Преподобный Антоний Киево-Печерский. Часть 1.
Антоний Печерский родился в 983 году недалеко от Чернигова. Еще в юности он посетил Палестину, на обратном пути принял монашеский постриг на Афоне и прожил там несколько лет. В 1028 году вернулся в Киев, жил отшельником на Берестовой горе, в пещере, которую выкопал Иларион, будущий митрополит Киевский. Аскетический подвиг святого Антония привлекал к нему людей. Некоторые приходили за благословением, другие хотели жить рядом с преподобным. Первыми учениками Антония стали Никон и Феодосий - так начала образовываться Киево-Печерская лавра. Когда на горе собралось двенадцать монахов, они выкопали большую пещеру, в которой устроили церковь, трапезную и отдельные кельи. Эти сооружения в настоящее время сохранились в Дальних пещерах Лавры. После этого Антоний удалился из обители, выкопал новую пещеру и ушел в затвор. Однако рядом с ним вновь стали селиться иноки. Так образовались Ближние пещеры Лавры. Ещё при жизни Антония игуменом образованной им обители стал преподобный Феодосий. Последние годы жизни преподобный Антоний провел в уединении, полностью устранившись от управления монастырём. Умер Антоний в 1073 году. Мощи преподобного не обретены по сей день.
Преподобный Антоний Киево-Печерский. Часть 2.
Жизнь преподобного Антония Киево-Печерского озарила русскую землю красотой монашеского подвига. Живя в отшельничестве в пещере, он с любовью принимал всех, кто стремился к иночеству, терпеливо наставлял и совершал над желающими монашеский постриг. Когда число учеников преподобного Антония достигло ста человек, великий киевский князь Изяслав подарил инокам гору, где вскоре был выстроен большой храм и кельи, а вокруг поставлен частокол. Так образовалась обитель, которая была названа Печерской, как основанная над пещерами. Этот монастырь стал первым духовным центром Руси. Преподобный Антоний известен своими чудесами. Однажды Пресвятая Богородица предстала ему и преподобному Феодосию во Влахернском храме, куда они чудесно были восхищены, не отлучаясь от Печерского монастыря. Во время этого явления Антоний получил от Матери Божией золото, чтобы нанять мастеров-каменщиков для возведения храма в Печерской обители. Матерь Божия предсказала преподобному Антонию и час его кончины, которая случилась на девяностом году его жизни.
Антон Чехов «Три сестры» — «Искусное притворство»

Фото: Piqsels
Самообман бывает очень искусным. Особенно, когда обманываемся мы насчёт своих собственных душевных качеств. Антон Павлович Чехов в пьесе «Три сестры» дал иллюстрацию подобному душевному камуфляжу.
Главные героини пьесы — сёстры Ирина, Маша и Ольга, тонкие, умные, чуткие девушки, живут мечтой уехать из провинциального городка в Москву. Их брат Андрей недавно женился на Наташе, которая исподволь старается выжить сестёр из дома. Казалось бы, всё просто. Сёстры — хорошие, Наташа — плохая. Но вот один из эпизодов пьесы «Три сестры» побуждает задуматься.
Старая няня Анфиса, устав, присаживается. Наташа гневно кричит: «При мне не смей сидеть! Встань! Ступай отсюда!» Няня выходит, Ольга взволнованно говорит: «Наташа, ты сейчас так грубо обошлась с няней. Пойми, милая... я не переношу этого. Подобное отношение угнетает меня, я заболеваю...». Няню Ольга упоминает лишь вскользь. Монолог — весь про саму Ольгу, про её переживания. Но, возможно, трагедия трёх сестёр заключается не в том, что им не удаётся уехать в Москву? Не скрываются ли под их тонкой душевностью самые обыкновенные чёрствость и душевная глухота? А если преодолеть эту чёрствость, то может и свой родной провинциальный городок покажется раем?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема







