
Апостол Павел
Евр., 316 зач., VII, 7-17.
Глава 7.
7 Без всякого же прекословия меньший благословляется большим.
8 И здесь десятины берут человеки смертные, а там — имеющий о себе свидетельство, что он живет.
9 И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину:
10 ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.
11 Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, ибо с ним сопряжен закон народа, то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?
12 Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.
13 Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.
14 Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.
15 И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной,
16 Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.
17 Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение из послания к Евреям, на первый взгляд, выглядит очень запутанным и непростым. Напрямую в нём не говорится о добре и зле, правильном и неправильном поведении, что было бы понятно и интересно всем. Вместо этого апостол обращается к реалиям, осмыслить которые способен только тот, кто хорошо знаком с ветхозаветной историей. И хотя он действительно в первую очередь обращается к людям иудейской культуры, но цель его не только в том, чтобы изменить их мировоззрение. Это чтение не случайно читается в праздник Сретения, ведь оно оказывается важным для каждого из нас.
Одна из центральных тем всего послания — обоснование особенного священнического статуса Иисуса Христа. Для апостола это важно, потому что священник в культуре Израиля — это тот, кто предстоит перед Богом от лица народа, кто приносит жертвы, обеспечивая тем самым поддержание завета. При этом Павел сталкивается с очевидной трудностью, ведь по закону священниками могли быть только потомки Левия, а первосвященниками потомки Аарона, в то время как Христос происходил из колена Иудина. Для того, чтобы эту трудность преодолеть, апостолу мало просто сказать, что Христос является священником просто по факту Своего жертвенного служения и обновления Завета. Мировоззрение людей иудейской культуры было настолько укоренено в Писании, что подобные мысли требовали обоснования через обращение к текстам. Необходимо было привести пример, который придавал бы рассуждениям апостола легитимность, что он и делает, когда обращается к образу Мелхиседека. Это царь Салима, или, если перевести, «Царь справедливости», которому Авраам отдаёт десятину и от которого получает благословение. В самом тексте книги Бытия о нём сказано немного, но в контексте сегодняшнего праздника важно следующее: Авраам, бывший родоначальником народа Божьего, получает благословение от того, кто называется священником Бога Вышнего, но формально в завете не состоит. Нет формальных причин для того, чтобы Авраам почитал Мелхиседека, но он относится к его священству как к высшему и принимает от него благословение. Более того, Левий, праотец всех израильских священников, также получает благословение, символически находясь в Аврааме как в своём праотце. Обращая внимание на ту древнюю ситуацию, апостол утверждает очевидную вещь: «Меньший благословляется большим». И как священство Мелхиседека было выше священства левитов — священство Христово выше священства иудейского, но не с формальной законной точки зрения, а в силу того, что апостол называет «жизнью нестареющей».
Обращая наше внимание на встречу Авраама и Мелхиседека, Церковь предлагает нам увидеть в ней не только прообраз отношений храмового священства со священством Спасителя. Очевидно, что она может стать прообразом встречи Богомладенца и праведного Симеона, а в более широком смысле встречи всякого человека и Бога.
Почтенный старец Симеон, всеми почитаемый и уважаемый праведник, принимает на свои руки Младенца, и ему открывается, что перед ним Спаситель мира. Сколько смирения и доверия должно быть в человеке перед Богом и Его промыслом, чтобы при всём своём статусе с этим согласиться, принять это внутренне. Авраам назван другом Божиим, но смиряется перед Мелхиседеком. Симеон, убелённый сединами, смиряется перед Младенцем. Современные люди очень самоуверенны. Нам всё время кажется, что мы на пороге открытия, которое коренным образом изменит нашу жизнь, сделает нас счастливее и лучше. Однако на самом деле — это открытие давно совершили люди, о которых говорит нам Библия. Оно заключается в том, что душа наша не может успокоиться без Бога, без встречи с Ним, которая невозможна без смирения.
29 августа. О Святом Убрусе

Сегодня 29 августа. Церковь празднует Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа.
Об истории события — протоиерей Владимир Быстрый.
Сегодня мы обратимся к событию, которое является ярчайшей страницей христианской истории и глубокой духовной вехой — перенесению Нерукотворного образа Спасителя из Едессы в Константинополь. Это произошло в 944 году.
Почему это так важно? Во-первых, сам Святой Убрус — это уникальная святыня. Это не икона, написанная рукой человека, а чудесное отображение Лика Христа на плате. Это зримое свидетельство Боговоплощения, икона икон, основа иконопочитания.
Во-вторых, исторический контекст: к Х веку Едесса, хранившая образ веками, оказалась под угрозой. Византийские императоры, видя в Убрусе символ божественного покровительства, предприняли сложнейшую дипломатическую миссию. Благодаря выкупу и переговорам с эмиром святыня была торжественно, как сам Небесный Царь, встречена в Константинополе.
И в-третьих, этот праздник имеет двойное измерение. Церковь видит в нём торжество веры в реальность Христова Лика и Божий промысел. На Руси же он органично слился с народной традицией Хлебного Спаса, благодарения за урожай, где земной хлеб освящается как дар от истинного Хлеба Жизни.
Этот праздник напоминает нам о реальности Христа, призывает нести Его образ в своих сердцах, быть благодарными за дары от величайших святынь до насущного хлеба. И в современном мире искажённых образов — утверждать непреходящую ценность истинного образа Спасителя.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 августа. О Живописце Александре Бейдемане

Сегодня 29 августа. В этот день в 1826 году родился русский живописец Александр Бейдеман.
О его трудах и их значении для современных художников — протоиерей Артемий Владимиров.
Русский живописец, график, мемуарист, оставивший после себя огромное наследие, в том числе и мозаичное. Трудившийся в храмах Левадии, делавший эскизы для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, человек, неутомимо работавший над совершенствованием своей собственной кисти живописной, оставивший после себя десятки сюжетов античного и библейского содержания.
Александр Бейдеман много трудился для православных храмов, выстроенных в странах Европы, и до последнего издыхания он работал, устали не зная и не желая почивать на лаврах.
Сегодня особенно значима классическая школа, и современному талантливому молодому человеку нелегко усвоить наследие классической художественной школы, именно потому, что, как ни парадоксально вам может это показаться, в Америке и Европе сегодня юношей и девушек, одарённых художественным талантом, учат компьютерной графике, концептуальному искусству, примитивизму и прочим постмодернистским тенденциям.
Александр Бейдеман виртуозно владел мазком. Его кисть запечатлевала величественные картины античной и библейской истории — это высокое классическое искусство, которого сегодня практически не найти у молодых художников, если они игнорируют ту школу трудоёмкую, которая всегда лежала в основании школьных и академических занятий в России.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 августа. О мученике Диомиде-враче

Сегодня 29 августа. День памяти Мученика Диомида врача, жившего в третьем веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
«Орудия мучений проложили тебе путь на небо, воин Христов Деомид. Ты победил козни дьявола и со Христом прославился на небесах. Молись о чтущих с верой память твою,» — говорится в тропаре святому мученику Деомиду.
Святой Деомид был родом из Тарса Киликийского, откуда происходил и апостол Павел. На рубеже III и IV веков он занимался врачебной практикой в Византии на европейском берегу Босфора. Деомид был схвачен во время одной из поездок. Причина ареста неизвестна, но, как это часто случалось с христианскими врачами, лечившими пациентов даром и от неизлечимых болезней, он, вероятно, стал жертвой доноса со стороны языческих врачей-конкурентов. Так произошло, например, с другими великими врачами того времени — Космой и Дамианом. Святого обвинили в том, что он проповедовал веру, лечил безвозмездно, а когда медицина была бессильна, призывал над больными имя Христово, и многие исцелялись.
Поскольку на месте служения Деомида спустя всего четверть века царь Константин Великий построил город Константинополь, почитание святого в этой новой столице империи было огромным.
Вместе со святыми Космой и Дамианом, Киром и Иоанном, Пантелеимоном и Ермолаем, Самсоном, Фотием и Никитой святой Деомид призывается православной церковью в таинстве Елеосвящения и молитвах об исцелении болящих.
Все выпуски программы Актуальная тема