В это трудно поверить, но над картиной «В голубом просторе» Аркадий Рылов работал зимой 1918 года, в суровых условиях послереволюционного Петрограда, страдая от голода и холода. Художник вложил в это полотно свою надежду на светлое будущее.
— Ваня, ты что-то сегодня невесёлый. Случилось что-нибудь? Могу я тебе помочь?
— Да вроде ничего не случилось, Маргарита Константиновна. Просто настроение плохое.
— Как же тебе помочь, дружок?.. Может быть, полюбуемся какой-нибудь светлой картиной, раз уж мы в Третьяковской галерее? Взгляни, например, вот на это полотно. Когда я его вижу, мне как будто дышать становится легче — столько в нём простора и чистого воздуха.
— Аркадий Рылов. «В голубом просторе». Какое меткое название! Стая лебедей плещется в синем небе, которому нет границ. Видно, какие птицы сильные, и полёт им в радость. Наверное, художник был счастлив, когда писал эту картину.
— Смотря что считать счастьем. Если житейское благополучие, то нет. Над полотном «В голубом просторе» Аркадий Александрович работал зимой 1918 года, в суровых условиях послереволюционного Петрограда.
— Потрясающе!
— Да, это удивительно. Непростые обстоятельства создания картины Рылов подробно описал в своём дневнике. В городе царил голод, измождённого художника преследовали мысли о еде. Мастерская не отапливалась, вода в чайнике превращалась в лёд. Чтобы уснуть, Аркадий Александрович надевал на себя несколько кофт, шапку и рукавицы, укрывался двумя одеялами и шубой. А утром возвращался к своему полотну, и наполнял его радостью.
— Так Рылов пытался себя ободрить, утешить?
— Думаю, что работа над картиной была сродни молитве, в ней художник выразил упование на то, что будущее будет светлым. Видишь на горизонте парусник? Символ надежды.
— А на что Рылов надеялся? Что скоро вернётся прежняя жизнь, в тепле и сытости?
— Ну, тогда художник изобразил бы не лебедей в голубом просторе, а скорее, индюков за крепким забором. Нет, Ваня, на этой картине надежда представлена в самом исконном её понимании — религиозном. Тема возвращения здесь, безусловно, присутствует, и это возвращение — к Богу.
— Вы думаете, лебеди символизируют возвращение? А может быть, они, наоборот, улетают на юг, покидают родные места?
— Возвращаются, Ваня. Об этом свидетельствует направление их полёта — справа налево. Такой приём — обратное направление движения, художники часто используют, чтобы показать путь домой. К тому же на картине изображена весна — время, когда птицы летят с юга на север.
— А ведь точно! Северная весна! Стая лебедей, действительно, летит в родные края. Но при чём тут возвращение к Богу? Художник Аркадий Рылов — это же не евангельский блудный сын.
— Блудным сыном или дочерью бывает всякий человек. Нас уводят от Бога раздражение и уныние, зависть и жадность. Поддаёшься страстям — и дни кажутся серыми, унылыми, тоскливыми. А потом спохватываешься, и просишь у Бога прощения, и стараешься стать чище. И в этом возвращении к к Божьему замыслу о тебе жизнь становится похожа на полёт.
— Вот почему так радостно смотреть на картину Аркадия Рылова «В голубом просторе»! Спасибо вам, Маргарита Константиновна, что познакомили меня с этим шедевром Третьяковской галереи. Благодаря вашему рассказу о нём я понял, в чём причина моего плохого настроения. И как это исправить!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Белгород. Чудотворный источник Ясный колодец, город Короча
Город Короча расположен в пятидесяти километрах восточнее Белгорода. Он появился на карте России в семнадцатом веке как оборонительная крепость. В то далёкое время здесь был родник с поэтическим называнием Ясный колодец. Согласно летописям, вода из источника помогала исцелять раны воинов, защищавших укрепление. Также богатая водоносная жила издавна питала яблоневые сады, коими славятся здешние места. Три красных яблока на серебряном фоне по сей день красуются на гербе города Корочи. 21 сентября 2008 года архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн освятил источник Ясный колодец. Рядом с родником построили часовню. Со всей Белгородской области в Корочу приезжают паломники, чтобы с молитвой отведать здешней воды. Вкусная, полезная – она и впрямь настоящее чудо Белогорья!
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM
«Дети и музыка». Анатолий Кисляков
В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Гостем программы «Пайдейя» был художественный руководитель Большого детского хора имени Попова, Заслуженный артист России Анатолий Кисляков.
Разговор шел о том, как занятия музыкой и хоровым пением влияет на детей, как воспитывается музыкальный вкус и как это может пригодиться во взрослой жизни.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
Благодарный. Храм Александра Невского
Город Благодарный в Ставропольском крае до 1971 года считался селом. На его территории действовало несколько церквей. Из них до наших дней сохранился лишь храм во имя Александра Невского, возведённый в 1894 году. Он был украшен с особым великолепием. Святые образы для пятиярусного позолоченного иконостаса выполнили столичные мастера. Звонница трёхъярусной колокольни славилась сладкозвучием. К сожалению, и колокола, и иконы уничтожили безбожники после революции 1917 года. Церковь несколько лет использовали как зернохранилище. Она вновь стала действующей в годы Великой Отечественной войны, когда многие сердца обратились к Богу. С тех пор храм Александра Невского не закрывался. Верующие заботятся о его благообразии. Так, в 2016 году прихожане обновили купол на колокольне, а в 2024-ом благоустроили церковный дворик. Храм Александра Невского без сомнения можно назвать историческим символом города Благодарный.
Радио ВЕРА в Благодарном можно слушать на частоте 101,2 FM