— Андрей, посмотри в окно — дождь пошёл! Настоящий ливень. А ведь я перед нашим выездом в Калугу проверил прогноз погоды — обещали ясный день. Я и зонт с собой не взял. Видимо, придётся нашу прогулку по городу отложить и задержаться в Музее изобразительных искусств.
— Я не против! Тем более, что мы не всё успели посмотреть. Например, здесь есть замечательная картина художника Константина Юона «Провинция. Город Торжок». Вот, кстати, и она. Погода на ней явно лучше, чем за окном...
— Я бывал в Торжке. Славный городок — тихий, уютный.
— Интересно, что сам Константин Фёдорович Юон был коренным москвичом, но признавался, что его всегда манил к себе патриархальный мир русской провинции с её особыми красками, архитектурой и людьми. Картину «Город Торжок» он написал около 1914 года, после путешествия по старинным городам — художник побывал в Угличе, Нижнем Новгороде, Ростове Великом.
— И в Торжке.
— Да. Как рассказывал живописец, Торжок очаровал его своей пестротой и архитектурной разнородностью. Константин Юон запечатлел город ранней весной. Обрати внимание, как живо он изобразил мокрую от распутицы дорогу, подтаявший снег, из-под которого местами уже показалась земля.
— Я как будто чувствую свежий, чистый воздух этого ясного весеннего дня! Картина такая радостная, светлая. Кажется даже, что люди, которые идут по дороге, улыбаются, хотя их лиц и нельзя рассмотреть.
— Современники не случайно называли Константина Юона певцом радости. Он и сам говорил, что всегда хотел писать картины, как пишутся песни — о жизни, об истории народа, о природе, о древних русских городах. В работах Юона много ярких акцентов, солнца. Художник признавался, что главный источник его вдохновения — это Божественная непреходящая красота и её волшебный свет в красках неба и природы.
— Да-да, я ведь читал мемуары Юона. Запомнилась одна любопытная история. Однажды художник зашёл в церковь, где работали реставраторы. И стал свидетелем того, как древнюю икону освобождали из-под многолетнего налёта копоти. Юон писал, что на его глазах из-под черноты вдруг открылось удивительное сияние. По признанию живописца, чувство Божественного света, которое он тогда испытал, стало своеобразным маяком, который всю жизнь освещал его творчество.
— Может быть, поэтому Константин Михайлович так любил рисовать храмы. Даже на его полотнах советского периода светятся купола Троице-Сергиевой Лавры и других древних монастырей. Да и на картине «Провинция. Город Торжок» можно увидеть сразу несколько церквей.
— Мне кажется, одну из них я даже узнаю — вот эту, пятиглавую, с небольшими зелёными маковками. Похоже, что это церковь Георгия Победоносца — она, кстати, сохранилась до наших дней.
— А рядом с ней, если не ошибаюсь, один из храмов Борисоглебского монастыря. Купола церквей словно парят над городом, над разноцветными крышами домов. Мне даже слышится колокольный звон, плывущий в весеннем воздухе.
— Да, картина действительно оживает!
— Смотри-ка, Виктор, пока мы разговаривали, дождь закончился! Опять светит солнце. Можно отправляться на экскурсию по городу.
— Замечательно! Посмотрим Калугу — давненько я здесь не бывал. Ну, а благодаря художнику Константину Юону и Калужскому музею изобразительных искусств, мы с тобой сегодня ещё и по весеннему Торжку начала ХХ века прогулялись!
Картину Константина Юона «Провинция. Город Торжок» можно увидеть в Калужском музее изобразительных искусств.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер