— «Христова невеста». Чудесная картина! Девушка в синем сарафане на фоне неброского летнего пейзажа выглядит, как диковинный цветок. Белая блузка и платок с голубыми узорами символизируют чистоту её души. В облике красавицы нет страсти, он дышит покоем. Интересно, как это полотно московского живописца оказалось здесь, во Владивостоке?
— Нестеровский шедевр передали на Дальний Восток в 1930 году из Третьяковской галереи. Видимо, так советская власть хотела поддержать культурную жизнь в отдалённом регионе. Сначала картина хранилась в Краеведческом музее Владивостока, а с 1966-го — здесь, в Приморской картинной галерее.
— А до революции, если я не ошибаюсь, полотно принадлежало губернатору Москвы, великому князю Сергею Александровичу?
— Ошибаетесь, Маргарита Константиновна. Сергей Романов действительно купил у Нестерова работу с названием «Христова невеста». Это произошло в 1898 году на выставке Московского общества любителей художеств. Но то было другое произведение.
— Другое?
— Да, Нестеров создал несколько картин под общим названием «Христова невеста». Он начал этот цикл в 1886 году.
— У художника, кажется, тогда умерла жена.
— Да, Мария Мартыновская, горячо им любимая. Молодая, цветущая женщина скончалась во время родов. И Михаил Васильевич воссоздавал облик любимой в своих работах.
— Это помогало художнику пережить потерю?
— Помогало, да. Кроме того, время страдания стало для Нестерова периодом стремительного роста. У него формировалось осмысленное отношение к жизни и к смерти, менялся творческий почерк. Одной из значительных вех на этом пути стала та самая картина «Христова невеста», что приобрёл великий князь Сергей Романов. Эту работу позднее стали называть «Девушка-нижегородка». Может, помните её?
— Да, припоминаю. Героиня там изображена в одежде, которую носили насельницы нижегородских старообрядческих скитов. На ней длинный синий сарафан и чёрный платок с белой каймой.
— Нестеров представил Марию Ивановну в образе девушки, которая готовится стать монахиней. Сергею Александровичу показалась, что героиня полотна похожа на его супругу Елизавету Фёдоровну — не столько чертами лица, сколько смиренным его выражением. Сходство оказалось промыслительным. Как мы знаем, великая княгиня впоследствии приняла монашество и была прославлена Церковью в лике святых.
— Кроткое выражение лица, свойственное Елизавете Фёдоровне Романовой — отличительная черта героинь на картинах Нестерова. Недаром в двадцатом веке появилось выражение «нестеровская девушка». Узнаваемая особенность присутствует и на полотне, которое представлено здесь, в Приморской картинной галерее.
— Этот, последний вариант картины Михаил Нестеров написал в 1913 году, через тридцать лет после смерти жены. Зрелая работа существенно отличается от той, что написана в молодости. Вместо чёрного плата героиню украсил бело-голубой, и фон за её плечами стал светлее. От версии к версии на полотне «Христова невеста» автор менял детали образа любимой. И только взгляд, исполненный смирения, остался неизменной приметой женского идеала художника.
«Картину Михаила Нестерова „Христова невеста“ можно увидеть в Приморской государственной картинной галерее».
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 197 зач., XIII, 3-13.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Некоторые люди, принимающие Таинство Крещения, осознают этот шаг как необратимый. Причём не только для самих себя, но и для Бога, который будто бы оказывается обязан их защищать. Но на самом ли деле крещение необратимо? Прикровенный ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 13-й главы второго послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 13.
3 Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас.
4 Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас.
5 Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть.
6 О нас же, надеюсь, узнаете, что мы то, чем быть должны.
7 Молим Бога, чтобы вы не делали никакого зла, не для того, чтобы нам показаться, чем должны быть; но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть.
8 Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину.
9 Мы радуемся, когда мы немощны, а вы сильны; о сем-то и молимся, о вашем совершенстве.
10 Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению.
11 Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны,- и Бог любви и мира будет с вами.
12 Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые.
13 Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь.
Помню, как лет 10 назад я спорил со своим знакомым о крещении. Он утверждал, что оно совершенно необратимо, в то время как я утверждал обратное. Смущал меня в его рассуждениях тот факт, что он отказывал человеку в свободе. Ведь если в крещении мы свободно вступаем с Богом в союз, это, как кажется, должно означать, что и выходить мы можем из этого союза также свободно. Он в свою очередь говорил о том, что при покаянии человек не крестится снова, но возвращается в Церковь, восстанавливая свою связь с Богом, а не начиная её с начала. Согрешивший отпадает от Христа, но становится отпавшим христианином, а не просто снова некрещёным. В этом я был с ним согласен, но и свобода человека в отношениях с Богом была для меня очевидна. В конце концов, если, например, человек отрёкся от веры, он же уже не христианин.
В отрывке, который мы сейчас услышали, апостол Павел призывает Коринфян задаться вопросом: в вере ли они? Казалось бы, он спрашивает о чём-то самом простом: веруют они или нет. Но для него этот вопрос не просто о самом факте веры и уж тем более не о факте принятого когда-то крещения. Для ответа на этот вопрос он предлагает им испытывать себя и исследовать свою жизнь на предмет соответствия верности Христу. Причём в верности и силе Самого Спасителя он не сомневается. Потому что хотя Христос и был распят в немощи, Он жив и действует силой Божией в каждом верующем, если только сами верующие остаются теми, кем должны быть. Дословно Павел пишет даже жёстче: «Если только вы не стали непригодными». Именно поэтому апостол молится об учениках, чтобы они творили добро и не творили зла, потому что можно формально быть крещёным, но быть непригодным для Христа самой жизнью. В этих словах апостола ответ на поставленный нами вопрос: конечно, сам факт крещения невозможно отменить, потому что история не имеет сослагательного наклонения, и, будучи крещёным, нельзя стать некрещёным, но человек может жить так, что крещение не будет приносить в его жизни никакого доброго плода.
Впрочем, апостол, не только предостерегает учеников. Он показывает им добрую перспективу и призывает радоваться, устраивать духовную жизнь, быть единомысленными и мирными, чтобы Бог любви и мира был с ними. Думаю, и нам, вступив в завет со Христом, стоит идти по этому пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Церковь и Символ веры». Петр Михайлов

У нас в студии был профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Пётр Михайлов.
Разговор шел о трудах митрополита Антония Сурожского, в частности о его размышлениях о Церкви и Символе веры.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных личности и размышлениям митрополита Антония Сурожского.
Первая беседа с епископом Переславским и Угличским Феоктистом была посвящена размышлениям вл. Антония о вере и сомнениях.
Все выпуски программы Светлый вечер