Рим., 105 зач., XI, 2-12.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Вся 11-я глава Послания апостола Павла к Римлянам посвящена апостольским размышлениям о судьбе его родного народа, Павел пытается дать ответ на вопрос о том, каким образом соотносится возвещаемое всем народам спасение во Христе и отказ евреев принять Христа. Очевидно, что для апостола Павла это крайне болезненная тема, а для многих христиан из язычников, полагающих, что Бог отверг Свой избранный народ после Распятия Христа, весьма болезненны рассуждения апостола Павла, и эти люди предпочитают не замечать 11-ю главу Послания к Римлянам, ведь основной вывод, к которому приходит Павел, состоит в том, что Бог по-прежнему особым образом заботится о Своём народе, что отпадение потомков праотца Иакова от Христа — промыслительно, оно необходимо для спасения бывших язычников: «Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность».
В своих размышлениях Павел никак не вспоминает ни предание Христа на суд синедриона, ни Его последующие истязания, Распятие и Смерть. Это совершенно справедливо: искупительный подвиг Христа простирается на всё человечество, даже на тех, кто своими собственными руками пригвождал Господа ко Кресту, об этих людях Спаситель молился особо, апостол и евангелист Лука свидетельствует, что на Кресте Христос взывал к Богу-Отцу с молитвой о Своих мучителях: «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:33–34). Для апостола Павла было очевидным, что Бог не мог не услышать эту молитву Своего Единородного Сына. А ещё апостолу очевидно, что ожесточение в Израиле, то есть неверие в Иисуса из Назарета как ожидаемого многими поколениями израильтян Мессию, произошло по воле Божией, так, как в своё время произошло ожесточение фараона, который отказывался отпустить потомков Иакова из Египта, апостол пишет: «Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня». Но каков смысл этого усыпления? По мысли апостола Павла временное — именно временное! — отпадение израильтян необходимо для приведения ко Христу бывших язычников. Конечно, довольно непросто связать первое со вторым, но можно предположить, что если бы не было гонений на первых христиан со стороны иудеев, то не было бы столь широкого распространения апостольской проповеди, ведь апостолы зачастую вынуждены были уходить от гонений и идти к тем народам, которые ещё не слышали о Христе.
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.
24 ноября. О личности Александра Суворова
Сегодня 24 ноября. В этот день в 1729 году родился русский полководец Александр Суворов.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.
24 ноября. О материнстве
Сегодня 24 ноября. В России отмечается День матери.
О материнстве, — священник Алексий Тимаков.