«Побольше бы таких добрых людей!», - так в Махачкале говорят про Сидикбега Гаджиханова. 30-летний мужчина, рискуя своей жизнью, спас двух школьниц. Если бы не молниеносная реакция Сидикбега, девочки утонули бы в ледяной воде канале.
В тот морозный день шестиклассницы Мариам и Патит возвращались из школы. Заснеженная дорога вела вдоль канала. Мариам, подскользнувшись, уронила в воду портфель. Попыталась достать его и сама упала в канал. Патит кинулась спасать подругу, но тоже оказалась в воде. Вокруг было много людей, школьницы звали на помощь, но никто не откликнулся. Девочек стало уносить течением. И тут из дома напротив выбежал молодой мужчина. Это был Сидикбег, приехавший в гости к родителям:
Сидикбег Гаджиханов: «Когда я подбежал, увидел двух девочек, которые держали друг друга и пытались зацепиться за бетонные блоки».
Эта ужасная картина заставила Сидикбега забыть о собственном здоровье. Мужчина недавно лечил суставы и к холодной воде ему было запрещено даже приближаться. Держась руками за металлическую ограду канала Сидикбег опустил ноги в воду, чтобы школьницы ухватились за них. Одну из девочек сразу удалось спасти. Помочь второй было гораздо труднее: она находилась в полуобморочном состоянии. Но тут на помощь Сидикбегу выбежали его родители. Все вместе они вытащили девочку из воды. Школьниц отнесли в дом, растёрли и напоили горячим чаем. Потом за ними приехала «скорая». Всё обошлось, хоть Мариам и Патит получили сильное обморожение. Сложнее оказалось забыть эту страшную историю. Патит ещё долго мучили кошмары:
Патит Гаджимусаева: «Ночью спать было тяжело. Сны разные снились. Страшные. Я от них просыпалась. В голове всё это пропускается».
Родители школьниц получили не меньший шок. Опасной тропой ходить дочерям запретили и даже отобрали модные сапоги на скользкой подошве. А за спасителя девочек отец одной из них - Магомед Алибегов готов теперь и в огонь, и в воду:
Магомед Алибегов: «Я благодарен на всю жизнь. Что надо будет я тоже помогу. Чтоб у нас побольше таких в Дагестане дагестанецев было».
Садикбег был совершенно не готов к славе, которая обрушилась на него в одночасье. Тем не менее подарки, интервью, съёмки и даже медаль «За спасение погибавших» не вскружили ему голову:
Сидикбег Гаджиханов: «Мне, по-моему, было легче вытащить этих девочек из воды, чем вот это всё внимание к моей персоне».
В программе использованы материалы «Пятого канала»
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема