Рим., 101 зач., IX, 6-19.
Глава 9.
6 Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля;
7 и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя.
8 То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя.
9 А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын.
10 И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего.
11 Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило
12 не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего,
13 как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел.
14 Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак.
15 Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею.
16 Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.
17 Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле.
18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
19 Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Тема, которую поднимает апостол Павел в только что прозвучавшем отрывке, — тема милости Божией к человеку, а вместе с тем и тема его справедливости. В связи с этим он упоминает ряд библейских эпизодов.
Для начала он вспоминает историю патриарха Авраама и его жены Сарры. Долгое время Сарра была бесплодна, не могла дать праведнику наследника. В итоге супруги в соответствии с обычаями того времени решили, что Аврааму родит его наложница Агарь, но ребёнок будет считаться ребенком законной жены патриарха. Так на свет появился Измаил. Через некоторое время Господь всё же дал родить самой Сарре. На свет появился Исаак. В итоге, несмотря на то, что он был младше Измаила, который должен был наследовать все благословения своего отца, именно Исаак становится следующим патриархом еврейского народа. Подобное видим и в истории детей Исаака Исава и Иакова. Исав был старшим, и по закону первородство должно было достаться ему. Однако Господь судил иначе. Именно младший Иаков, вопреки человеческим законам того времени, становится руководителем Израиля. Вместе с этим Павел упоминает и ещё об одном случае. Для того, чтобы избавить израильтян от египетского плена, в котором они некогда томились долгие годы, Господь посылает к фараону пророка Моисея. Он должен был объявить царю Египта волю Божию и вывести евреев из рабства. При этом Господь говорит своего посланнику, что ожесточит сердце правителя и тот долго не будет соглашаться освободить народ Божий. За это Господь будет насылать на Египет различные бедствия, казни. Это было необходимо для того, чтобы показать самонадеянным египтянам бессилие их божков перед властью Бога евреев и поселить веру в Творца в сердцах израильтян.
Все эти случаи из священной истории Ветхого Завета апостол Павел приводит для того, чтобы продемонстрировать важную духовную истину. Нередко нам хочется видеть в Боге справедливого судию, который должен вмешаться в ход событий и навести на земле порядок. Когда этого не происходит, мы возмущаемся, ропщем, а порой и теряем веру в Творца. Апостол Павел чётко даёт понять, что о Боге и его действиях в жизни человека нельзя рассуждать в категориях справедливости или какой-либо иной причинно-следственной связи. Его невозможно просчитать. Мы не в силах постигнуть Его Промысл, который, как кто-то довольно метко подметил, «штука нелинейная». Те события, которые Он попускает произойти в нашей жизни, зависят исключительно от Его воли. Неслучайно апостол Павел вспоминает слова, которые некогда Бог сказал Моисею: «кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею». Но эта воля не вселенского диктатора и самодура, который ради забавы дёргает за ниточки и ставит своих подчинённых в нелепое положение, чтобы просто позлорадствовать. Во всех Своих действиях по отношению к человеку Он руководствуется законом любви и милости, чтобы каждого из нас разнообразными путями привести в итоге к спасению. И порой эти пути очень странные и даже незаконные. Ведь любовь и милость невозможно просчитать, и они превышают всякий закон, в том числе и закон справедливости. Так следует поступать с окружающими и нам. Покрывать их милостью и любовью вне зависимости от их заслуг перед нами. Лишь в этом случае мы будем приобретать в себе те качества, которые так необходимы всякому участнику Царства нашего Небесного Отца.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.