— Спасибо, что позвал меня в Самарский художественный музей, Андрюша! Столько впечатлений!
— Рад, что угодил, сестрица! А что тебе особенно пришлось по душе?
— Пожалуй, вот это полотно Владимира Маковского — «Две матери».
— Да, Алла, картина мощная по воздействию. Она написана в соответствии с главной идеей художников-передвижников — отображать жизнь правдиво, бесстрастно обнажая болезни общества. Владимир Маковский в подробностях изобразил визит женщины, которая когда-то оставила ребёнка, в семью его усыновителей. Художник как будто сделал стоп-кадр документальной хроники.
— Очень похоже! Мы видим со вкусом обставленную гостиную. Кресла в стиле ампир, картины на стене, стол с резными ножками накрыт белой скатертью. На столе изящная фарфоровая посуда. От всей обстановки веет благополучием. Супруги и мальчик лет пяти мирно обедали. И вдруг их покой оказался нарушен!
— Владимир Маковский художественными средствами подчеркнул чужеродность нежданной гостьи и опасность, от неё исходящую. Взгляни — комната и её обитатели изображены в нежных серо-голубых, золотистых, коричневых оттенках. А на визитёрше — платок пронзительно-красного цвета.
— Интересно, а что за бумагу гостья протягивает хозяйке дома?
— По всей видимости, это документ, подтверждающий, что она кровная мать мальчика и имеет право его забрать.
— Интересно было бы знать предысторию. Как получилось, что женщина лишилась сына, а теперь вдруг хочет его вернуть?
— Мы можем только догадываться. Скорее всего, какие-то печальные обстоятельства заставили эту несчастную отказаться от младенца. Картина написана в 1905 году, значит, беда произошла в самом начале двадцатого века. В то время в России были десятки детских приютов — как государственных, так и частных. Видимо, туда бедная женщина и отдала мальчика. Ведь если бы она просто подбросила малыша на порог богатого дома, то не смогла бы восстановить документы на него спустя несколько лет, когда её жизнь изменилась к лучшему.
— Вот ты говоришь «бедная», «несчастная». А у меня почему-то большее сочувствие вызывает приёмная мать.
— Такое отношение подсказывает художник. Симпатии Владимира Маковского явно на стороне усыновителей. Автор картины показал не только материальное благополучие хозяев уютного дома. Он передал, как мальчик привязан к женщине, которая его воспитывает. Услышав, что незнакомая дама хочет забрать его, ребёнок вскочил со своего стула и бросился к той, кого любит больше всего на свете. Он испуганно прижимается к приёмной матери, ищет у неё защиты.
— А она и сама напугана. Ведь неизвестно, чем закончится это противостояние.
— А вот отец семейства, в отличие от своей трепетной супруги, отреагировал на неожиданный визит спокойно. Он полон решимости защитить семью.
— Андрюш, но родная мать страдала, потеряв сына. Она тоже любит мальчика, ведь кровь не вода. Может быть, правильным было бы вернуть ей ребенка?
— Любовь, Алла, по слову апостола Павла, не ищет своего. По-настоящему любящий заботится о близком, забывая о себе. Будем верить, что женщины с картины Владимира Маковского «Две матери» помнили об этом, когда решали, как сложится дальше жизнь мальчика.
«Картину Владимира Маковского „Две матери“ можно увидеть в Самарском областном художественном музее».
Александр Степанович Попов: гениальный физик, подаривший миру радио
Жизнь современного человека немыслима без мобильной связи, телевидения и интернета. Но немногие знают, что эти и другие технологии обязаны своим появлением изобретению Александра Степановича Попова, которое он сделал 7 мая 1895 года, ставшей датой появления радио.
Александр Степанович, с детства увлекавшийся электротехникой, несмотря на то, что в его семье было много священнослужителей, что казалось бы должно было определить его судьбу, после окончания семинарии поступил на физико-математический факультет Петербургского Университета. Посвятив свою жизнь науке, он с трепетом и уважением относился к священству, и позднее говорил, что все свои знания и труд отдает своей Родине.
Что стало вдохновением Александра Степановича, какой труд лежал в основе одного из важнейших изобретений человечества? Как устройство, подаренное миру великим ученым, помогло спасти российский броненосец «Генерал Апраксин»?
Литургия в Максимовской церкви посёлка Турьинские рудники, что на северном Урале, подошла к концу. На клиросе — особом месте, где располагается церковный хор — собирал ноты один из певчих, высокий русоволосый мальчик. Это был Саша Попов, сын настоятеля храма, священника Степана Петровича Попова. В их старинном роду испокон веков было немало священнослужителей. Саша знал: придёт время, станет священником и он.
После Богослужения вместе с отцом Александр отправился в бесплатную школу для детей рудницких рабочих, которую батюшка недавно открыл в посёлке. Едва они вошли, раздался звонок на урок. Но сколько Саша ни крутил головой, он так и не понял, кто же звонит в колокольчик. Отец улыбнулся и показал рукою куда-то вверх. Там, на стене, почти под самым потолком, висела небольшая деревянная коробка. На ней было закреплено медное полушарие, по которому сбоку постукивал железный молоточек. От конструкции по стене тянулся длинный провод. «Электрический звонок», — объяснил сыну священник. В тот самый момент Сашу Попова впервые посетила мысль о том, как это, наверное, удивительно и интересно — создавать такие приборы.
Неподалёку от посёлка находился горнодобывающий завод. Саша стал туда наведываться. Часами мог рассматривать станки, паровые машины и прочие механизмы. А по ночам штудировал учебники по физике и математике. К 1877 году, когда за плечами у Александра уже были духовное училище и семинария, молодой человек понял, что священство, к которому он относился с трепетом и уважением — всё же не его путь. Попов твёрдо решил связать жизнь с наукой. Особенно привлекала его электротехника. Исследованиями в этой, тогда ещё относительно новой области, Александр стал заниматься на физико-математическом факультете Петербургского университета. Способный студент, он уже к третьему курсу получил должность ассистента профессора. В 1880-м году Попова пригласили экспертом на первую Петербургскую электротехническую выставку. Чего там только не было! Телефон Бэлла, телеграф Якоби. Александр увлекательно и подробно рассказывал посетителям выставки о том, каким образом устроены и действуют все эти потрясающие изобретения. Мог ли он тогда представить себе, что очень скоро и сам сделает открытие, которое изменит мир?
В 1895 году Александр Степанович, к тому времени уже кандидат физических наук, читал курс гальванотхники в Кронштадтской морской военной академии. Именно тогда ему в голову и пришла мысль о возможности с помощью электромагнитных волн установить между кораблями постоянную и мгновенную связь. Взяв за основу грозоотметчик — прибор, созданный немецким физиком Генрихом Герцем — Попов разработал приёмник-передатчик электромагнитных колебаний и продемонстрировал его на заседании Русского физического общества. Сохранился протокол собрания, в котором сказано: «Несмотря на значительное расстояние и каменные стены, расположенные на пути распространения электрических волн, звонок прибора громко звучал». Завершая свой доклад, Попов заметил, что при дальнейшем усовершенствовании его прибор может быть применен к передаче сигналов на дальнее расстояние. 7 мая 1895 года — день, когда Александр Степанович представил свой прибор учёной общественности — с тех пор принято считать датой рождения радио.
Первая текстовая радиограмма с помощью приёмника Попова была передана уже в следующем году. Тогда она смогла преодолеть всего 250 метров. Но уже через пару лет Попов сумел увеличить это расстояние до нескольких сотен километров. Когда в 1899 году у шведского острова Готланд сел на мель российский броненосец «Генерал Апраксин», Попов из Кронштадта успешно провёл более четырёхсот сеансов радиосвязи с кораблём. Это помогло спасти судно.
Быть может, кто-то удивится, но всё, к чему мы привыкли в наши дни: телевидение, мобильная связь, интернет — вышло из того самого прибора, первого радиоприёмника Попова. С утренних радиопрограмм мы начинаем день, едем в автомобиле, ловя любимую волну. Изобретение не только является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, но и помогает решать важнейшие задачи в развитии технологий, в медицине, в военном деле и других отраслях. Александр Степанович, без сомнения, был бы этому очень рад. Ведь не зря он говорил: «Все свои знания, весь свой труд, все свои достижения я отдаю моей Родине».
Все выпуски программы Жизнь как служение
7 мая. О святых воинах
Сегодня 7 мая. День памяти Мученика Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов, пострадавших за Христа в III (3) веке.
О святых воинах, — протоиерей Константин Харитонов.