— Я так давно мечтала увидеть старинную акварель в подлиннике, и здесь, в Русском музее, моё желание наконец-то исполнилось! Вы только взгляните, Маргарита Константиновна, какой замечательный рисунок! Называется он «Под Святыми вратами в Борисоглебском монастыре».
— И впрямь чудесный, Наташа! Такая прозрачность, нежность красок и в то же время точность деталей. Акварель — сложная техника, но это не помешало Михаилу Виллие в работе. Художник бережно и скрупулёзно изобразил древние стены монастыря, передал причудливый архитектурный орнамент в стиле русского узорочья. С фотографической точностью запечатлел арочные пролёты, украшенные гирьками, фрески под сводами, резные колонны.
— А что это за церковь, Маргарита Константиновна?
— Надвратный храм Сретения Господня Борисоглебского монастыря. Он расположен в посёлке Борисоглебский Ярославской области, между Ростовом и Угличем.
— Михаил Виллие родом оттуда?
— Нет, он родился в Санкт-Петербурге, в семье военного врача, обрусевшего шотландца. После смерти отца поступил в школу гвардейских прапорщиков, а параллельно по разрешению командования посещал Императорскую академию художеств.
— Виллие служил прапорщиком?
— Военная карьера не состоялась из-за болезни Михаила, и рисование стало его главным занятием. По окончании Академии он много лет жил в Европе, осваивал и совершенствовал акварельную технику. Вернулся в восьмидесятых годах девятнадцатого века. И заново открыл для себя проникновенную красоту русской природы и архитектуры! На волне вдохновения Михаил Яковлевич создал тогда десятки великолепных акварелей.
— Эти работы нашли своих ценителей?
— О, да! И главным из них стал император Александр Третий. В 1889 году он купил несколько рисунков, написанных в окрестностях Ростова Великого. В том числе и этот — «Под святыми вратами в Борисоглебском монастыре». В двадцатом веке императорская коллекция пополнила фонды Русского музея.
— А в двадцать первом я зачарованно смотрю на рисунок, как будто заглядываю в прошлое. Михаил Виллие изобразил несколько человек в арке монастырских ворот.
— Седая женщина в чёрном ждёт начала службы на паперти. Она внимательно смотрит, как служитель церкви зажигает свечи на подсвечнике перед киотом с иконой. И священник уже входит под своды храма, чтобы совершить богослужение.
— Но в арке у ворот его задержал пожилой крестьянин.
— Да, старичок в лаптях с поклоном просит у батюшки благословения и что-то говорит ему. Наверное, делится своими невзгодами. Судя по ветхой одежде, их у крестьянина немало. И пастырь, хоть и спешит на панихиду, внимательно выслушивает бедняка.
— А нищая на ступенях паперти держится особняком. Она с интересом рассматривает содержимое своей корзинки. Собрала богатую милостыню и радуется.
— Как не радоваться — ведь подаяние на какое-то время избавит её от голода. И смотри, Наташа, как интересно — мы не видим на картине прихожан храма, подававших милостыню. Но полная снеди корзинка нищенки — свидетельство их милосердия. Художник смог рассказать даже о тех людях, которые остались за пределами изображённого на картине.
— И показать общность этих людей.
— Да, старинный храм стал точкой пересечения персонажей рисунка Михаила Виллие «Под святыми сводами в Борисоглебском монастыре». Какими бы разными ни были характеры и жизненные истории героев, вера у них одна.
— И у нас с ними одна вера. Потому и прошлое на старинной акварели в Русском музее предстаёт понятным и близким.
7 сентября. О христианских добродетелях

В 16-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды».
О христианских добродетелях — священник Вадим Бондаренко.
В сегодняшнем послании апостол Павел обращается к христианам Коринфа с призывом быть постоянными в добродетели. Иногда мы можем задать себе вопрос: «А зачем мне это делать?» Нами может двигать долг, звание христианина, стыд перед другими. Но что про нас самих?
В каждом из нас заложена тяга к преодолению себя. Хотя мы и жестко привязаны к материальному, животному существованию, нам очень важно осознавать, что мы — что-то большее, чем поесть, поспать, удовлетворить другие физические потребности. И тогда мы проявляем твёрдость там, где хочется спасовать, мужественны, а не отдаемся страху, бодрствуем, когда хочется расслабиться.
Иногда, когда мы измотаны или чем-то увлечены, физическое подавляет, и мы забываем о своём высшем призвании.
Призыв апостола Павла, который обращён и к нам, не стоит воспринимать как морализаторство. Просто иногда нам нужно вспомнить, кто же мы на самом деле или для чего рождены в этот мир.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 сентября. О духовном смысле праздника Собора Московских святых

Сегодня 7 сентября. Собор Московских святых.
О духовном смысле праздника — священник Алексий Долгов.
Собор Московских святых как общецерковный праздник был установлен сравнительно недавно. В 1997 году, когда торжественно отмечалось 850-летие со дня основания Москвы, по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и решению Священного Синода нашей Церкви, было решено почтить многочисленных святых Московской земли: святителей, блаженных, юродивых, преподобных и многих других.
Уже в конце XV века было установлено празднование в честь московских святителей Петра, Алексия, Фотия и Ионы. В последствии в собор вошли благоверные князья, царевичи, Христа ради юродивые, новомученики, исповедники Церкви Русской.
Мы прославляем всех наших московских святых в один день, символически показывая этим, что все они имеют равную славу в Царстве Небесном как покровители Москвы и молитвенники о нашем земном Отечестве.
Поэтому не случайно, что собор Московских святых неразрывно связан с Днём города Москвы, и оба праздника, церковный и общественный, часто отмечаются в один день. Это важно сегодня, когда многие страны стремительно теряют свою христианскую идентичность, потому что празднование собора Московских святых напоминает всем нам о том, что, по словам святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, Отечество земное с его Церковью есть преддверие, то есть начало, Отечества Небесного.
Именно сегодня в Москве совершается общемосковский крестный ход от кафедрального соборного храма Христа Спасителя до Новодевичьего ставропигиального женского монастыря.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 сентября. О жизни и творчестве Александра Куприна

Сегодня 7 сентября. В этот день в 1870 году родился русский писатель Александр Куприн.
О его жизни и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Многогранен образ этого писателя, который пришёл к зениту своего творчества скорбным и непростым путём: годы нужды в юности, первые писательские опыты, успех, борьба за существование и, наконец, раскрытие в полной мере его дарования.
Куприн многое переоценил, живя в Париже. В своё время он жестоко разочаровался в революции, а затем и в эмиграции, поняв, что и небо здесь другое, и люди не такие, как в России.
Мало кто знает, какие нежные, теплые строки он посвятил русской императрице, святой страстотерпице Александре Фёдоровне. Его своим чутким сердцем он уловил тот свет молитвы и любви к России, к её народу. Он оценил сполна её материнский жертвенный подвиг, что оказалось возможным уже в эмиграции, годы спустя, страдальческой кончины августейшей семьи.
Мечта Куприна сбылась. Уже тяжело больной вернулся в Россию, где прожил буквально несколько месяцев.
Но и после кончины мы, прикасаясь к лучшим его произведениям, унося из детства сюжеты «Белого Пуделя» и других рассказов, в юности сопереживаем героем «Гранатового браслета», соприкасаемся с библейской тематикой повести «Суламифь». Понимаем, что для русского писателя питательной средой его творчества была Родина-мать.
И сегодня вверяем милости Божией жестоко страдавшую, но тянувшуюся к свету Божьему душу писателя Куприна.
Все выпуски программы Актуальная тема