— Андрюша, я знаю твою большую любовь к живописи, но не думала, что ради картины ты способен из Москвы отправиться в Нижний Тагил!
— Аллочка, ну, не преувеличивай. Ты же знаешь, что в Нижнем Тагиле у меня и другие дела есть. Кстати, то, что ты решила поехать со мной — просто замечательно. Но должен признаться — полотно художника Владимира Лукича Боровиковского «Иов и его друзья» я действительно давно хотел увидеть.
— Вот поэтому мы первым делом и отправились с тобой в Нижнетагильский музей изобразительных искусств. Что ж, и мне не терпится взглянуть на картину.
— Вот и она! Посмотри, какие краски, какой свет...
— Да... Сразу виден мастер от Бога.
— Именно! Трудно поверить, но у Боровиковского даже не было академического художественного образования — переехав в Петербург, он брал лишь частные уроки, правда, у самых известных мастеров. А первым учителем Владимира Лукича стал его собственный отец, который был иконописцем. В юные годы Боровиковский расписывал храмы у себя на родине, в малороссийском Миргороде. А позже, уже в Петербурге, работал над фресками Казанского собора, писал образа́ для иконостаса церкви на Смоленском кладбище.
— То есть он был не только выдающимся портретистом, каким многие привыкли его считать?
— Не только! Хотя творческая жизнь Боровиковского и сложилась так, что он стал, можно сказать, придворным живописцем. Не раз писал портреты императрицы Екатерины Великой, императора Павла Первого и высокопоставленных вельмож. Но любимыми темами художника всегда оставались сюжеты из Священного Писания.
— На картине «Иов и его друзья» мы как раз и видим один из них.
— Да, здесь перед нами один из эпизодов ветхозаветной Книги Иова. Ты ведь помнишь её содержание?
— Хорошо помню! Я её летом перечитывала. На меня столько проблем свалилось, и я не понимала: ну, за что Бог мне такие испытания посылает?! И ты посоветовал мне поискать ответ на этот вопрос в Книге Иова.
— Согласись, в древней Северной Аравии за две тысячи лет до рождества Христова, когда жил Иов, проблемы решались не так быстро как в современной Москве. К тому же Иову всё-таки пришлось похуже, чем тебе. Бог даровал ему богатство, большую семью. И вот в одночасье Иов лишился всего: потерял имущество и детей, заболел проказой. Но праведник не роптал на Бога. Он говорил: Господь дал — Господь взял, неужели доброе мы будем принимать от Господа, а злое — не будем принимать?
— Однако, когда страдания Иова превзошли всякую меру, он всё же не выдержал. И обратился напрямую к Богу, вызывая Его на разговор.
— Да, и это, кстати, произошло как раз после того, как к несчастному, покрытому язвами, лежащему в грязи Иову, пришли трое его друзей.
— На картине лица у них такие озадаченные. Один сидит, подперев рукою голову. Другой в задумчивости приложил палец к губам. А третий, кажется, и вовсе схватился за сердце.
— Ещё бы — ведь они сочувствуют другу. Они пришли его утешить.
— Правда, это у них очень своеобразно получилось.
— Да, друзья только «подлили масла в огонь». Стали говорить, что раз уж Бог послал Иову такие горести, то, значит, это заслуженное наказание, и в чём-то Иов согрешил. То есть, буквально сказали страдающему другу — мол, сам виноват. Но в том-то и дело, что никакой вины, никакого греха за Иовом не было. Он был праведным, непорочным и богобоязненным человеком. Вот почему он не выдержал и после таких речей своих друзей прямо обратился к Богу.
— На полотне Боровиковского Иов смотрит в небо глазами, полными слёз. Но в них совсем нет ненависти к Богу, нет упрёка или ропота. Только мольба о том, чтобы Господь ответил ему.
— Более того, Иов называет Бога, пославшего ему страдания, своим Заступником. А ещё он произносит слова, которые стали пророчеством о Христе и Воскресении: «Знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха... и я во плоти моей узрю́ Бога».
— Ну и, наконец, история Иова — это наглядный пример Божьего промысла. То есть, если Бог посылает нам испытания, беды, болезни и страдания, это вовсе не означает, что Он желает нас за что-то наказать. Часто таким образом Господь хочет, чтобы человек обратился к Нему.
— И Бог обязательно ответит, как ответил он Иову. Посмотри, небо на картине чёрное, затянутое тучами, из которых сверкают молнии. В Библии написано, что Господь заговорил с Иовом «из бури». Я думаю, что на полотне изображён как раз тот переломный момент, когда Бог решил ответить страдающему праведнику.
— То есть, ещё секунда — и Иов услышит голос самого Бога... Боровиковскому потрясающе удалось передать красками на холсте атмосферу этого момента: одновременно и напряжение, и трепет, и величие. Здесь чувствуется уже не просто мастерство художника, а что-то большее.
— Может быть, Божья помощь? Владимир Лукич никогда не приступал к работе над духовными сюжетами без молитвы. Племянник живописца, Иван Боровиковский, вспоминал, что, приготовив чистый холст, художник сначала читал вслух Библию. И только после этого брался за кисть.
— Андрей, знаешь — теперь, когда я увидела картину Владимира Боровиковского «Иов и его друзья», могу сказать: даже если бы ты действительно приехал в Нижний Тагил только из-за неё, я бы тебя поняла!
Картину Владимира Боровиковского «Иов и его друзья» можно увидеть в Нижнетагильском музее изобразительных искусств.
«Интеллигенция и Православная Церковь в XIXв.» Федор Гайда
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор исторических наук, доцент кафедры истории России XIX — начала XX веков исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Федор Гайда.
Мы говорили об отношении образованных людей в России в XIX веке к Православной Церкви, о взглядах интеллигенции на религиозность и церковную жизнь и как это повлияло на дальнейшую историю страны и Русскую Церковь. Также разговор шел об истории появления термина «интеллигенция» и с какими людьми он соотносился, о самых ярких их представителях в России XIX века и почему кто-то из них сохранял веру и церковность, а кто-то отказывался от Бога.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Поддержим храм Архангела Михаила в Смоленской области

В деревне Зарубинки Смоленской области посреди чистого поля стоит величественный храм Архангела Михаила, который сегодня обретает былую красоту. Рядом с ним есть сад, жилые корпуса, пасека и коровник. Всё это созидается трудами маленькой монашеской общины.
Сто лет назад в Зарубинках жили больше полутора тысяч человек. На службы в местный храм съезжались люди из окрестных деревень. В советское время от Смоленска до Витебска было всего две действующих церкви и одна из них — Архангела Михаила. За время гонений она изрядно пострадала, лишилась колокольни и внутреннего убранства. Ближе к 90-м годам деревня совсем опустела, и храм закрыли. Годы шли и здание превратилось в аварийное.
В 2018 году возрождать святыню и приход сюда направили иеромонаха Феодосия. Трудами священника и его помощников храм Архангела Михаила стал возвращаться к жизни. Со временем вокруг него образовалась монашеская община, появились свой сад и хозяйство. Ежедневно в церкви совершаются богослужения, а в перерывах каждый насельник скита занят своим делом. Священник Феодосий пасёт коров и ухаживает за пасекой, а другие следят за порядком, решают бытовые задачи, делают творог, сыр и масло. Место, которое казалось безнадёжно забытым, обретает новую жизнь. В возрождение храма и развитие скита вносят свою лепту и верующие люди. Они приезжают в деревню Зарубинки из ближайших селений и Смоленска.
Благодаря совместным усилиям у храма Архангела Михаила появились крепкая кровля и надёжные окна, новые купола, колокольня, иконостас, престол и церковная утварь. А сейчас важно отремонтировать и утеплить здание изнутри. Помочь храму в Смоленской области можете и вы. Для этого переходите на сайт фонда Архангела Михаила.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Волонтёрская помощь для незрячих и слабовидящих детей
Фонд «Провидение» помогает детям с нарушениями зрения со всей России — оплачивает лечение и реабилитации, а ещё оказывает волонтёрскую помощь. Фонд развивает проект «Совместная забота». Сейчас он действует в трёх городах — Москве, Смоленске и Симферополе. В рамках проекта волонтёры фонда регулярно навещают незрячих и слабовидящих детей дома, в больницах, интернатах, школах и детских садах. Проводят с ними время, помогают в бытовых делах, гуляют, организуют творческие занятия, игры, экскурсии и не только.
10-летняя София вместе с папой и мамой живёт в Симферополе. Помимо проблем со зрением, у неё множество диагнозов, поэтому девочка нуждается в постоянном уходе и присмотре. Недавно глава семьи уехал на длительное лечение в другой город, и Елене, маме Сони, стало трудно справляться со всеми заботами одной. «Именно в этот критический момент я обрела бесценную поддержку волонтёров», — делится Елена. Они проводят время с девочкой, что даёт возможность маме заняться делами. Например, сходить в магазин за продуктами, спокойно приготовить обед или навести порядок дома. Волонтёры всегда готовы выслушать и поддержать Елену морально. «Это больше, чем помощь — это дружеское участие», — говорит она.

Проект «Совместная забота» объединяет отзывчивых людей, всех кто готов делиться с другими временем, умениями и теплом своего сердца. Они становятся настоящей опорой для семей в трудный момент, дарят незрячим и слабовидящим детям радость, а их родителям — колоссальную поддержку.
Присоединяйтесь к волонтёрам фонда «Провидение» и проекту «Совместная забота». О том, как это сделать, узнайте на сайте фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











