Евр., 316 зач., VII, 7-17.
Глава 7.
7 Без всякого же прекословия меньший благословляется большим.
8 И здесь десятины берут человеки смертные, а там — имеющий о себе свидетельство, что он живет.
9 И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину:
10 ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.
11 Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, ибо с ним сопряжен закон народа, то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?
12 Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.
13 Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.
14 Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.
15 И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной,
16 Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.
17 Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение из послания к Евреям, на первый взгляд, выглядит очень запутанным и непростым. Напрямую в нём не говорится о добре и зле, правильном и неправильном поведении, что было бы понятно и интересно всем. Вместо этого апостол обращается к реалиям, осмыслить которые способен только тот, кто хорошо знаком с ветхозаветной историей. И хотя он действительно в первую очередь обращается к людям иудейской культуры, но цель его не только в том, чтобы изменить их мировоззрение. Это чтение не случайно читается в праздник Сретения, ведь оно оказывается важным для каждого из нас.
Одна из центральных тем всего послания — обоснование особенного священнического статуса Иисуса Христа. Для апостола это важно, потому что священник в культуре Израиля — это тот, кто предстоит перед Богом от лица народа, кто приносит жертвы, обеспечивая тем самым поддержание завета. При этом Павел сталкивается с очевидной трудностью, ведь по закону священниками могли быть только потомки Левия, а первосвященниками потомки Аарона, в то время как Христос происходил из колена Иудина. Для того, чтобы эту трудность преодолеть, апостолу мало просто сказать, что Христос является священником просто по факту Своего жертвенного служения и обновления Завета. Мировоззрение людей иудейской культуры было настолько укоренено в Писании, что подобные мысли требовали обоснования через обращение к текстам. Необходимо было привести пример, который придавал бы рассуждениям апостола легитимность, что он и делает, когда обращается к образу Мелхиседека. Это царь Салима, или, если перевести, «Царь справедливости», которому Авраам отдаёт десятину и от которого получает благословение. В самом тексте книги Бытия о нём сказано немного, но в контексте сегодняшнего праздника важно следующее: Авраам, бывший родоначальником народа Божьего, получает благословение от того, кто называется священником Бога Вышнего, но формально в завете не состоит. Нет формальных причин для того, чтобы Авраам почитал Мелхиседека, но он относится к его священству как к высшему и принимает от него благословение. Более того, Левий, праотец всех израильских священников, также получает благословение, символически находясь в Аврааме как в своём праотце. Обращая внимание на ту древнюю ситуацию, апостол утверждает очевидную вещь: «Меньший благословляется большим». И как священство Мелхиседека было выше священства левитов — священство Христово выше священства иудейского, но не с формальной законной точки зрения, а в силу того, что апостол называет «жизнью нестареющей».
Обращая наше внимание на встречу Авраама и Мелхиседека, Церковь предлагает нам увидеть в ней не только прообраз отношений храмового священства со священством Спасителя. Очевидно, что она может стать прообразом встречи Богомладенца и праведного Симеона, а в более широком смысле встречи всякого человека и Бога.
Почтенный старец Симеон, всеми почитаемый и уважаемый праведник, принимает на свои руки Младенца, и ему открывается, что перед ним Спаситель мира. Сколько смирения и доверия должно быть в человеке перед Богом и Его промыслом, чтобы при всём своём статусе с этим согласиться, принять это внутренне. Авраам назван другом Божиим, но смиряется перед Мелхиседеком. Симеон, убелённый сединами, смиряется перед Младенцем. Современные люди очень самоуверенны. Нам всё время кажется, что мы на пороге открытия, которое коренным образом изменит нашу жизнь, сделает нас счастливее и лучше. Однако на самом деле — это открытие давно совершили люди, о которых говорит нам Библия. Оно заключается в том, что душа наша не может успокоиться без Бога, без встречи с Ним, которая невозможна без смирения.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.