В это трудно поверить, но над картиной «В голубом просторе» Аркадий Рылов работал зимой 1918 года, в суровых условиях послереволюционного Петрограда, страдая от голода и холода. Художник вложил в это полотно свою надежду на светлое будущее.
— Ваня, ты что-то сегодня невесёлый. Случилось что-нибудь? Могу я тебе помочь?
— Да вроде ничего не случилось, Маргарита Константиновна. Просто настроение плохое.
— Как же тебе помочь, дружок?.. Может быть, полюбуемся какой-нибудь светлой картиной, раз уж мы в Третьяковской галерее? Взгляни, например, вот на это полотно. Когда я его вижу, мне как будто дышать становится легче — столько в нём простора и чистого воздуха.
— Аркадий Рылов. «В голубом просторе». Какое меткое название! Стая лебедей плещется в синем небе, которому нет границ. Видно, какие птицы сильные, и полёт им в радость. Наверное, художник был счастлив, когда писал эту картину.
— Смотря что считать счастьем. Если житейское благополучие, то нет. Над полотном «В голубом просторе» Аркадий Александрович работал зимой 1918 года, в суровых условиях послереволюционного Петрограда.
— Потрясающе!
— Да, это удивительно. Непростые обстоятельства создания картины Рылов подробно описал в своём дневнике. В городе царил голод, измождённого художника преследовали мысли о еде. Мастерская не отапливалась, вода в чайнике превращалась в лёд. Чтобы уснуть, Аркадий Александрович надевал на себя несколько кофт, шапку и рукавицы, укрывался двумя одеялами и шубой. А утром возвращался к своему полотну, и наполнял его радостью.
— Так Рылов пытался себя ободрить, утешить?
— Думаю, что работа над картиной была сродни молитве, в ней художник выразил упование на то, что будущее будет светлым. Видишь на горизонте парусник? Символ надежды.
— А на что Рылов надеялся? Что скоро вернётся прежняя жизнь, в тепле и сытости?
— Ну, тогда художник изобразил бы не лебедей в голубом просторе, а скорее, индюков за крепким забором. Нет, Ваня, на этой картине надежда представлена в самом исконном её понимании — религиозном. Тема возвращения здесь, безусловно, присутствует, и это возвращение — к Богу.
— Вы думаете, лебеди символизируют возвращение? А может быть, они, наоборот, улетают на юг, покидают родные места?
— Возвращаются, Ваня. Об этом свидетельствует направление их полёта — справа налево. Такой приём — обратное направление движения, художники часто используют, чтобы показать путь домой. К тому же на картине изображена весна — время, когда птицы летят с юга на север.
— А ведь точно! Северная весна! Стая лебедей, действительно, летит в родные края. Но при чём тут возвращение к Богу? Художник Аркадий Рылов — это же не евангельский блудный сын.
— Блудным сыном или дочерью бывает всякий человек. Нас уводят от Бога раздражение и уныние, зависть и жадность. Поддаёшься страстям — и дни кажутся серыми, унылыми, тоскливыми. А потом спохватываешься, и просишь у Бога прощения, и стараешься стать чище. И в этом возвращении к к Божьему замыслу о тебе жизнь становится похожа на полёт.
— Вот почему так радостно смотреть на картину Аркадия Рылова «В голубом просторе»! Спасибо вам, Маргарита Константиновна, что познакомили меня с этим шедевром Третьяковской галереи. Благодаря вашему рассказу о нём я понял, в чём причина моего плохого настроения. И как это исправить!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
7 мая. О святых воинах
Сегодня 7 мая. День памяти Мученика Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов, пострадавших за Христа в III (3) веке.
О святых воинах, — протоиерей Константин Харитонов.
7 мая. О проповеди Евангелия в радиоэфире
Сегодня 7 мая. День радио.
О проповеди Евангелия в радиоэфире, — епископ Черняховский и Славский Николай.