
Апостол Павел
Евр., 321 зач., IX, 11-14.
Глава 9.
11 Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения,
12 и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.
13 Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело,
14 то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Суть всей религиозной деятельности ветхозаветного священства сводилась к тому, чтобы напоминать народу о завете и поддерживать связь людей с Богом. Формы и виды жертв были разными, человек мог обращаться к Богу с просьбой или благодарностью, самое важное было в другом, он предстоял перед Творцом и общался с Ним. Осуществляли эту связь священники и особенно первосвященник, совершавший кроме прочего жертвоприношение в праздник Йом Кипур и испрашивающий милость народу за все совершенные грехи. При этом и он, и все остальные знали, что никакую окончательную и самую главную жертву принести они не смогут, но будут совершать их изо дня в день и из года в год.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол называет Христа Первосвященником будущих благ. Не просто потому, что Спаситель будет каким-то очередным первосвященником, но потому, что Он приносит последнюю и окончательную жертву, которая восстановит отношения Бога и человека раз и навсегда.
Человек, приносивший жертву, подразумевал, что, хотя он в своих поступках и забыл Бога, но не развратился до конца, признаёт свою вину и готов отказаться от части собственных благ, чтобы выразить своё покаянное чувство. Понимая, что вместо животного должен быть он, такой человек мог получить временное очищение своей жизни в том, что старался быть верен Богу. Впрочем, позже он снова грешил и снова приносил жертвы и прекрасно понимал, что ничего не изменится.
Да и вообще, судя по тому, что говорили пророки, люди глубокие и просвещённые понимали, что Бог ждёт от человека не кровавых жертв, но очищения сердца. «Сердце чистое сотвори во мне Боже», — просил Давид в псалме, понимая, что кровавые жертвы не могут преобразить человека внутренне.
Проходит время, и Бог отвечает ему тем, что становится человеком, обновляет и исцеляет человеческую природу. Проявляя послушание во всём, даже до смерти, Христос доказывает, что человек — это не неудачный эксперимент Бога, но Его высшее творение. Грехопадение не было предопределено и человек способен быть таким, каким его задумал Бог. Правда Божия торжествует в праведности человеческой.
Но как жертва одного может очистить другого? Должно же в этом быть какое-то его личное участие?
Естественно! Проживая жизнь в послушании Отцу и дойдя даже до креста и смерти, Спаситель являет нам пример человеческой жизни. Однако, кроме очевидного педагогического и нравственного аспекта, во всём происходящем есть аспект таинственный, ведь на душу человека своей благодатью действует Бог. Новое рождение — это не просто акт эмоциональной решимости, но вхождение в смерть Христову и соединение с Ним. Именно поэтому усвоить плоды Его подвига каждый может только лично, когда в таинстве крещения он соединяется со Христом, умирая для прежней греховной жизни и воскресая для новой. Совесть такого человека обновляется, так как он получает свободу жить иначе, чем жил. Речь идёт не об отмене поступков в прошлом, но о возможности жить иначе в будущем. Всё, что совершено — уже совершено, этого нельзя изменить, но Бог может сделать так, чтобы всё, мною совершённое, перестало быть для меня преградой в отношениях с Ним, чтобы оно не было для меня определяющим, чтобы оно не отягощало меня, чтобы я был свободен жить по воле Творца, служить Богу живому и истинному.
Геническ (путешествие по городу)

Фото: PxHere
Геническ расположен на берегу Азовского моря, у основания Арабатской косы, которая дотягивается до Крыма. Эта полоска суши похожа на стрелу. Длина её — более ста километров, а ширина в некоторых местах — менее трехсот метров. Узкая коса и дала название селению — Геническ в переводе с тюркского означает «тонкий». Село было основано в 1784 году по указу Екатерины Второй для добычи соли. Его жителями стали государственные крестьяне, перевезённые из других регионов России. Они не только добывали соль, но и выращивали хлеб, держали скот, ловили рыбу. В годы Крымской войны 1855 года Геническ служил надёжным тылом для русской армии. Он пострадал от обстрелов, но быстро восстановился. В 1904 году здесь построили величественный собор Рождества Богородицы. Он стал символом Геническа, который к тому времени получил статус города. После революции 1917 года храм закрыли. Он долгое время бездействовал, но был возрождён в 1989-ом. И по сей день остается духовным центром Геническа!
Радио ВЕРА в Геническе можно слушать на частоте 103,1 FM
Псалом 18. Богослужебные чтения

Быть может, вы слышали мысль Гильберта Честертона о том, что самый несчастный человек — это атеист: ведь когда он смотрит на великолепие заката, ему некому сказать «спасибо!». 18-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, — и есть одно развёрнутое «спасибо» Богу за восхитительную красоту творения. Давайте послушаем!
Псалом 18.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передаёт речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
7 от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
11 они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще мёда и капель сота;
12 и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
Прозвучавший сейчас псалом очень интересно скомпанован: сначала идёт восхваление Бога через красоту видимого творения, потом резкая смена регистра — и речь уже о красоте Закона, данного Богом человеку, затем ещё одна смена — и уже перед нами — песня о глубине человеческого сердца. И эта композиция — не случайна: псалмопевец словно бы поднимает нас всё выше и выше — переводя при этом наше внимание от внешнего, очевидного, к внутреннему, сокровенному.
Очень интересно и то, как псалмопевец обращает внимание на солнечное светило: оно, словно восторженный жених, каждое утро выходит из своего брачного чертога — и каждый день — не так же, как вчера, а словно бы заново. Честертон в одной из глав своего произведения «Ортодоксия» предлагает такое размышление — которым было бы грех не поделиться: «Солнце встаёт каждое утро. Я не встаю каждое утро; но перемена происходит не из‑за моей активности, а скорее — из‑за моего бездействия. ... Дети ритмично топочут ногами от избытка, а не от недостатка жизни. Потому что они изобилуют жизнью, потому что в них дух яростен и свободен, они хотят повторений — неизменных повторений. Они всегда говорят: „Ещё!“. И взрослый делает это снова, пока почти не сломается. Ведь взрослые недостаточно сильны, чтобы ликовать в однообразии. Но быть может, Бог достаточно силён, чтобы ликовать в однообразии. Возможно, Бог говорит каждое утро: „Ещё!“ солнцу, и каждый вечер: „Ещё!“ луне. Возможно, не сухая необходимость делает все ромашки одинаковыми; возможно, Бог создаёт каждую по отдельности, и никогда не устаёт это делать. Возможно, у Него вечно жажда младенчества; ибо мы согрешили и состарились, а наш Отец моложе нас. Повторение в природе — это не просто повтор, это театральный бис».
Именно такого — словами Честертона — «младенческого ликования» даже в самом, казалось бы, привычном однообразии мне и хотелось бы пожелать всем нам — а настроить нас на такой лад очень хорошо помогает 18-й псалом!
Псалом 18. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 18. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 18. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной лова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего,
радуется, как исполин, пробежать поприще.
7 От края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны.
11 Они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота.
12 И раб Твой охраняется ими; в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня;
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!