
Я прочитаю вам сейчас одно стихотворение, созданное осенью 1973-го года. Автору этих стихов шёл тогда тридцать пятый год, а я отправился в первый класс начальной школы...
За вагонным окном — Россия.
Под снегами поля пустые,
Над полями ветер застыл,
Над полями серое небо.
Никогда я прежде здесь не был,
Только кажется — будто был.
Только кажется — шёл с котомкой
Через поле, через позёмку,
Только кажется, что лежал
На холодном на этом поле,
Автомат сжимая до боли,
И от танков воздух дрожал.
Только кажется — ехал шагом
По замёрзшим мелким оврагам,
Как охотничий жребий вёл,
Или, может быть, в чёрной рясе
На погост у деревни Грязи
Отпевать покойника брёл.
И, наверное, через столетья
Снова вспомню минуты эти,
Восстановится связь времён,
Вспомню тихое серое небо,
И поля, покрытые снегом,
И стихи, и пустой вагон.
«За вагонным оконном — Россия...», 1973 год, осень.
Автор стихотворения — Александр Недоступ, долгие годы известный многим москвичам как чудесный врач-кардиолог, председатель Общества православных врачей России.
Маленькая, почти «самиздатовская» книжечка стихотворений Александра Недоступа под простым названием «Из разных лет» (Москва, 1998) встретилась мне в те дни, когда я помогал разбирать домашнюю библиотеку поэтессы Инны Лиснянской, с которой близко дружил.
В разные годы она с необыкновенной нежностью рассказывала мне о докторе Недоступе, который лечил её сердце и был её другом.
Александр Викторович вообще издавна был славен в писательской среде как — если можно так выразиться — «пастырь-врач».
Своим многолетним служением, — а по-другому тут и не скажешь, — он воплощал полузабытый образ доброго доктора из каких-то старинных времён, когда земский врач был почти членом семьи.
Найдите время, почитайте его глубокие, интересные интервью на православных сайтах. В интернете есть и видеозаписи бесед с ним.
Редко и неохотно говоря о личном творчестве, Александр Викторович Недоступ предпочитал пользоваться словом «стихотворец».
А между тем — он настоящий поэт, со своим голосом и темой. Со своим звуком.
... Прощаясь, я прочитаю вам ещё одно осеннее стихотворение православного врача-кардиолога и русского поэта — Александра Недоступа.
Оно посвящено актрисе Наталии Журавлёвой и называется — «Крестины».
Осенняя пожухлая трава,
День неприметный после Покрова,
И суета, и шум вокруг купели.
Торжественные, чудные слова
За гомоном слышны едва-едва,
Распеленать младенца не успели...
А пастырь грузоват — отец Максим,
И рослый парень трусит перед ним,
И, запинаясь, «Верую» читает,
Над ними голубой кадильный дым
Стоит священным облаком седым
И у дверей крещальни тихо тает.
Но вот поют: «Елицы во Христа...»,
А даль небес сурова и чиста,
Рябинный куст так нестерпимо ярок,
И куполов старомосковский блеск,
И голубиных крыльев белый плеск,
И всё вокруг— как радость и подарок.
Александр Недоступ, «Крестины», 1980-й год
Все выпуски программы Рифмы жизни
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема