
Фото: Kévin et Laurianne Langlais/Unsplash
С сожалением приходится признать, что в христианском мире сегодня нет единства. В настоящее время имеется огромное количество людей (порядка двух миллиардов), которые называют себя христианами, но к Православной Церкви не принадлежат. Среди многочисленных христианских сообществ, не имеющих общения с Православием, находится и Коптская церковь. Коптами принято называть потомков древних египтян, которые в отличие от арабов и являются настоящим историческим населением Египта. Слово «копт» образовано от древнегреческого названия Египта — «Айгюптус». До пятого века копты были православными, а затем в силу конфликта с другими православными христианами отделились и образовали собственную церковь.
Христианство в коптской традиции очень своеобразно и имеет множество самобытных традиций. Одна из них — заимствованный из иудаизма или ислама обычай мужского обрезания. Впрочем, не только этим знаменита Коптская церковь. Благодаря ей вплоть до наших дней сохранились древние святые места. Например, монастырь святого Антония Великого, основанный еще в третьем веке и находящийся в 300 километрах к югу от Каира.
Антоний Великий, живший на рубеже 3 и 4 веков, почитается и коптами, и православными христианами как основатель монашества. Святой Антоний стал первым христианином, удалившимся от мира и ставшим жить в одиночестве, посвященном Богу. Коптский монастырь расположен как раз в том месте, где святой Антоний провел в молитвенном подвиге последние годы своей жизни.
Раз в году — 17 января — коптскую обитель с целью почтить память святого Антония посещают православные христиане Египта — русские, арабы и греки. Из-за имеющейся разницы в богословии православные не могут участвовать в коптском богослужении. Но они с большим почтением заходят в главный храм обители, посвященный святому Антонию, который, как верят копты, расположен на месте погребения подвижника.
Но главным местом паломничества для православных является все же не сам монастырь, а горная пещера, расположенная над ним. В этой пещере святой Антоний прожил последние 40 лет своей жизни и умер в возрасте 105 лет. Увидеть пещеру святого Антония Великого можно только после того, как пройдешь более километра вдоль скал. Далее надо подняться по лестнице, насчитывающей более 1100 ступеней. Большая часть паломников отваживается на это восхождение только в день памяти святого Антония. В пещере сегодня имеется часовня. Коптские монахи совершают здесь богослужение раз в году. Но посещают часовню регулярно — часто из аскетических соображений. Начальник монастыря, игумен, бывает, дает какому-то монаху послушание преодолеть трудный путь туда и обратно в течение дня, чтобы тот поборол в себе греховные желания.
Особенно коптский монастырь святого Антония любят посещать русские паломники. Это не новомодное явление. О коптской обители в нашей стране знали еще до революции. В нашей Церкви в начале 20-го века имелись ожидания, что именно личность святого Антония как-то поможет преодолеть многовековой раскол между православными и коптами. Будем надеяться — это когда-нибудь произойдет.
Все выпуски программы Вселенная православия
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема