— Андрей, посмотри в окно — дождь пошёл! Настоящий ливень. А ведь я перед нашим выездом в Калугу проверил прогноз погоды — обещали ясный день. Я и зонт с собой не взял. Видимо, придётся нашу прогулку по городу отложить и задержаться в Музее изобразительных искусств.
— Я не против! Тем более, что мы не всё успели посмотреть. Например, здесь есть замечательная картина художника Константина Юона «Провинция. Город Торжок». Вот, кстати, и она. Погода на ней явно лучше, чем за окном...
— Я бывал в Торжке. Славный городок — тихий, уютный.
— Интересно, что сам Константин Фёдорович Юон был коренным москвичом, но признавался, что его всегда манил к себе патриархальный мир русской провинции с её особыми красками, архитектурой и людьми. Картину «Город Торжок» он написал около 1914 года, после путешествия по старинным городам — художник побывал в Угличе, Нижнем Новгороде, Ростове Великом.
— И в Торжке.
— Да. Как рассказывал живописец, Торжок очаровал его своей пестротой и архитектурной разнородностью. Константин Юон запечатлел город ранней весной. Обрати внимание, как живо он изобразил мокрую от распутицы дорогу, подтаявший снег, из-под которого местами уже показалась земля.
— Я как будто чувствую свежий, чистый воздух этого ясного весеннего дня! Картина такая радостная, светлая. Кажется даже, что люди, которые идут по дороге, улыбаются, хотя их лиц и нельзя рассмотреть.
— Современники не случайно называли Константина Юона певцом радости. Он и сам говорил, что всегда хотел писать картины, как пишутся песни — о жизни, об истории народа, о природе, о древних русских городах. В работах Юона много ярких акцентов, солнца. Художник признавался, что главный источник его вдохновения — это Божественная непреходящая красота и её волшебный свет в красках неба и природы.
— Да-да, я ведь читал мемуары Юона. Запомнилась одна любопытная история. Однажды художник зашёл в церковь, где работали реставраторы. И стал свидетелем того, как древнюю икону освобождали из-под многолетнего налёта копоти. Юон писал, что на его глазах из-под черноты вдруг открылось удивительное сияние. По признанию живописца, чувство Божественного света, которое он тогда испытал, стало своеобразным маяком, который всю жизнь освещал его творчество.
— Может быть, поэтому Константин Михайлович так любил рисовать храмы. Даже на его полотнах советского периода светятся купола Троице-Сергиевой Лавры и других древних монастырей. Да и на картине «Провинция. Город Торжок» можно увидеть сразу несколько церквей.
— Мне кажется, одну из них я даже узнаю — вот эту, пятиглавую, с небольшими зелёными маковками. Похоже, что это церковь Георгия Победоносца — она, кстати, сохранилась до наших дней.
— А рядом с ней, если не ошибаюсь, один из храмов Борисоглебского монастыря. Купола церквей словно парят над городом, над разноцветными крышами домов. Мне даже слышится колокольный звон, плывущий в весеннем воздухе.
— Да, картина действительно оживает!
— Смотри-ка, Виктор, пока мы разговаривали, дождь закончился! Опять светит солнце. Можно отправляться на экскурсию по городу.
— Замечательно! Посмотрим Калугу — давненько я здесь не бывал. Ну, а благодаря художнику Константину Юону и Калужскому музею изобразительных искусств, мы с тобой сегодня ещё и по весеннему Торжку начала ХХ века прогулялись!
Картину Константина Юона «Провинция. Город Торжок» можно увидеть в Калужском музее изобразительных искусств.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.