— Как уютно у вас, Маргарита Константиновна! А картин сколько — как в Третьяковской галерее!
— Не преувеличивайте, Владимир Николаевич! В музее выставлены подлинники живописных мастеров, а у меня — скромная коллекция репродукций. Разве что несколько портретов оригинальных — я заказывала знакомым художникам изображения своих родных.
— Вот этот пожилой мужчина с бородой на портрете, наверное, родственник ваш.
— Нет, что вы! Это типографская копия картины Василия Тропинина «Монах со свечой». Здесь темновато, я сейчас лампу включу над ней. Видите?
— Да, теперь вижу — репродукция. Но очень похож герой картины на вас — тот же проникновенный, добрый взгляд из-под очков. И внутренняя сосредоточенность, какую в наши дни редко встретишь. И даже шапка у вас похожая есть.
— У меня просто лыжная шапочка, а у монаха на голове скуфья — головной убор церковнослужителя. И хотя я благодарна вам, Владимир Николаевич, за изящный комплимент, но мне, конечно, далеко до этого просвещённого, мудрого человека.
— Скромность всегда была Вашим неизменным качеством, Маргарита Константиновна. А кто это на картине?
— К сожалению, прототип неизвестен. Картина написана в 1834 году. В то время на Руси и простецы, и образованные дворяне обращались за советами к монахам, опытным в духовной жизни. Одного из таких богомольных старцев мы и видим на картине Василия Тропинина.
— Разве можно утверждать, какими качествами обладал герой картины, если даже неизвестно, кто это?
— Во-первых, вы сами обратили внимание на доброе и умное выражение глаз человека, изображённого на полотне. Кроме того, художник в нескольких деталях раскрывает внутренний мир своего героя. Например, горящая свеча для христианина всегда имела особый символический смысл. Она знаменует причастность человека к Божественному свету. Её теплый огонёк перед иконой олицетворяет любовь верующего к Богу.
— Но персонаж картины Василия Тропинина зажёг свечу не в храме перед образом. Он просто читает книгу.
— Это тоже ключ к пониманию картины. Сам факт, что монах читает при свече, то есть поздно вечером или ночью, свидетельствует о его погружённости в богословие, в размышления о Боге.
— А что же ему днём-то не читалось?
— Подвижник весь день провёл в трудах, ведь монастырь в России девятнадцатого века — это, как правило, большое хозяйство, требующее рабочих рук. Только с наступлением темноты инок получил возможность уединиться в своей келье с книгой. Он жертвует сном, чтобы получить знания о Боге из Священного Писания или святоотеческих трудов. И эти знания вкупе с молитвой преображают его душу. Так монах становится тем старцем, который может дать верный совет сомневающемуся человеку, найти слова утешения для страдающего.
— Таким был старец Зосима в романе Достоевского «Братья Карамазовы».
— Хорошее сравнение! Прототипом старца Зосимы послужил преподобный Амвросий из монастыря Оптина пустынь. Его келья, действительно, была центром притяжения и для русской интеллигенции, и для крестьян из окрестных деревень. Он совершал своё служение чуть позже того времени, когда Тропинин писал картину «Монах со свечой». Но преподобному Амвросию предшествовали оптинские старцы Лев, Макарий, Моисей. А ещё преподобный Серафим Саровский, святитель Игнатий Брянчанинов, к которым также люди рекой текли.
— Интересно, почему же всё-таки Тропинин не указал имя персонажа своей картины?
— Наверное, художник хотел создать собирательный портрет русского монаха, запечатлеть главные общие черты подвижников — доброту, мудрость, боголюбие.
— И ему это удалось! А где сейчас находится картина «Монах со свечой?»
— Полотно хранится в Минске, в национальном художественном музее республики Беларусь. И считается одним из самых ценных его сокровищ!
Псалом 11. Богослужебные чтения
Когда я был ещё совсем ребёнком, мама давала мне «подъедать» остававшиеся взбитые для выпечки белки. О, какое же это было удовольствие — маленькой ложкой доставать кусочки ароматной белоснежной пены! Правда, одна была проблема: сколь много ни съешь этой пены, а вот чувства сытости так и не появлялось! Что сказать — баловство, да и только!
Сегодня в храмах читается 11-й псалом — смысл которого очень перекликается с опытом «пены» — давайте послушаем.
Псалом 11.
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими.
3 Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного.
4 Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый,
5 тех, которые говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»?
6 Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят.
7 Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горнИле, семь раз переплавленное.
8 Ты, Господи, сохранишь их, соблюдёшь от рода сего вовек.
9 Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились.
Оказывается, взбивать можно не только яичные белки — но и человеческие слова. Как это ни удивительно, и у них тоже есть способность «вспениваться» — заполняя собой всё доступное пространство. Особенно в нынешнее время, когда слово «воцифровилось», и мы прежде всего с ним взаимодействуем через цифровой интерфейс — слова стали множиться с такой умопомрачающей скоростью, что их перестаёшь... замечать — настолько их стало избыточно.
Пророк Давид, автор прозвучавшего псалма, противопоставляет в своём произведении «словесную пену» — которая появляется благодаря усилиям нечистых в своём сердце людей — и «слова Господни» — «слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное». Какой мощный контраст! Пена — и металл. Давайте внимательнее присмотримся.
Чем хороша пена? Эффектна. Всё собой может заполнить, если не переставать взбивать. Скрывает собой всё что угодно. Правда, ненадолго. Ну и, как говорит мой детский опыт, «пеной сыт не будешь» — в том числе и информационной.
Металл — совсем другое дело. Он тяжёл, вязок, жёсток и неудобен. Куда ни положи — везде будет «карман оттягивать». Попробуй его приспособь — сразу не поддастся, ещё как помучиться придётся — даже имея соответствующий задаче инструмент. Но и изготовленное из него может оставаться неизменным тысячелетия — если металл — благородный. Любой археологический музей — тому подтверждение: украшения, погребальные маски из золота, ритуальные сакральные предметы сохранили свой первозданный вид даже через тысячелетия!
Вот какой непростой вопрос сегодня задаёт нам пророк Давид: а слова, которые мы впускаем в свою душу, — на что больше похожи — на пустопорожнюю пену — или же всё же они ближе к благородному металлу, не особо комфортному — но на который всегда можно надёжно опереться?..
Послание к Колоссянам святого апостола Павла
Кол., 250 зач., I, 12-18.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Среди предметов, которые преподаются в семинариях, есть тот, который можно назвать наиболее важным — это догматическое богословие. У богословия много разделов, изучать его непросто, ведь приходится заучивать наизусть массу непростых для восприятия текстов. Однако основная сложность состоит в том, что далеко не всегда понятно, каким образом догматическое богословие соотносится с реальной жизнью и каким образом одно влияет на другое. Давайте послушаем звучащий сегодня во время литургии в православных храмах отрывок из 1-й главы Послания святого апостола Павла к Колоссянам и поразмышляем о связи богословия и жизни.
Глава 1.
12 благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете,
13 избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,
14 в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,
15 Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;
16 ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано;
17 и Он есть прежде всего, и все Им стоит.
18 И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство
Только что мы услышали один из христологических гимнов апостола Павла. Услышали, что святой апостол возвестил веру в искупление и прощение грехов Кровью Христовою, услышали также о том, что Христос предвечно рождён Богом-Отцом, и что Им — то есть Христом — всё создано, Он — прежде всего, и всё, что существует, существует Им и благодаря Ему.
Что же означают эти возвышенные слова апостола Павла в практическом смысле?
Прежде всего, они говорят о том, что верующему во Христа человеку нечего бояться в этом мире. Да и в любом другом мире тоже. Единственное исключение — это наши собственные грехи, ведь только они могут отторгнуть нас от единства со Христом.
В то время, когда весь мир с содроганием сердца наблюдает за движением звёзд, знаками зодиака, курсом валют, котировками акций, ценами на нефть, развитием искусственного интеллекта, новыми видами оружия, то есть за всем тем, что составляет основу информационного потока, христианин может быть совершенно спокоен: вне Христа нет никакой жизни, и любые пугающие явления — во власти Христа, они есть постольку поскольку Христос позволяет им быть. Да, конечно, есть воля человека, есть то, на что нет и не может быть Христова благословения, но если мы вчитаемся в послания апостола Павла, то мы увидим непоколебимую веру в то, что даже зло Господь попускает ради конечного блага человека.
У первого поколения христиан не было никакого «зазора» между их верой и практикой жизни. Те апостольские слова, которые сегодня прозвучали, не были составлены в кабинетной тиши, они не были плодом научных изысканий, Павел рассказал о собственной вере, которой он научился от Самого Христа, и которая была подтверждена жизнью святого апостола.
Павел, как мы помним, и в самом деле ничего не боялся. Он жил Христом и со Христом, а потому ему не были страшны какие бы то ни были иные силы. Об этом святой апостол написал прекрасные возвышенные слова: «Я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38–39).
Дай Бог, чтобы и мы сумели обрести такую веру во Христа, которая освободила бы нас от всех видов страха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Доброму дому» и онкобольным детям нужна помощь

Среди тысяч гостиниц в Москве есть одна особенная. Её постояльцы не платят за проживание и более того, получают там помощь. Это «Добрый дом» — первая в России благотворительная гостиница для онкобольных детей, а также их близких. Одновременно в ней находятся десятки семей из разных регионов, у которых нет возможности снимать жильё в Москве на длительное время. Для них «Добрый дом» — островок спокойствия, где есть домашний уют, продукты, нужные вещи, и, главное, поддержка.
Среди тех, кто делает жизнь постояльцев «Доброго дома» радостнее — волонтёры. Например, шестнадцатилетний Феликс Оганов. Школьник узнал об этом проекте от своих родителей, и тоже захотел ему помогать. Он сам организует для онкобольных детей игры, праздники и увлекательные занятия, привозит для них полезные гостиницы. К волонтёрству Феликс приобщает и одноклассников. Недавно они провели в «Добром доме» предновогодний мастер-класс. Ребята вместе с детьми мастерили ёлочные игрушки, создавая праздничное настроение. Такие события дарят маленьким пациентам позитивные эмоции и отвлекают от тех неприятностей, которые доставляет болезнь.

«Волонтёрство — не подвиг, а норма», — считает молодой человек. Несмотря на учёбу и спорт, он находит время на помощь другим, подтверждая, что добро может стать частью повседневной жизни.
Если вы тоже хотите делиться теплом и радостью, присоединяйтесь к волонтёрам проекта «Добрый дом» и помогайте онкобольным детям своим личным участием. Также поддержать подопечных благотворительной гостиницы можно прямо сейчас, оставив любой денежный перевод на сайте «Доброго дома».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











