Гостья программы "Материнский капитал" семейный психолог и психотерапевт, Екатерина Бурмистрова.
С.Бакалеева:
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал». Программа о самом дорогом – о семье и детях. У нас в гостях детский психолог, семейный психотерапевт, мама десятерых детей, создатель интернет-проекта «Семья растет» Екатерина Бурмистрова. Здравствуйте, Катя!
Е.Бурмистрова:
— Здравствуйте, Софья!
С.Бакалеева:
— Не секрет, что во многих семья растут дети-погодки, то есть дети с небольшой совсем разницей. И когда возникает необходимость, скажем, возить их на занятия, готовить их к школе, существуют ли какие-то сложности в этом, Кать? Как Ваш опыт подсказывает?
Е.Бурмистрова:
— Вы знаете, дети-погодки – это вообще особая ситуация развития. Надо сказать, что погодками считается разница не только в год, а от года до двух между детьми. Если около двух разница, тоже они растут как погодки.
С.Бакалеева:
— То есть их потребности очень близки?
Е.Бурмистрова:
— Близки, но не одинаковы. Понимаете, для ребенка дошкольника каждые несколько месяцев – это просто огромная ступень развития. А погодки находятся в такой ситуации, что как будто бы младшему почти возможно догнать старшего, с его точки зрения. И очень часто ритмы развития младшего ребенка обуславливаются именно скоростью развития старшего, он как бы все время догоняет и даже пытается перегнать. И когда детям, скажем, исполняется, старшему три и потом в скорости младшему три, начинается эра социализации, начинается возможность возить на занятия, у родителей всегда возникает вопрос: как же лучше устроить жизнь с погодками. Мне кажется, что какой бы маленькой не была разница, пока дети не выйдут из подросткового возраста, то есть пока им не исполнится 16-17 лет, их не стоит объединять в занятиях. Я знаю не одну семью, где мама из соображений удобства отдавала погодков в один класс…
С.Бакалеева:
— Ну да, казалось бы, это сэкономит и силы, и время.
Е.Бурмистрова:
— Понимаете, если мы их отдаем куда-то вместе, мы их ставим в так называемую близнецовую ситуацию. И получается, что младшему нужно как бы бежать не в своем темпе. Потому что обычно эта близнецовая ситуация ориентируется не на уровень развития младшего ребенка, а на уровень развития старшего. То есть, скорее младшего отдадут пораньше, чем старшего отдадут попозже, желая объединить погодков на занятиях. И это приведет к тому, может привести к тому, что у младшего ребенка возникнут к себе очень высокие требования. У второго из детей погодков эти требования и так довольно высоки, он и так постоянно смотрит на старшего брата, или сестру, и старается быть как он. Если еще и родители, и ситуация на занятиях эту идею подкрепляет, младший может стать очень нервным и дойти просто до каких-то таких невротических проявлений даже. Потому что, вот скажем, три года и четыре года – колоссальная разница для тех, кто знает, что такое развитие детей. И, например, то, что у четырехлетки получается легко и быстро, у младшего получается гораздо медленнее и не так легко, просто в силу особенностей созревания нервной системы. У четырехлетки уже дозрела, у трехлетки еще нет. У четырехлетнего, там, или пятилетнего, скажем, ребенка, уже миелинизированность в нервной системе – покрытие волокон нервных миелином большее и соответственно более быстрая реакция, более быстрый результат. У младшего ребенка, в силу того, что еще мало миелина на нервных волокнах, реакция медленнее. И вот это развитие не в своем темпе, накладывать серьезный может отпечаток на просто всю жизнь, даже взрослую. Поэтому такой краткий ответ, надо ли водить детей вместе на занятия, мой – нет, не водить.
С.Бакалеева:
— А скажем, дома, когда мама занимается с детьми, на кого ей все-таки стоит ориентироваться? Ну, скажем, она выбирает книжку. Выбирать книжку для старшего, или для младшего, чтобы почитать сразу обоим?
Е.Бурмистрова:
— Вы знаете, мне кажется, опять же это зависит от силы и энтузиазма, и это кажется сложным, на самом деле, если это войдет в систему – это совсем не сложно, что все-таки, нужно выбирать две книжки. Даже год разницы, обычно все-таки минимальная разница год и три – это совсем не мало, разные потребности. Кому-то нужна «Курочка Ряба» еще, а кому-то уже нужна «Красная шапочка», или «Золушка».
С.Бакалеева:
— То есть, прочитать их последовательно?
Е.Бурмистрова:
— Последовательно, мне кажется, вообще погодкам нужно выделять, их как бы собственный уникальный профиль. Вот, твой любимый цвет, вот то, во что ты любишь играть. Если у тебя медведи, то у тебя, например, ежи.
С.Бакалеева:
— То есть Вы говорите об организации детской?
Е.Бурмистрова:
— Я говорю вообще о спецификации, выделении специфики каждого ребенка. У погодков это особенно важно, потому что у них, как и у близнецов, может быть, так называемый, феномен слияния эго, что они плохо различают, где кто. И спрашиваешь: «Кто это сделал?», - и они так показывают перекрестно…
С.Бакалеева:
— Друг на друга.
Е.Бурмистрова:
— Там, «Это Петя» - «Это Вася». «Это он» - «Нет, это он». И не потому, что они врут…
С.Бакалеева:
— То есть они друг друга как бы считают одним целым?
Е.Бурмистрова:
— Они как будто слитное существо. И эта спецификация, вот тебе идет клеточка, а тебе идет полосочка. Ты любишь играть в рыцарей…
С.Бакалеева:
— Надо подчеркивать?
Е.Бурмистрова:
— Да. А ты любишь играть в проволочных человечков. Тут нужно не сливать их, а наоборот подчеркивать различия. Соответственно, если мы дадим себе немного труда, это совсем не сложно. И очень важно, чтобы младший не все донашивал за старшим. Это тоже приводит к слиянию. Иногда бывает, что требования разные, но на младшего как-то особо не, извиняюсь, за сленговое слово, не заморачиваются. Ну что, все осталось от старшего, мы на него все и оденем. Ну да, оно немножко выстиранное, да оно не так ему идет, потому что покупалось под другой цвет глаз, но ничего, сойдет. Мне кажется, очень важно какие-то небольшие вещи понимать про каждого ребенка. Ну, конечно же, основная одежда у вас останется, но купите ему что-нибудь, что именно его, ему идет, его по стилю, подчеркнет его индивидуальность. В плане занятий подумайте, что ему более интересно, что, скажем, не было интересно вашему старшему, а этот вдруг интересуется, какими-нибудь птицами, или там какими-нибудь рыцарями. Или этот никогда не рисовал, в основном строил, а этот вдруг рисует. Вот тут нужно скорее не на сходствах акцентировать внимание, а на различиях. Удивительный феномен, что чем больше мама разрешает и папа разрешает этих различий, тем мягче отношения между детьми.
С.Бакалеева:
— То есть, это не на разрыв, а наоборот на слияние, да?
Е.Бурмистрова:
— Когда каждый из погодков лучше чувствует самого себя, кто он, у него становится меньше вражды и он меньше воспринимает, как соперника. Нет вот этой ситуации отражения, что это моя тень, я хочу от нее отклеиться. Этого все равно в отношениях погодков будет много, что младший будет обезьянничать, а потом чуть позже старший будет переживать, что у старшего что-то получается лучше, и он за ним будет тянуться. Поэтому задача, мне кажется, родителей, понять уникальность каждого и создать ему такую личную, не только зону в доме, но и личную нишу развития такого успешного, нишу успешности.
С.Бакалеева:
— А как создать зону в доме, что это такое?
Е.Бурмистрова:
— Мне кажется у погодков обязательно должны быть свои, ну кроватки, понятно и лучше, если они не выкатные, есть такой тип кроватей для маленьких комнат, где одна кровать выкатывается из под другой, а другой она закатывается. Получается, как в камере, я извиняюсь за аналогию.
С.Бакалеева:
— Это плохо почему, потому что она как бы второстепенная?
Е.Бурмистрова:
— Кровать – это зона, кровать – это место жизни, территория обитания, там сидят какие-то игрушки, мишки, там под подушкой можно спрятать всякие сокровища, хотя, конечно…
С.Бакалеева:
— То есть, она должна быть незыблема эта зона?
Е.Бурмистрова:
— Неприкосновенная, то, с чем ребенок себя ассоциирует.
С.Бакалеева:
— А двухэтажные кровати допустимы?
Е.Бурмистрова:
— Вы знаете, дети дошкольники любят двухэтажные кровати, но традиционно, пока младший еще малыш, верхний этаж достается старшему. Вот, когда погодки подрастают, может быть… может имеет смысл периодически меняться, договариваться, что до деда Мороза ты спишь наверху до конца декабря, до середины января, а после деда Мороза, когда елку убираем, до лета, спишь ты наверху. Но часто бывает, что одному комфортно внизу, а другому наверху и наверху не обязательно хорошо старшему. Тут нужно подойти гибко. Очень важно, пытаясь заниматься дома с детьми, все-таки не давать им одинаковые задания, а пытаться учитывать возраст. И если вы покупаете тетрадки… мамы всегда ориентированы на старшего, мамы заточены на потребности старшего, подумайте о том, что было бы интересно второму, не покупайте две одинаковые тетрадки. Есть очень простой ход, который поможет объяснить вашим погодкам, почему вы поступаете именно так. Нужно говорить: «Смотри, тебе, сколько годиков?», - для ребенка количество лет – это магическое совершенно понятие, это магическое число, - «Мне четыре» - «Вот смотри, на этой тетрадке написано пять, это только тем, кому пять, вот уже значит ему можно. Когда на следующий год тебе будет пять, мы пойдем тебе купим точно такую же книжку».
С.Бакалеева:
— Это не будет поводом для ревности?
Е.Бурмистрова:
— Нет, вот понимаете, аргументы, связанные с возрастом, ребенок воспринимает как данность. Они такие немножко чудаки в нашем мире, поэтому эту магию числа, возраста, они воспринимают с очень большим доверием и почтением. И, точно также апеллируя к возрасту стоит реагировать, когда младший сокрушается о своих не таких больших успехах. Например, вот он все-таки что-то нарисовал, или слепил, или построил, а старший построил лучше, особенно четко эта разница видна у однополых погодков, которые… ну там, девочка и мальчик – это всегда немножечко разные сферы, а если это обе девочки, или оба мальчика, конкуренция жестче, соответственно младший попробовал, сделал, а это хуже. Очень полезно с погодками говорить: «Смотри, тебе сейчас, сколько лет, пять? Давай посмотрим нашу папку, как у нас рисовал наш старший Сенечка в пять лет. Ты видишь, как он рисовал? Но сейчас-то ему уже шесть с половиной».
С.Бакалеева:
— Это дает такой запас на вырост младшему.
Е.Бурмистрова:
— «Что ты смотришь, как он рисует сейчас, давай посмотрим, как он рисовал, когда ему было столько же, сколько тебе. И давай посмотрим, как рисуют дети твоего возраста», - вот это очень важно, потому что, конечно же, да, нужно ориентироваться на достижения сверстников. И конечно, это да, как Вы правильно совершенно сказали, даст перспективу роста, представление о том, что он может сделать, когда станет старше. Но есть такая штука, да, как возраст, понятие, «возраст психологический» и иногда бывает, что психологический возраст отличается от календарного.
С.Бакалеева:
— То есть младший может оказаться более зрелым, чем старший?
Е.Бурмистрова:
— Иногда да, мне доводилось консультировать семьи, где младший погодок уже перерос старшего, не в три и не в четыре года, но в шесть, или десять лет, вполне возможно. Он выглядит физически взрослее, физически крупнее, в подростковом возрасте у него может быть даже раньше начинаются какие-то процессы, связанные с созреванием и тут уже ситуация травмирует…
С.Бакалеева:
— Старшего, наоборот.
Е.Бурмистрова:
— Старшего, что этому маленькому удалось догнать и перегнать. Если вы родители видите такую историю, нужно очень грамотно брать ее в рамку, как говорится. И говорить вашему старшему о том, что мы все разные, и говорить ему про это самое понятие психологического возраста, апеллируя к тем примерам, которые есть в его опыте. Среди нас взрослых тоже очень четко видны различия паспортного возраста и календарного. Кто-то в 50 лет может выглядеть абсолютным дедушкой, а кто-то вполне бодрым моложавым мужчиной и с женщинами такая же картина. Можно говорить о том, что есть то, сколько человеку лет, а есть то, как он себя чувствует, насколько он выглядит. И что это бывает, и это не плохо – это просто… у него лучше физика, а у тебя лучше русский. Вот, опять же, та же идея спецификации, та же идея подчеркивания различий между погодками с усилением личностных достоинств.
С.Бакалеева:
— А если, скажем, вернемся к занятиям, мы поняли, что если у нас однополые погодки, что одно и то же занятие им было бы интересно, эта ситуация в принципе допустима?
Е.Бурмистрова:
— Вы знаете, нужно смотреть. Во-первых, какие дети…
С.Бакалеева:
— Или это всегда почва будет для разногласий?
Е.Бурмистрова:
— Я бы скорее посоветовала избегать, хотя это очень удобно маме. Понимаете, нужно смотреть, что за дети в группе и выбирать этот вариант только, если дети действительно посередине.
С.Бакалеева:
— То есть наши дети оказываются в возрастной серединке этой группы?
Е.Бурмистрова:
— Да, что младшему чуть-чуть простовато должно быть в этой ситуации. И, понимаете еще, почему нет, дело в том, что педагоги инстинктивно любят сравнивать братьев и сестер, а это огромный повод для развития ревности. Очень неполезно сравнивать братьев и сестер по достижениям. Очень неполезно говорить: «Ну что же ты там, Юля, у тебя же Маша вон как легко научилась».
С.Бакалеева:
— Тем самым мы просто испортим их отношения друг с другом?
Е.Бурмистрова:
— Да, потому что ни не сопоставимы, это как разные планеты, как разные народы. Они родились в одной семье, они очень тесно связаны, но они абсолютно разные. И они не могут быть одинаковыми. Даже у однояйцевых близнецов полезна вот эта вот история поиска различий, без сравнения. Что вас нельзя сравнивать, что людей вообще нельзя сравнивать. Идея сравнения людей между собой порождает очень большую вражду, в особенности, при маленькой разнице между детьми, поэтому, даже отдавая в разные группы, но к одному и тому же педагогу, стоит внимательно проконтролировать, а не станет ли он их сравнивать.
С.Бакалеева:
— Может быть предупредить педагога?
Е.Бурмистрова:
— И по возможности предупредить, если с педагогом есть контакт, если педагог, что называется, вменяем, если у него есть силы на то, чтобы с родителями общаться. Но и если где-то кто-то – педагоги, или бабушки, друзья и подруги на улице сравнили детей, нужно опять же это взять в рамку. И сказать о том, что ты знаешь, а мне вообще не нравится идея сравнения, вы же не скаковые лошади и вы родились не для того, чтобы соревноваться, вы родились для того, чтобы дополнять друг друга, как бы образуя такой гармоничный танец, может быть как-то так. И тогда отношения будут более мягкие, и ревности будет меньше.
С.Бакалеева:
— Спасибо большое Екатерина. У нас в гостях была детский психолог, автор и создатель интернет-проекта «Семья растет» - Екатерина Бурмистрова. Мы говорили о погодках, о том, что это такие родные, но такие непохожие друг на друга дети, которым… каждому из них нужно найти себя. Помогите им в этом! До свидания!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Псалом 145. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Апостолу Павлу принадлежат слова, которые можно считать своего рода программой христианской жизни: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фес. 5:16–18). Этими своими словами святой апостол продолжил мысль, которая впервые была выражена ещё в Ветхом Завете, в частности, в звучащем сегодня во время богослужения в православных храмах 145-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Автор псалма призывает не кого-нибудь, а свою душу непрестанно восхвалять Бога. И сам же себе отвечает, что да, он будет это делать, он будет воспевать Бога всё отпущенное ему на земле время. Впрочем, возможно и другое понимание оригинального еврейского текста псалма: как уверение в восхвалении Бога всей своей жизнью. Какой бы из вариантов понимания псалма мы ни предпочли, они оба хороши, и оба позволяют нам задуматься о том, как возможно такое восхваление Бога — до последнего вздоха или же всей жизнью.
Псалом помогает нам с поиском ответа на этот вопрос. Прежде всего, человеку необходимо освободиться от самой нашей главной иллюзии — от надежды на самих себя и на других людей: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения» (Пс. 145:3). Далее псалом продолжил эту мысль, сказав, что люди смертны, а потому они не могут быть основой надежды, а Бог — может.
Да, действительно, надежда на кого-то, кроме Бога, — это то, что лишает нас действенной молитвы, ведь зачем нам молитва, если мы сами способны решить все свои проблемы, если мы сами настолько сильны, что способны стать на место Бога? Человеку свойственно забывать, что в конечном итоге всё решает Бог, а не какие-либо, пусть и самые могущественные люди. Опыт человечества показывает, что наиболее прочные общественные договорённости с течением времени утрачивают свою силу, наиболее влиятельные люди уходят, а покорившие полмира империи внезапно перестают существовать. Но Бог был, есть и будет, а потому каким бы обворожительным в своей блистательной силе ни был окружающий нас мир, о Боге как основе основ забывать не стоит.
Поэтому да, псалмопевец абсолютно прав, «блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его» (Пс. 145:5). Нас может удивить использованная здесь формулировка — «Бог Иаковль». Во-первых, она указывает на то, что речь идёт о Едином Истинном Боге, а не об одном из многочисленных божков языческого пантеона. А во-вторых, такая формулировка говорит о глубокой личной связи с Богом как ещё об одной основе Его восхваления. Бог здесь — не некий безликий абсолют, не непостижимая сила, Бог — близкая человеку Личность, с которой праведник общается так же, как и с любой другой личностью, и такое общение не может надоесть, ведь познавший Бога человек не может не любить Его, а если мы любим, то общение не может ни наскучить, ни надоесть, для общения с Любимым мы всегда найдём время, мы будем жаждать общения с Ним, будем стремиться сделать его непрестанным.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 335 зач., XIII, 17-21.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Крылатое выражение — «незаменимых нет» — несёт на себе зловещий отпечаток, но всё же в чём-то соответствует действительности. В чём? Хотя бы в том, что не нужно из людей делать кумиров. Всё равно ничего не получится. Сама жизнь разобьёт ошибочные представления в пух и прах. А тот, кто поддался искушению возвести человека (пусть и достойного) на почти божественную высоту, потом будет очень горько раскаиваться. О том и рассуждает апостол Павел в отрывке из 13-й главы своего послания к Евреям, что читается сегодня в храмах во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 13.
17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа,
21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
Послание к Евреям, то есть к христианам Иерусалимской церкви, которая первоначально состояла из этнических евреев, было написано апостолом Павлом в связи с печальным событием — гибелью от рук гонителей первого епископа, то есть руководителя, Иерусалимской церкви святого Иакова. Иаков был сводным братом Господа Иисуса Христа, то есть являлся сыном Иосифа Обручника от первого брака. Иаков вёл самый благочестивый образ жизни — и с точки зрения христианства, и с точки зрения иудаизма. Что привело к тому, что Иакова стали именовать «Праведным». Это, впрочем, не помешало врагам Церкви епископа умертвить.
Члены Иерусалимской общины после гибели Иакова впали в самую настоящую панику. Они так восхищались добродетелями своего наставника, что незаметно для себя самих, стали воспринимать его как неповторимого и незаменимого. Конечно, достичь высот праведности Иакова было очень сложно. Но это не означало, что никто в принципе не способен его заменить на посту епископа. Это, во-первых. А во-вторых — не следует забывать очень важную вещь. Церковью руководит не человек, а Бог. И Господь служит тем крепким камнем, на котором Церковь стоит и не разрушится, не исчезнет вплоть до конца света.
Но христиане Иерусалима о том, похоже, забыли. И апостол Павел постарался их и вразумить, и утешить с помощью услышанного нами сегодня послания. Павел, у которого, кстати, с Иаковом имелись некоторые разногласия, признаёт величие праведности покойного, но напоминает читателям, что в Иерусалиме есть другие достойные люди, способные стать преемниками погибшего епископа.
И в завершение Павел просит не забывать о Христе — истинном главе и пастыре Церкви. Апостол пишет: «Бог же мира, воздвигший из мёртвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да соделает вас во всяком добре способными к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа». Таким образом, всякий, кто будет хранить единство со Христом, будет в Церкви пребывать. И это касается и мирян, и клириков. Последние же, по мысли Павла, должны помнить, что приводить людей они должны именно к Богу, а не к себе. Никто из священнослужителей не должен поддаваться искушению считать себя наместником Христа на земле. Иначе такой клирик станет жертвой лукавой гордости — погубит и себя, и тех людей, что ему, на свою беду, доверились.
Апостол Павел пишет, как отличить настоящего пастыря от самозванца. Нужно следить за тем, чтобы у священнослужителя имелась добрая совесть и деятельное стремление во всём и всегда вести себя честно. Ровно так же должны поступать и миряне, и о себе ничего лишнего не фантазируя, и из других не делая идолов. Таким образом, апостол Павел призывает нас просить у Господа Бога мудрости, рассудительности, здравомыслия и смирения, чтобы не приписывать ни себе, ни кому-либо ещё чего-то лишнего. Но крепко помнить заповедь Божию: «Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религия — церковный и светский взгляды». Константин Антонов
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и религиоведения Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Константин Антонов.
Разговор шел о понимании религии через философию и богословие и в чем особенности светского и церковного взглядов на религиозность. Поводом для беседы стал выход книги нашего гостя «Religio et Ratio : Религиозная жизнь и пути ее рефлексивного осмысления», в которой представлен взгляд на соотношение религии и основных форм ее изучения: богословия (теологии), философии религии и светской науки.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер











