
Апостол Павел
Евр., 316 зач., VII, 7-17.
Глава 7.
7 Без всякого же прекословия меньший благословляется большим.
8 И здесь десятины берут человеки смертные, а там — имеющий о себе свидетельство, что он живет.
9 И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину:
10 ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.
11 Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, ибо с ним сопряжен закон народа, то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?
12 Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.
13 Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.
14 Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.
15 И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной,
16 Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.
17 Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение из послания к Евреям, на первый взгляд, выглядит очень запутанным и непростым. Напрямую в нём не говорится о добре и зле, правильном и неправильном поведении, что было бы понятно и интересно всем. Вместо этого апостол обращается к реалиям, осмыслить которые способен только тот, кто хорошо знаком с ветхозаветной историей. И хотя он действительно в первую очередь обращается к людям иудейской культуры, но цель его не только в том, чтобы изменить их мировоззрение. Это чтение не случайно читается в праздник Сретения, ведь оно оказывается важным для каждого из нас.
Одна из центральных тем всего послания — обоснование особенного священнического статуса Иисуса Христа. Для апостола это важно, потому что священник в культуре Израиля — это тот, кто предстоит перед Богом от лица народа, кто приносит жертвы, обеспечивая тем самым поддержание завета. При этом Павел сталкивается с очевидной трудностью, ведь по закону священниками могли быть только потомки Левия, а первосвященниками потомки Аарона, в то время как Христос происходил из колена Иудина. Для того, чтобы эту трудность преодолеть, апостолу мало просто сказать, что Христос является священником просто по факту Своего жертвенного служения и обновления Завета. Мировоззрение людей иудейской культуры было настолько укоренено в Писании, что подобные мысли требовали обоснования через обращение к текстам. Необходимо было привести пример, который придавал бы рассуждениям апостола легитимность, что он и делает, когда обращается к образу Мелхиседека. Это царь Салима, или, если перевести, «Царь справедливости», которому Авраам отдаёт десятину и от которого получает благословение. В самом тексте книги Бытия о нём сказано немного, но в контексте сегодняшнего праздника важно следующее: Авраам, бывший родоначальником народа Божьего, получает благословение от того, кто называется священником Бога Вышнего, но формально в завете не состоит. Нет формальных причин для того, чтобы Авраам почитал Мелхиседека, но он относится к его священству как к высшему и принимает от него благословение. Более того, Левий, праотец всех израильских священников, также получает благословение, символически находясь в Аврааме как в своём праотце. Обращая внимание на ту древнюю ситуацию, апостол утверждает очевидную вещь: «Меньший благословляется большим». И как священство Мелхиседека было выше священства левитов — священство Христово выше священства иудейского, но не с формальной законной точки зрения, а в силу того, что апостол называет «жизнью нестареющей».
Обращая наше внимание на встречу Авраама и Мелхиседека, Церковь предлагает нам увидеть в ней не только прообраз отношений храмового священства со священством Спасителя. Очевидно, что она может стать прообразом встречи Богомладенца и праведного Симеона, а в более широком смысле встречи всякого человека и Бога.
Почтенный старец Симеон, всеми почитаемый и уважаемый праведник, принимает на свои руки Младенца, и ему открывается, что перед ним Спаситель мира. Сколько смирения и доверия должно быть в человеке перед Богом и Его промыслом, чтобы при всём своём статусе с этим согласиться, принять это внутренне. Авраам назван другом Божиим, но смиряется перед Мелхиседеком. Симеон, убелённый сединами, смиряется перед Младенцем. Современные люди очень самоуверенны. Нам всё время кажется, что мы на пороге открытия, которое коренным образом изменит нашу жизнь, сделает нас счастливее и лучше. Однако на самом деле — это открытие давно совершили люди, о которых говорит нам Библия. Оно заключается в том, что душа наша не может успокоиться без Бога, без встречи с Ним, которая невозможна без смирения.
Геническ (путешествие по городу)

Фото: PxHere
Геническ расположен на берегу Азовского моря, у основания Арабатской косы, которая дотягивается до Крыма. Эта полоска суши похожа на стрелу. Длина её — более ста километров, а ширина в некоторых местах — менее трехсот метров. Узкая коса и дала название селению — Геническ в переводе с тюркского означает «тонкий». Село было основано в 1784 году по указу Екатерины Второй для добычи соли. Его жителями стали государственные крестьяне, перевезённые из других регионов России. Они не только добывали соль, но и выращивали хлеб, держали скот, ловили рыбу. В годы Крымской войны 1855 года Геническ служил надёжным тылом для русской армии. Он пострадал от обстрелов, но быстро восстановился. В 1904 году здесь построили величественный собор Рождества Богородицы. Он стал символом Геническа, который к тому времени получил статус города. После революции 1917 года храм закрыли. Он долгое время бездействовал, но был возрождён в 1989-ом. И по сей день остается духовным центром Геническа!
Радио ВЕРА в Геническе можно слушать на частоте 103,1 FM
Псалом 18. Богослужебные чтения

Быть может, вы слышали мысль Гильберта Честертона о том, что самый несчастный человек — это атеист: ведь когда он смотрит на великолепие заката, ему некому сказать «спасибо!». 18-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, — и есть одно развёрнутое «спасибо» Богу за восхитительную красоту творения. Давайте послушаем!
Псалом 18.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передаёт речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
7 от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
11 они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще мёда и капель сота;
12 и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
Прозвучавший сейчас псалом очень интересно скомпанован: сначала идёт восхваление Бога через красоту видимого творения, потом резкая смена регистра — и речь уже о красоте Закона, данного Богом человеку, затем ещё одна смена — и уже перед нами — песня о глубине человеческого сердца. И эта композиция — не случайна: псалмопевец словно бы поднимает нас всё выше и выше — переводя при этом наше внимание от внешнего, очевидного, к внутреннему, сокровенному.
Очень интересно и то, как псалмопевец обращает внимание на солнечное светило: оно, словно восторженный жених, каждое утро выходит из своего брачного чертога — и каждый день — не так же, как вчера, а словно бы заново. Честертон в одной из глав своего произведения «Ортодоксия» предлагает такое размышление — которым было бы грех не поделиться: «Солнце встаёт каждое утро. Я не встаю каждое утро; но перемена происходит не из‑за моей активности, а скорее — из‑за моего бездействия. ... Дети ритмично топочут ногами от избытка, а не от недостатка жизни. Потому что они изобилуют жизнью, потому что в них дух яростен и свободен, они хотят повторений — неизменных повторений. Они всегда говорят: „Ещё!“. И взрослый делает это снова, пока почти не сломается. Ведь взрослые недостаточно сильны, чтобы ликовать в однообразии. Но быть может, Бог достаточно силён, чтобы ликовать в однообразии. Возможно, Бог говорит каждое утро: „Ещё!“ солнцу, и каждый вечер: „Ещё!“ луне. Возможно, не сухая необходимость делает все ромашки одинаковыми; возможно, Бог создаёт каждую по отдельности, и никогда не устаёт это делать. Возможно, у Него вечно жажда младенчества; ибо мы согрешили и состарились, а наш Отец моложе нас. Повторение в природе — это не просто повтор, это театральный бис».
Именно такого — словами Честертона — «младенческого ликования» даже в самом, казалось бы, привычном однообразии мне и хотелось бы пожелать всем нам — а настроить нас на такой лад очень хорошо помогает 18-й псалом!
Псалом 18. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 18. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 18. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной лова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего,
радуется, как исполин, пробежать поприще.
7 От края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны.
11 Они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота.
12 И раб Твой охраняется ими; в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня;
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!