Рим., 84 зач., III, 19-26.
Глава 3.
19 Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом,
20 потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех.
21 Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки,
22 правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия,
23 потому что все согрешили и лишены славы Божией,
24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе,
25 которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде,
26 во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Когда апостол Павел говорит о том, что «законом познаётся грех», для объяснения этого выражения я бы привёл вот какую аналогию.
Я очень хорошо помню, когда, закончив художественную школу, думал дальше развиваться по направлению живописания. Для провинциальной школы то, что и как я рисовал, выглядело более чем убедительно и перспективно. И вот приезжаю я познакомиться с требованиями к абитуриентам в Академию художеств имени Ильи Репина, тогда ещё в Ленинград. Надо было видеть моё лицо, когда я увидел экспозицию работ абитуриентов прошлого года. Это была какая-то фантастика! Ни один из наших преподавателей на таком высоком уровне не рисовал — а здесь это — всего лишь робкие абитуриенты! Так и закончилась, не начавшись, моя художественная карьера!
К чему я это рассказываю? Когда спадают очки романтической влюблённости в православие и начинаются трудовые будни — легко впасть в глубокое уныние и безнадёжность, снова и снова наступая на одни и те же привычные грабли греха. Разница между тем, что ты есть в данный момент по факту, — и тем, каким тебя хотел бы видеть Христос — оказывается настолько огромной, что хочется опустить руки — и даже не пытаться!
Но в сегодняшнем апостольском чтении апостол Павел предлагает выход из этой кажущейся тупиковой ситуации. Он говорит о «правде Божией», которая явилась на всех через Иисуса Христа — когда люди получили оправдание даром, по благодати Его. Но что это значит — если попробуем продолжить аналогию с поступлением в Академию художеств?
Представьте себе такой возможный сценарий. Уходя из здания Академии с чётким пониманием, что даже документы подавать туда подать бессмысленно, в дверях вдруг кто-то меня называет по имени. Я оборачиваюсь — и, о чудо! — передо мной — давний друг моего отца. Мы здороваемся, обнимаемся — и тут я краем глаза замечаю, что все проходящие мимо как-то уж подчёркнуто подобострастно с ним здороваются. Оказывает, в Академии он — самый главный! Разговорившись со мной и узнав про мою скорбь и безнадёжность, он приглашает меня в свой кабинет и просит показать работы. Внимательно их смотрит, моё сердце ходит ходуном от сложных чувств: стыда, тревоги и... какой-то смутной, непонятно откуда появившейся надежды — совершенно безосновательной. Помолчав и подумав, он говорит: «Да, конечно, сейчас у тебя даже документы не возьмут. Но — я готов взять тебя вольнослушателем, чтобы за год ты смог, как следует, подготовиться. И предупреждаю: общими усилиями, если не будешь лениться, мы сделаем из тебя художника!»
Чего-чего, но вот такого поворота я никак не мог ожидать! Разве можно каким-то образом совместить мой непрофессионализм и высочайшие требования к поступающим в Академию? А тут — под надзором лучших преподавателей передо мной открывается невероятная перспектива всё то лучшее, что есть в зачаточном состоянии, развить! И всё это только потому, что этот друг моего отца — в меня поверил!
Бог во Христе также верит в способность каждого из нас стать святыми. И продолжает верить даже тогда, когда мы сами в себе полностью разуверились. Потому что цена, которую Он заплатил за право настолько высоко ценить нашу перспективу — жизнь Его Сына, отданная на Кресте. И, поверьте, при столь высокой цене — Он точно от нас не отступится — невзирая ни на какие наши причитания и всхлипывания по поводу отсутствия способностей и мотивации!..
Авторские неологизмы и как они влияют на язык
Какой русский не любит быстрой езды! — восклицал Николай Васильевич Гоголь в повести «Мёртвые души».
Я по аналогии спрошу: Какой русский писатель не любит придумывать новые слова.
Николай Карамзин подарил нам существительные «промышленность» и «будущность». Салтыков-Щедрин — ввел в обиход слово «головотяп», новые слов были и у Пушкина, и у Достоевского. А уж в XX веке русский словарь обогатился авторскими неологизмами Маяковского, Есенина, Мандельштама и многих других прекрасных поэтов.
Новая лексика появляется в языке двумя способами: с помощью заимствования из других языков или путём словообразования из существующих частей речи. То есть создания новых слов с помощью суффиксов и приставок.
Вот, например, чудесные стихи Осипа Мандельштама:
Быть может, прежде губ уже родился шёпот
И в БЕЗДРЕВЕСНОСТИ кружилися листы,
И те, кому мы посвящаем опыт,
До опыта приобрели черты.
Осип Эмильевич взял слово «древесность», которое уже существовало в словаре Даля, и прибавил к нему приставку.
Большое количество неологизмов придумал поэт Владимир Маяковский. Многие из нас помнят его «серпастый, молоткастый» паспорт.
Маяковский любил придумывать новые глаголы:
Оплясывать, омолниить, испешеходить, извеселить..
Или, например, вспомним такие его стихи:
Оркестр чужо смотрел, как
ВЫПЛАКИВАЛАСЬ скрипка
без слов,
без такта,
и только где-то
глупая тарелка
ВЫЛЯЗГИВАЛА:
«Что это?»
«Как это?»
А какие поэтичные неологизмы создавал Сергей Есенин:
Молочный дым качает ветром сёла,
Но ветра нет, есть только лёгкий звон.
И дремлет Русь в тоске своей весёлой,
Вцепивши в руки жёлтый КРУТОСКЛОН
Да, немногие авторские неологизмы в итоге входят в наш повседневный лексикон, большинство остается на страницах книг. Однако игра писателей со словообразованием говорит о мощном потенциале русского языка.
Читая стихи, мы вместе с авторами участвуем в творчестве, знакомимся с необычным звучанием новых слов, развиваем языковой кругозор. А можно и самим попробовать придумать неологизм.
Берите прилагательное, добавляйте суффикс или приставку — и готово. Например, так:
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Получить Рождественский онлайн-путеводитель от «Клевер Лаборатории»
«Клевер Лаборатория» — один из проектов Радио ВЕРА, который помогает педагогам и родителям говорить с детьми о традициях, ценностях, религиозной культуре живо и современно.
В преддверии Нового года и Рождества Христова команда «Клевер Лаборатории» подготовила семейный онлайн-путеводитель. Он поможет разобраться в новогодних и рождественских традициях, а также в понятной форме рассказать детям о сути Рождества. На страницах путеводителя читатели найдут подборки интересных книг и фильмов, идеи для совместного семейного досуга и многое другое, что наполнит праздничные дни радостью и смыслом.
Юлия Селюкова, руководитель проекта «Клевер Лаборатория», поделилась с нами своей историей празднования:
«До 4 класса моё девство было советское. Каждые каникулы меня отправляли к бабушке, и 8 или 9 января она собирала моих троюродных братьев и сестёр, друзей и устраивала детский праздник. У нас были всякие игры, конкурсы и особенное угощение, и так вплоть до подросткового возраста. Ещё с 1 по 7 января в валенке для меня лежали подарки. Самые значимые я находила 1 и 7 числа, а в промежутке мандарин или конфету. Я удивлялась, почему мы так поздно празднуем Новый год. А гораздо позже узнала, что это вовсе не Новый год с опозданием, а Рождество Христово. Те детские праздники я вспоминаю с теплом и стараюсь сделать новогодние и рождественские дни особенными для своей семьи».
Команда проекта «Клевер Лаборатория», вдохновлённая личным опытом, подготовила семейный онлайн-путеводитель, который поможет вам сделать праздничное время весёлым, тёплым и запоминающимся. Поддержите выпуск путеводителя, сделав любой благотворительный взнос, и получите издание по электронной почте со 2 по 25 декабря. Узнать об этом больше можно на сайте «Клевер Лаборатории»: https://news.clever-lab.pro/christmas/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Послание апостола Павла к Филиппийцам». Священник Дмитрий Барицкий
У нас в студии был преподаватель Московской духовной академии священник Дмитрий Барицкий.
Разговор шел о послании апостола Павла к Филиппийцам: об истории написания, главных мыслях и о том, чем оно важно для нас сегодня.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер