— Извините пожалуйста! Вы не могли бы на минутку отойти чуть в сторону от картины? Мне нужно кое-что записать, а издалека я не вижу деталей.
— Разумеется! Пожалуйста, подходите ближе. А можно поинтересоваться — вы, наверное, студент художественного училища?
— Нет, я в архитектурно-строительном университете учусь. У меня курсовая на тему древнего зодчества. Я решил написать про Вознесенский Печерский монастырь. Он ведь старинный, в 14 веке был основан. Многое там отреставрировано уже в наши дни. Но в целом облик сохранился. Я там недавно побывал — чудесное место! А сюда прийти мне преподаватель посоветовал. Сказал — сходи в наш Нижегородский художественный музей. Там есть полотно Саврасова, на котором Печерский монастырь запечатлён таким, каким он был во второй половине 19 века. Кажется, преподаватель эту картину имел в виду.
— Уверен, что именно эту. Она называется «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода». Алексей Кондратьевич Саврасов написал её в 1871 году.
— Так... Записываю. Собор белокаменный, пятиглавый. Колокольня шатровая. Портик, кажется, с колоннами. Жаль, не все детали отчётливо видны...
— И в этом нет ничего странного. Саврасов очень любил и часто писал храмы, соборы и монастыри. Но, как мне кажется, в данном случае он не ставил себе цели досконально показать все архитектурные достоинства древней обители. Замысел полотна, очевидно, в другом.
— А в чём? Вы знаете историю этой картины? Может быть, мне для курсовой пригодится. Да и просто — очень интересно.
— Да, кое-что я могу о ней рассказать. В 1870-м году Саврасов вместе с семьёй проводил отпуск на Волге. Художник полюбил живописные виды Поволжья, которые так и просились на холст. Первым полотном этого волжского периода как раз и стала картина «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода».
— А чем этот пейзаж вдохновил художника? Вроде бы, в нём нет ничего особенного. Пасмурный ветреный день. Широкая гладь Волги. Небо в облаках, косогор с берёзами. На первом плане — деревянные домишки. А сам монастырь где-то в отдалении, ближе к линии горизонта. Сюжет картины, в сущности, простой, а на душе становится светло и возвышенно.
— Современники Саврасова отмечали одухотворённость и тонкий лиризм композиции. Картина была удостоена первой премии конкурса, организованного Обществом поощрения художников. Уверен, что Алексей Кондратьевич хорошо знал и историю Вознесенского Печерского монастыря.
— А я тоже её знаю! В 1332 году обитель основал святитель Дионисий Суздальский. И началась она с пещеры, которую святой, тогда ещё простой монах, выкопал и сделал своей монашеской кельей.
— Спустя три года святитель Дионисий заложил первую церковь будущего монастыря — Вознесенскую. Печерский монастырь славен тем, что именно здесь одним из его обитателей — монахом Лаврентием — был создан древнейший летописный свод — Лаврентьевская летопись.
— Удивительно, что обитель сохранилась до наших дней. Ведь в 1924 году советская власть закрыла монастырь. Его строения переоборудовали под жилые помещения, а в одном из них даже размещался кинотеатр.
— Да, древнему монастырю многое пришлось пережить на своём веку.
— Чем дольше я смотрю на полотно, тем явственнее становится один любопытный эффект. Домики, кусты, деревья — всё это написано в тёмных, коричневатых тонах. И лишь монастырь изображен белоснежно-золотистым, как будто только на него падает пробивающийся сквозь облака солнечный свет. Может быть, мне это просто кажется?
— Нет-нет, вы совершенно правы! Этот художественный приём как бы подчёркивает контраст между обыденным миром, где люди заняты своими будничными делами, и миром духовным, где светит горний свет: миром монастыря, за стенами которого люди оставляют житейские попечения.
— Я думаю, благодаря монастырю пейзаж выглядит умиротворяюще. Древняя обитель придаёт полотну значимость и смысл. Сейчас я понимаю, почему несмотря на то, что на картине она занимает совсем небольшое место, полотно называется именно так: «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода». Теперь я знаю, о чём напишу в своей курсовой.
Картину Алексея Саврасова «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» можно увидеть в Нижегородском художественном музее.
8 июня. О подвиге мученика Георгия Нового

Сегодня 8 июня. День памяти мученика Георгия Нового, пострадавшего за Христа в Софии в 1515 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святого Георгия Нового оклеветали перед властями предержащими, обвинив в том, что он будто бы обещал принять ислам, но передумал и тем самым отрёкся. Это произошло в Софии в 1515 году. Святого били палками, много пытали, держали под арестом, а затем сожгли живьём. Даже прославление мученика во святых приходилось долгое время держать в тайне.
Овладев Константинополем, Османская империя стремительно расширяла свои владения и подчиняла себе всё новые и новые территории. До появления новой грозной северной силы, как османы воспринимали Российскую империю, которая с помощью Бога и волей благоверных правителей стала восходить от силы в силу и в итоге потеснила османов и защитила православных, оставалось ждать ещё два столетия.
Блаженны кроткие в зримой беспомощности своего христианского свидетельства, новые мученики Церкви Христовой, Георгий и иные многие стали живой молитвой о будущем освобождении своих собратьев по вере на исконно христианских землях.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 июня. О социальном служении Церкви

Сегодня 8 июня. День социального работника.
О социальном служении Церкви — протоиерей Константин Харитонов.
Уже от основания Церкви православные христиане всегда в первую очередь стремились к тому, чтобы послужить ближнему: накормить, напоить, одеть, обуть. Социальное служение Церкви — это и есть самое главное проявление любви христианина, не просто на словах, а именно в действии.
Поэтому, когда Господь придёт судить мир, Он спросит нас именно об этом: о том, как мы послужили ближнему. Напоили ли жаждущего, накормили ли голодного, одели ли человека бездомного, не имеющего одежды, посетили ли человека в темнице и так далее.
Именно Господь часто является нам в образе этих страждущих людей. И всякий, кто послужит ближнему, он послужит Господу Богу. Так Сам Господь определил.
Поэтому каждый христианин не просто должен, он обязан жить в служении ближнему: в малом, великом, хоть в чём-то стараться помогать.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 июня. О духовном смысле праздника Святой Троицы

Сегодня 8 июня. День Святой Троицы.
О духовном смысле праздника — игумен Назарий Рыпин.
В этот день мы празднуем сошествие Святого Духа на апостолов, и это является началом существования нашей Новозаветной Церкви о рождении.
И именно поэтому в этом явлении Духа Святого нам открывается полнота бытия Святой Троицы, потому что лицо Бога Отца и лицо Сына Божьего открыты были уже апостолам, они осознавали это, но откровение о Святом Духе для них было ещё пока закрытым, неосознанным ими, не пережитым, и только теперь, в явлении схождения Святого Духа на них, для них открывается эта полнота и торжество Святой Троицы, к жизни которой они теперь способны быть причастны, и, как и мы все, так же в теле Церкви, в её бытии, причастности к ней.
Все выпуски программы Актуальная тема