котором стоял дом Дубовских, вполне можно было созерцать окрестные сёла и станицы.
— А когда был написана картина «Родина»?
— Эта — в 1892 году. Позже, в 1905-м, живописец создаст ещё одно полотно с таким же названием и похожим сюжетом. Вероятнее всего, обе картины художник писал по памяти, потому что в это время уже жил в Петербурге.
— Воспоминания явно были очень светлыми. Мне кажется, глядя на этот холст, я могу почувствовать настроение, с которым художник писал картину. Радость, любовь к родному уголку, может быть, немного светлой ностальгической грусти.
— А ведь Дубовского как раз и называли одним из основоположников так называемого пейзажа настроения. Художника волновала прежде всего не точность воспроизведения, а создание особого внутреннего мира пейзажа. Чтобы зритель не только глазами, но и душой прочувствовал глубокую связь человека с природой, величие и красоту мира, созданного Творцом.
— Глядя на такое небо, просто невозможно всего этого не ощутить.
— Согласен с тобой, Аллочка. Николай Дубовской очень тонко передал в своей картине связь земного и небесного. Мне кажется, что эта связь заложена даже в её названии — «Родина». Родное место на земле и вечное, Небесное отечество.
— Так или иначе, на меня полотно действует успокаивающе. Оно как будто говорит: пусть порой в нашей жизни льёт дождь, рано или поздно сквозь тёмное небо обязательно пробьётся солнце и осветит всё вокруг.
Картину Николая Дубовского «Родина» можно увидеть в Государственном художественном музее Югры.
Все выпуски программы: Краски России
Федот Сычков. «Водосвятие»
— Андрей, как же я люблю наши с тобой поездки! Вот и до республики Мордовия добрались. Удивительный край с яркими народными традициями.
— И замечательным музеем! В Мордовском музее изобразительных искусств в Сараанске большая коллекция полотен художника Федота Васильевича Сычкова.
— Помню, помню. Ты рассказывал мне о нём. Он ведь, кажется, уроженец здешних мест?
— Да. Федот Васильевич родился в мордовском селе Кочелаево, в бедной крестьянской семье. Живописи он учился в Петербурге и после окончания Академии художеств надолго осел в северной столице. Много путешествовал по Европе. Но главной темой его творчества навсегда осталось село, его радости и горести, будни и праздники. Сычков говорил, что посвятил свое искусство отображению жизни русской деревни.
— А вот это, случайно, не его картина? Такая яркая, жизнерадостная.
— Ты угадала, Аллочка. Это, действительно, работа Федота Васильевича Сычкова. Полотно называется «Водосвятие». Художник написал его в 1916 году.
— Водосвятие — то есть, праздничное церковное освящение воды? Но ведь оно же зимой бывает, в январе, в праздник Крещения Господня. А на картине совершенно точно — весна. На деревьях молодая зелень, по берегу реки пробивается первая травка.
— На праздник Крещения Господня, или Богоявления, совершается Великое водосвятие. А ещё есть малое. Оно происходит несколько раз в году. Например, в пятницу Светлой седмицы, недели после Пасхи, когда Церковь празднует память иконы Божьей Матери «Живоносный источник».
— Ты хочешь сказать, что сюжет картины как-то связан с этим праздником?
— Определённо, да. Нарядно одетые крестьяне вереницей стекаются к реке, чтобы набрать воды. А потом с коромыслами, вёдрами, кувшинами спешат к храму. Его зелёные купола возвышаются над селом. А рядом с храмом — приглядись — уже выстроился крестный ход, и вот-вот тронется. Хоругви высоко подняты.
— Андрей, посмотри, как интересно: на картине людской и водный потоки словно сливаются воедино, устремляясь к храму.
— Помнишь псалом 150-й: «Всякое дыхание да хвалит Господа». Художник удивительно гармонично изобразил единство природы и человека в служении Богу. Подумай только: была простая речная вода. И вот, в праздник пришли люди, зачерпнули её, отнесли в храм. Там священник освятил воду, и она стала святою, люди будут пить её с благоговением «во здравие души и тела».
— Да, это так удивительно и таинственно.
— Кстати, вот ещё одна интересная деталь. На картине «Водосвятие» Федот Васильевич Сычков изобразил своё родное село. В Кочелаево праздник иконы «Живоносный источник» был престольным. Там до сих пор сохранился храм, построенный и освящённый в честь этого образа Божьей Матери. По воспоминаниям художника, вся деревня выходила на берег реки Мокши, чтобы набрать воды. Люди верили, что вода, освящённая в праздник иконы «Живоносный источник» исцеляет от недугов.
— А были случаи таких чудесных исцелений?
— Конечно. Собственно, с исцелением связана и сама история этого праздника. Однажды константинопольский воин по имени Лев встретил в роще слепого человека. Тот просил пить. Но поблизости было лишь поросшее тиной болото. Лев хотел отправиться на поиски свежей воды, как вдруг услышал голос, который повелел ему зачерпнуть воду из болота, и тиной помазать глаза слепого. Лев исполнил всё, как было сказано. Слепец прозрел! А воин вскоре стал императором. Над болотом, которое превратилось в чистый родник, он воздвиг церковь в честь Пресвятой Богородицы. А родник назвал Живоносным источником. Все, кто с верой приходили напиться из него воды, получали исцеление от болезней.
— Сколько духовной красоты в этой истории! И знаешь, Андрей, мне кажется, что картина тоже светится духовной красотой. Перед нами не просто бытовой эпизод. Художник запечатлел жизнь души народа. Души, устремлённой к Богу.
Картину Федота Сычкова «Водосвятие» можно увидеть в Мордовском музее изобразительных искусств.
Все выпуски программы: Краски России