
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 84 зач., III, 19-26.
Глава 3.
19 Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом,
20 потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех.
21 Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки,
22 правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия,
23 потому что все согрешили и лишены славы Божией,
24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе,
25 которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде,
26 во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Когда апостол Павел говорит о том, что «законом познаётся грех», для объяснения этого выражения я бы привёл вот какую аналогию.
Я очень хорошо помню, когда, закончив художественную школу, думал дальше развиваться по направлению живописания. Для провинциальной школы то, что и как я рисовал, выглядело более чем убедительно и перспективно. И вот приезжаю я познакомиться с требованиями к абитуриентам в Академию художеств имени Ильи Репина, тогда ещё в Ленинград. Надо было видеть моё лицо, когда я увидел экспозицию работ абитуриентов прошлого года. Это была какая-то фантастика! Ни один из наших преподавателей на таком высоком уровне не рисовал — а здесь это — всего лишь робкие абитуриенты! Так и закончилась, не начавшись, моя художественная карьера!
К чему я это рассказываю? Когда спадают очки романтической влюблённости в православие и начинаются трудовые будни — легко впасть в глубокое уныние и безнадёжность, снова и снова наступая на одни и те же привычные грабли греха. Разница между тем, что ты есть в данный момент по факту, — и тем, каким тебя хотел бы видеть Христос — оказывается настолько огромной, что хочется опустить руки — и даже не пытаться!
Но в сегодняшнем апостольском чтении апостол Павел предлагает выход из этой кажущейся тупиковой ситуации. Он говорит о «правде Божией», которая явилась на всех через Иисуса Христа — когда люди получили оправдание даром, по благодати Его. Но что это значит — если попробуем продолжить аналогию с поступлением в Академию художеств?
Представьте себе такой возможный сценарий. Уходя из здания Академии с чётким пониманием, что даже документы подавать туда подать бессмысленно, в дверях вдруг кто-то меня называет по имени. Я оборачиваюсь — и, о чудо! — передо мной — давний друг моего отца. Мы здороваемся, обнимаемся — и тут я краем глаза замечаю, что все проходящие мимо как-то уж подчёркнуто подобострастно с ним здороваются. Оказывает, в Академии он — самый главный! Разговорившись со мной и узнав про мою скорбь и безнадёжность, он приглашает меня в свой кабинет и просит показать работы. Внимательно их смотрит, моё сердце ходит ходуном от сложных чувств: стыда, тревоги и... какой-то смутной, непонятно откуда появившейся надежды — совершенно безосновательной. Помолчав и подумав, он говорит: «Да, конечно, сейчас у тебя даже документы не возьмут. Но — я готов взять тебя вольнослушателем, чтобы за год ты смог, как следует, подготовиться. И предупреждаю: общими усилиями, если не будешь лениться, мы сделаем из тебя художника!»
Чего-чего, но вот такого поворота я никак не мог ожидать! Разве можно каким-то образом совместить мой непрофессионализм и высочайшие требования к поступающим в Академию? А тут — под надзором лучших преподавателей передо мной открывается невероятная перспектива всё то лучшее, что есть в зачаточном состоянии, развить! И всё это только потому, что этот друг моего отца — в меня поверил!
Бог во Христе также верит в способность каждого из нас стать святыми. И продолжает верить даже тогда, когда мы сами в себе полностью разуверились. Потому что цена, которую Он заплатил за право настолько высоко ценить нашу перспективу — жизнь Его Сына, отданная на Кресте. И, поверьте, при столь высокой цене — Он точно от нас не отступится — невзирая ни на какие наши причитания и всхлипывания по поводу отсутствия способностей и мотивации!..
4 декабря. О двух путях к Богу

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё».
О двух путях к Богу: деятельном и созерцательном — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы читаем евангельское повествование о Марфе и Марии, мы видим два типа угождения Богу. Марфа — это тип и путь деятельного служения Господу, а Мария — это путь созерцательного, молитвенного предстояния перед Богом. И в жизни христианина эти два пути, два типа устремления к Богу, должны и могут сочетаться. Мы должны уделять место и молитве, и доброделанию, и труду.
Как святитель Тихон Задонский писал: «Одним оком души взирай на милосердие Божие, а другим — на Его правосудие». Так и во внешней жизни. Молясь Господу, не будем забывать и о том, что необходимо и трудиться. «Трудись и молись», — говорили святые отцы.
И дай Господь каждому из нас трудиться, молиться и на всех путях своей жизни встречать каждого приходящего к нам, как от Господа.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 декабря. О личности и творчестве Алексея Плещеева

Сегодня 4 декабря. В этот день в 1825 году родился русский поэт и прозаик Алексей Плещеев.
О его личности и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Мы ценим этого поэта за замечательный русский язык, за лиричные души и романтизм, который на склоне лет претворился в созидание многих десятков лирических стихотворений и прозаических произведений, посвящённых детям.
Такой чуткий и одарённый музыкальным гением человек, как Пётр Ильич Чайковский, был очарован мелодикой плещеевских стихотворений, и благодаря их творческому содружеству — Чайковского и Плещеева, — родилось множество романсов, и поныне исполняемых вокалистами.
Интересная деталь: Плещеев всю жизнь мирился с нуждой, трудился, делая переводы драм, научных статей, сохраняя семейный мир и живя по средствам. На склоне лет, уже вырастив детей, вдруг получает баснословно великое состояние от далёкого пензенского сродника-помещика, что позволяет нашему литератору поселиться в Париже, в дорогостоящей гостинице, где он принимает весь литературный российский бомонд, щедро жертвует им на дорогу, на прожитье, но при этом остаётся доступным, хлебосольным, мирным человеком, что показывает и указывает на определённый уровень духовной и душевной культуры.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 декабря. Об иконографии праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
Сегодня 4 декабря. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Об иконографии праздника — игумен Лука (Степанов).
События Введения во храм Пресвятой Богородицы известны нам не из Святого Евангелия, а из записанных свидетельств Священного Предания об этом событии, которое имело место в Иерусалиме в те времена.
Через три года после Рождества Пресвятой Богородицы первые иконописные отражения этих записей, отражающих во многом то самое устное предание Церкви, были напечатлены на стенах храма в Каппадокии. Это конец первого тысячелетия, хотя сам праздник уже известно, что в V–VI веках приобретает всеобщее распространение в Церкви.
Но иконописные изображения, в которых хрупкая маленькая фигурка Пресвятой Богородицы предстоит склонившемуся над ней пророку Захарии, отцу Иоанна Предтечи (именно он, по преданию церковному, был встречающим архиереем, принимающим во Святая святых отроковицу Деву Марию), на иконах и последующих, на святой горе Афон, в храмах сербских, болгарских, впоследствии русских, изображение Пресвятой Богородицы мы видим на фоне храма, при том иногда в нём можно узнать не столько ветхозаветный, сколько новозаветный храм. Бывает изображена скиния и храм, а и то и другое, по святоотеческому пояснению, — прообразы Пресвятой Богородицы. Скиния завета, храм Соломонов — это ведь вместилище Божие, как впоследствии вместила Бога, воплощающегося, Пречистая Дева в своём естестве.
Все выпуски программы Актуальная тема











