Деян., 15 зач., V, 21-33.
Глава 5.
21 Они, выслушав, вошли утром в храм и учили. Между тем первосвященник и которые с ним, придя, созвали синедрион и всех старейшин из сынов Израилевых и послали в темницу привести Апостолов.
22 Но служители, придя, не нашли их в темнице и, возвратившись, донесли,
23 говоря: темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими перед дверями; но, отворив, не нашли в ней никого.
24 Когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и прочие первосвященники, недоумевали, что бы это значило.
25 Пришел же некто и донес им, говоря: вот, мужи, которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ.
26 Тогда начальник стражи пошел со служителями и привел их без принуждения, потому что боялись народа, чтобы не побили их камнями.
27 Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря:
28 не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека.
29 Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.
30 Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе.
31 Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов.
32 Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему.
33 Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Потрясающая история освобождения апостолов из темницы — при сохранении всех мер предосторожности со стороны стражи — весьма примечательна. Здесь не только само по себе чудо — как можно выйти из темницы, при этом не нарушив никаких замков. Гораздо интереснее другое: духовная слепота первосвященников, которые при очевидном действии Бога никак не могут принять факт собственной неправоты, и чем явственнее проявляет Свою силу Бог, о Котором проповедую апостолы, — тем яростнее и злобнее становится духовная элита еврейского народа!
Конечно, нам, из перспективы 21-го века, легко их осудить. Но если внимательнее всмотреться в собственную жизнь, несложно заметить: да мы и сами нередко оказывается ровно в такой же ситуации — когда что-то в жизни происходит не по-нашему. Разве не «разрываемся мы от гнева», когда обстоятельства вдруг отказываются подчиняться нашим планам? Разве не становится ненавистным лицо человека, отказавшегося выполнять наши желания? Разве не захватывает всю душу буря негодования, когда мы ощущаем себя беспомощными в определённой ситуации? Но ведь всё это — ровно то же самое, о чём и говорит сегодня нам книга Деяний: человек противопоставляет собственный мир — Божьему. Бедные мы люди, и есть ли какой выход из этого жалкого, разрушительного состояния?
Мне хотелось бы предложить вот какую аналогию. Верующий человек подобен воде — которая приобретает форму сосуда, в котором оказывается. Причём вода, естественно, не задумывается и не выбирает, в каком конкретном сосуде она окажется — в изящной ли вазе для цветов — или в ведре. Именно это качество воды — текучесть и проницаемость — делает её критически важной для всего живого. Но как только вода замерзает и превращается в лёд — все её живительные функции не только останавливаются, но и превращаются в полную противоположность. Та же самая вода, которая питала молодые ростки, при заморозке станет причиной их гибели.
Говоря о верующем как о «живой воде», сосудом я бы назвал все те обстоятельства жизни, которые не от нас зависят. И светлые, и тёмные, и радостные, и трагические. Не наше дело и не наш выбор, какой сосуд предложит нам Господь Бог, чтобы мы — как вода жизни — его заполнили. Но у нас всегда есть выбор: нажать в сердце «волшебную кнопочку» неверия и превратиться в кусок льда или ,наоборот, ни в коем случае не допустить застывания, отогревая своё сердце любыми средствами. Ведь, если мы всё же застынем, то окажемся совершенно в другом качестве — жёсткого противопоставления себя — воле Божией.
Как же важно вовремя проверять свою «духовную температуру», и если она опускается до критической отметки «заморозков», срочно бежать в храм, на исповедь, на причастие, на духовную беседу со священником — чтобы осколками своего же льда не разорвать своё же сердце!
Зачем нужны правила и что такое литературная норма
Захочет ли кто-нибудь из нас, чтобы столяр сделал лестницу в доме, сообразно своим фантазиям, а не принятым правилам строительства? Что если он, как герой мультфильма «Вовка в тридевятом царстве» скажет: «И так сойдет!»
Захотим ли мы ступить ногой на эту лестницу?
Думаю, что скорее откажемся ради собственной безопасности.
Почему же в отношении норм и правил русского языка мы порой так беспечны? Ведь неумение правильно выстроить фразу, неправильные ударения, нарушение стиля общения могут привести к недопониманию.
Много раз слышала я реплики от людей: «Зачем столько правил, они только мешают! Ведь и так всё ясно!»
Но дело в том, что это не мой собеседник, как ему кажется, высказался понятно, а я вынуждена потратить силы, чтобы его понять. Получается, что неграмотный человек заставляет окружающих делать лишнюю работу — например, перечитывать по несколько раз написанный им текст, чтобы понять его.
Представьте, что вам в интернет-комментарии написали: «Пишите хорошо». «Ите» на конце этого глагола означает повелительное наклонение. То есть получается, что вам приказывают писать хорошо? Нет, оказывается, ваш собеседник просто неграмотно написал слово: нужно было «пишете».
То есть он вас, как ему кажется, похвалил, дескать, пишете хорошо. А на деле получилось непонимание и, возможно, конфликт.
Да, в повседневном устном общении мы не особенно соблюдаем литературную норму: используем слэнг, слова-паразиты, сокращения, можем не договаривать фразы, переставлять слова. Это нормально для живой речи. Однако и здесь необходимо знание литературной нормы, например, при деловом общении, в разговоре со старшими или незнакомыми людьми, в общении дома.
Чтобы научиться правильно говорить и писать, надо не так уж много — желание. И, конечно, общение с грамотными людьми и чтение хорошей литературы.
Соблюдение правил и норм русского языка — это и показатель образованности, и уважение к собеседнику, и любовь к своей культуре.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Как мы проявляем чувства в словах и нужно ли это контролировать
Что делать, если люди неправильно интерпретируют ваши слова и реагируют не так, как планировалось? Это может происходить от того, например, что вы неверно сформулировали мысль. Но часто причиной непонимания становится проявление чувств, которое вы не замечаете. Ведь собеседник сначала фиксирует тональность сообщения, а потом уже смысл.
Проведём эксперимент, возьмем бессмысленный набор звуков и произнесем их с разной эмоцией. Дудуду дидиди дадада! Ликование или грусть, нежность или насмешку я могу выразить с помощью интонации и громкости. Поэтому прежде всего понаблюдайте за этой стороной своей речи: возможно, вы говорите на повышенных тонах или наоборот — тихо.
Также выражать чувства и эмоции мы привыкли с помощью так называемой экспрессивной лексики. Она может выражать радость и гнев, иронию и фамильярность. Иногда в накале чувств мы произносим слова, которые не скажем в спокойном состоянии. Такие слова даже имеют название — «аффектизмы».
Этот момент желательно уметь контролировать, ведь наш собеседник может надолго запомнить наше эмоциональное «выступление».
А еще замечено, что в порыве чувств люди максимально упрощают речь, предложения становятся очень короткими. «Как хорошо!», «Это великолепно!» Или: «Да прям!», «Ничего подобного!» Если ваше общение изобилует подобными выражениями — вы очень экспрессивны.
Я не утверждаю, что нужно убрать из речи такие чувства, как, например, грусть или растерянность. Это и невозможно, ведь мы — живые люди. Я лишь предостерегаю от проявления травмирующего общения. Ведь можно заранее спланировать тон диалога, особенно если предстоит нелёгкий разговор. Если вы видите, что вас интерпретируют неверно, лучше внести поправку в своё высказывание. Для этого используйте комфортные речевые обороты, например: «Видимо, я не так выразился, попробую переформулировать...», или: «Я хотел бы пояснить, что я имею в виду».
Уверена, что мы сможем понять друг друга, если постараемся.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
«Пастырь добрый»
В этом выпуске личными историями о священниках, которые всю свою жизнь положили на служение Богу и пастве, поделились ведущие Радио ВЕРА Кира Лаврентьева, Наталья Лангаммер, Марина Борисова, а также наш гость — клирик Белгородской епархии протоиерей Максим Горожанкин.
Все выпуски программы Светлые истории