Мы беседовали с заведующим Библейским кабинетом Московской духовной академии, старшим преподавателем кафедры библеистики Московской духовной академии протоиереем Александром Тимофеевым.
Разговор шел об истории, традициях и значении праздника Богоявления, а также о том, как праздник Крещения Господня связан с личным крещением христианина, и что может способствовать встрече Бога и человека. Отец Александр ответил, почему именно вода — один из главных образов Богоявления; для чего крестился безгрешный Иисус Христос; все ли присутствующие на реке Иордан в момент крещения Господа увидели явление Троицы, и для чего людям явился Бог, если вера основана прежде всего на доверии.
Ведущий: Александр Ананьев
Александр Ананьев:
— Здравствуйте, дорогие друзья. В очередной раз понедельник, вечер. В очередной раз у микрофона профессиональный неофит Александр Ананьев, и в очередной раз пришла пора задавать мне свои вопросы неофита. Здорово, что есть люди, которые соглашаются на все эти бесконечные вопросы дать ответы. Я крестился где-то, получается, уже три с половиной года назад, и задолго до своего крещения я очень хорошо знал выражение крещенские морозы. При этом никак не связывал их с церковным праздником. И лишь сейчас постепенно начинаю понимать, что Крещение это один из главных праздников в Русской Православной Церкви. Крещение или Богоявление. Что связано с водой? Почему вода является одним из главных образов этого праздника? И как праздник Крещения связан с моим персональным личным крещением? А также почему крестился Господь, ведь Он безгрешен, Ему не надо было смывать с себя грехи? Об этом и многом-многом другом мы поговорим сегодня в программе «Вопросы неофита» с руководителем библейского кабинета Московской духовной академии протоиереем Александром Тимофеевым. Здравствуйте, отец Александр. С праздником вас!
Протоиерей Александр Тимофеев:
— Уважаемые слушатели, всех с продолжающимся еще праздником Богоявления. Мы с вами еще находимся в периоде до отдания праздника, поэтому это совершенно уместно.
Александр Ананьев:
— Смотрите, я начал говорить о празднике Крещения, а вы начали говорить о празднике Богоявления. Вот первый вопрос у меня будет связан именно с этим. Богоявление и Крещение. Конечно же, я подготовился к нашей беседе, конечно же, я читал, это не первый год, когда мы говорим о Крещении и Богоявлении.
Протоиерей Александр Тимофеев:
— Да, вы профессиональный неофит.
Александр Ананьев:
— Да. При этом, я скажу вам откровенно без лукавства, как-то особо яснее не стало. В моем понимании это две грани одного праздника. Или же это два разных праздника: Богоявление и Крещение?
Протоиерей Александр Тимофеев:
— Ну, это, скажем так, связано с длительной историей осознания явления Бога во плоти и с литургическими традициями, возникшими очень давно, первоначально-то праздник назывался, собственно говоря, Феофания, то есть Богоявление, эти Эпифания — явление свыше. И в этот праздник отмечалось само событие явления Бога во плоти. Помните, как мы с вами читаем в первой главе Евангелия от Иоанна: «И Слово стало Плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины». Вот собственно само событие пришествия Бога к людям и отмечалось. Слово стало плотью. Разумеется есть разные аспекты у этого события. Знаете, все в четвертом веке стало проясняться, эти разные грани, разные темы этого праздника стали находить свое отражение в разных литургических традициях. Хотя еще вперед, между первым и вторым Вселенскими Соборами святитель Григорий Богослов, размышляя об этом, можно почитать его слова на Богоявление, его слово в русском переводе называется «На святые светы явлений Господних». То есть он не различает Рождество, Крещение или Богоявление, он в целом говорит. Но вообще именно в четвертом веке праздник этот был переосмыслен, и этому очень способствовало создание своей собственной Иерусалимской литургической традиции, связанной со святыми местами. Что такое святые места? Это места Евангельских событий, в первую очередь, во вторую очередь событий, отраженных в Деяниях апостолов. Но в первую очередь связаны с земной жизнью Господа Иисуса Христа. В Иерусалиме и в Палестине в целом возникает традиция вспоминать Крещение Господа на Иордане. Есть такой замечательный текст, рекомендую его всем почитать, он давно уже в русском переводе есть, в интернете опубликован, это паломничество Этерии или Эгерии, как ее еще иногда в некоторых списках называют, или Сильвии Аквитанки. Что такое Аквитания мы знаем, это область во Франции современной. Вот она, будучи представителем западной Церкви, совершила такое длительное паломничество в Иерусалим, по святым местам, была на Иордане. Она описывает какие-то замечательные вещи, связанные с новыми для нее богослужениеми. Она была незадолго до Второго Вселенского Собора, буквально за несколько лет, в этих местах. То есть она нам рассказывает о практике достаточно долго совершавшихся богослужений в 4-м веке, начиная с Константина Великого. Считайте, что за поколение до этого, был обретен Крест, были найдены место Воскресения Господня, Гроб Господень, храм замечательный построен Анастасис, Ротонда Воскресения вокруг, в пещерах которой собственно говоря и произошло событие Воскресения. Мартириум или свидетельство над местом обретения Креста, Голгофа находилась между ними. На Иордане было найдено по описаниям место, в котором Господь принял Крещение от Иоанна, там тоже был построен храм, остатки этого храма сейчас видны. Правда нужно смотреть не со стороны Израиля, если мы со стороны Иордании поедем, потому что граница между Израилем и Иорданией современной прям по реке, со стороны Иордани это место видно. Там была построена церковь с купелью. Почему это место сейчас хорошо видно, потому что Иордан отошел в сторону, он меняет свою траекторию течения, как это естественно для рек, меандрирует называется. И сейчас там излучина отошла и место там собственно освободилось, вот это там раскопаны остатки этого храма, и там совершалось в ночь на праздник Богоявления служба. Паломница нам эта и другие, более поздние, описывают. После совершения вечерни, которая у нас сейчас — служба сочельник, вечерня с литургией, которая сейчас принято служить литургию Василия Великого, народ шел на Иордан во главе с епископом или пресвитером. Совершалось освящение воды и воспоминание не просто Крещения Господня, а что Господь тогда впервые явился перед всеми людьми, перед апостолами, своими будущими учениками, и на него указал Иоанн Предтеча: «Вот агнец Божий, берущий на себя грехи мира». Этот именно аспект событий Богоявления отмечался таким образом. Позже эта замечательная традиция Палестинской и Иерусалимской Церкви распространилась по западу, северу, востоку и югу, и стала везде отмечаться в виде шествий, крестных ходов, освящения воды и так далее. Но складывалась она, еще раз подчеркну , в Палестине. Праздник Богоявления был разделен фактически на два, благодаря еще традиции Римской. Почему? Представляем себе более или менее языческий Рим с праздниками своими языческими. Рим был ярким отражением некоторой имперской идеи, это государственная гражданская религия, в которой сам император был верховным жрецом, понтифексом, пантифекс максимус — верховный жрец. Он носил такой титул, начиная с Октавиана, например. Соответственно, имперский культ имел очень сильный языческий оттенок, сбивал людей с толку. Плюс зимой в эти дни декабря праздновался культ Солнца, сол инвиктус — непобедимого солнца. Мы знаем, с астрономической точки зрения, у нас 21 декабря самый короткий день, ночь самая длинная, как бы переваливаясь через эту дату, солнце побеждает тьму, мороз, стужу. Допустим, в это время стужи там такой нет, как у нас, но тем не менее, оно одолевает. И вот праздновались несколько дней обряд эти праздники непобедимого солнца, которые завершались как раз к 25 декабря жертвоприношениями, ну и прочими разного рода языческими богослужениями. Чтобы отвратить народ от этого, показать, что нет, истинное солнце — это не вот этот раскаленный шар, который над нами, как и все явления природы, он бездушен и не является Богом — было принято в Риме и священниками, и богословами, и епископом Римским в первую очередь, такое предложение. Давайте мы выделим праздник Рождества Христова, точная дата Рождества Христова все равно не известна, но вот поставим его здесь, покажем всем, что Солнце правды сам Господь Иисус Христос. Это, кстати говоря, у нас отражается в тропаре, который мы поем на праздник Рождества Христова: «Тебе кланятися Солнцу Правды». Были научены все и в том числе волхвы, то есть язычники. Так получилось, что праздники Крещения и Рождества выделились из одного праздника Богоявления. Эта традиция уже сформировалась к концу 4-го века, и у нас появился такой замечательный период — Святки, от праздника Рождества до праздника Крещения. В этот период, от Рождества до Крещения, мы в разные дни разные аспекты явления Господа по плоти с вами вспоминаем. Рождество от Девы Марии, произошедшее в Вифлееме — первый праздник. Потом праздник соединенный с памятью Василия Великого в один день со старым Новым годом, на самом деле Новым годом по Юлианскому циклу — праздник обрезания Господня, то есть Господь на восьмой день совершает то, что положено было по плоти всякому младенцу мужского пола в Израиле было. Ну и завершается Крещением Господним, Господь уже во взрослом возрасте, это должно было в тридцать лет произойти, когда мужчина достигал полного совершеннолетия, и с этого возраста разрешалась проповедь, разрешалось учить, то есть обучение закончено, и он сам может стать учителем. В этом возрасте Господь выходит и является народу, как человек и как агнец Божий на Иордане. Ну, собственно говоря, о чем мы с вами говорили. Так что традиция этих праздников очень многогранна. Давайте, сейчас, может быть, поговорим, какие-то аспекты обсудим?
Александр Ананьев:
— Канун отдания Богоявления. На вопросы неофита отвечает руководитель библейского кабинета Московской духовной академии протоиерей Александр Тимофеев. Я, Александр Ананьев. И это тот случай, когда один дурень может задать столько и таких вопросов, что и семь мудрецов не ответят. Я вот о чем вас хотел спросить, отец Александр. Храмы, церкви, соборы в честь Богоявления есть, и их немало, равно как и в честь любого другого праздника. Я не помню ни одного храма или собора, построенного в честь праздника Крещения. Почему?
Протоиерей Александр Тимофеев:
— Собственно говоря, в честь Крещения, ведь Крещение это только один из аспектов Богоявления. В языке есть слово, когда перенос смысла, распространение смысла. Праздник называем Крещением, с одной стороны, распространяя само это событие, с другой стороны, уходя как бы от главного смысла.
Александр Ананьев:
— Я правильно понимаю, что Крещение это скорее народное название праздника Богоявления?
Протоиерей Александр Тимофеев:
— Да. Почему? Потому что акцент сделан только на крещении. Ведь Богоявление само по себе означает явление Всей Святой Троицы. Ведь не только Сын Божий появился перед учениками на Иордане. Помните замечательную картину Иванова «Явление Христа народу»? У нас часто люди, когда вспоминают Крещение: а, явление Христа народу это и есть Богоявление. Люди увидели идущего Христа, и Предтеча указал на Него. Но если мы с вами текст прочитаем праздничный, там же говорится о голосе Отца, который произнес фразу, слышанную апостолами, слышанную Иоанном Предтечей, учениками, теми, кто готов был воспринять, кто покаялся, очистился. «Сын Мой возлюбленный, на Котором Мое благоволение». Мы видим Духа Святого, в виде голубя сходящего на Сына. Все три Лица Святой Троицы явились в тот момент. Человеку приоткрылась тайна Святой Троицы. Само явление Сына это ведь тоже действие Святой Троицы. Потому что Отец благословляет, изволяет, Дух Святой содействует, Дух Святой создал во чреве Девы Марии плоть Христа как нового человека, и плоть и тело и душу имеется в виду в целом. Сам Сын Божий Своей Личностью, Своей Ипостасью воспринял человеческое естество. Всегда надо понимать, когда говорим о событиях спасительных, всегда действуют три Лица Святой Троицы. Вы знаете, есть такое сравнение у священномученика Иринея Лионского, он называет Духа и Сына Двумя Руками Бога-Отца. Не в том смысле, что они имеют подчиненное положение, не надо истолковывать священномученика по савеллиански или ариански, он совершенно не был ни арианином, ни савеллианином, он имел в виду, что отец действует через Сына и Духа одновременно. Это согласное действие всех трех Лиц Святой Троицы мы ясно с вами видим. Поэтому Богоявление это более правильное название, не правильно было бы называть храм только в честь Крещения Господня. Что такое крещение, буквально это баптизо — греческое слово, означает погружение в воду, это только аспект, хотя и очень важный для нас с вами.
Александр Ананьев:
— Очень сложный и очень простой вопрос. А зачем? Зачем Бог явился во всех трех Лицах Святой Троицы? Вера основана на собственно вере, на доверии, на твердой уверенности в том, что невидимое существует, невидимое есть. Я много думал над тем, что Господу ничего не стоит вот здесь и сейчас мне явиться во всех трех Лицах Святой Троицы, но если Он сделает это, Он сделает меня несвободным. Я это своим неофитским умом понимаю. Тем не менее тогда на берегу реки Иордан Он это сделал. Я не совсем понимаю, зачем? Ведь таким образом Он в тот момент, получается, сделал абсолютно убедительным доказательством того, что перед вами Бог, несвободными тех людей, которые находились в тот момент на берегу?
Протоиерей Александр Тимофеев:
— Вы знаете, тут есть два, я бы сказал, очень важных аспекта. Во-первых, очевидно могли видеть Духа Святого в виде голубя и слышать голос Отца далеко не все, кто тут присутствовал в этот момент. Ведь Иоанн Предтеча вышел с проповедью, известной нам: «Покайтесь, приблизилось Царство Небесное». Он проповедовал крещение покаяния, и люди приходили к нему исповедовать свои грехи. Но приходили ведь и из любопытства. В Евангелии мы неоднократно слышим о таких вещах, когда приходили просто послушать, полюбопытничать, а что там за пророк такой великий, что же он говорит? Нередко Предтеча обращал гневные слова, например, к фарисеям, книжникам, которые приходили его послушать, может быть, даже поспорить, но сами не принимали крещение и не каялись в своих грехах, как он назвал — «порождения ехиднины». Видеть и слушать то, что произошло, мог только тот, кто был готов, кто очистил душу покаянием и исповеданием греха, кто входил в воду с сознанием своего греха и своего недостоинства. Вот именно их Господь уже предварительно очистил, они стали способны. Можно вспомнить другие места из Священного Писания, Воскрешение Лазаря, например, там тоже Отец говорит. Все ли слышат слова? Нет, народ слышит гром какой-то, им кажется, что что-то такое важное и страшное происходит, а что они не понимают. Почему? Разве они не слышали, ведь слово Отца ко всем было обращено? Они были не готовы. Они не разбирали. Человек, который не очистил душу покаянием, оказывается, и не способен воспринимать по-настоящему ни слова Божии, ни события, которые перед ним происходят. То есть оказывается глух и слеп. Тут есть очень важный момент. Не были принуждены к видению Бога те, кто Его в тот момент увидел и услышал, а только те, кто были готовы, кто уже хотел этого Богоявления. Это первое. Второе, тоже очень важное. Почему Господь явился в виде Святой Троицы? А потому что человек создан по образу Лиц Святой Троицы. Александр, скажите, пожалуйста, вы вдумывались, интересные ведь слова в книге Бытия. Господь говорит: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». А о чем это? Что есть образ Божий в человеке?
Александр Ананьев:
— Я это всегда понимал так, что... стыдно сказать, но я всегда понимал, что в этом ключе Бог антропоморфен. Если я вот такой, то и Бог, полагаю, такой же как я, и мы с Ним одно целое. Он не какой-то эфимерный, нечто, не понимаемое умом, а Он такой же, как я.
Протоиерей Александр Тимофеев:
— Скажем так, отчасти вы правы. Правы вот в чем, что Бог и человек похожи, скорее не Бог антропоморфен, а скорее, человек, я бы сказал, теоморфен. То есть он Богоподобен. Вот так лучше сказать.
Александр Ананьев:
— И во мне тоже есть три Лица Святой Троицы?
Протоиерей Александр Тимофеев:
— Да, в определенном смысле есть. И я сейчас попытаюсь объяснить, а как же это происходит. Мы очевидно никак не можем уподобиться Богу по Его существу. Господь вечен, бесконечен, абсолютно велик, и человек иносущен по отношению к Богу. То есть мы не можем быть похожи на Бога по Его сущности. Но мы можем и созданы на самом деле такими, чтобы быть похожими на Бога в Его образе бытия. Вот в том, как Бог реализует Свою жизнь, Свою свободу, Свою любовь. Что значит, что Бог есть Святая Троица? Это означает, что сущность бытия Божия это любовь. Отец любит Сына и отдает Ему все, что у Него есть, все совершенство Своего бытия, и поэтому Сын тоже Бог, а не какое-то несовершенное подобие Отца. Когда от Отца исходит Дух Святой, одновременно с рождением Сына, Отец тоже отдает Всего Себя. И Сын и Дух свободно по любви слушаются Отца, Они послушно Ему отдают все, что у Них есть, всех Самих Себя Отцу. То есть мы можем сказать, простыми словами, что сущность и смысл бытия Божия это взаимообщение любви. Любовь в отдаче, любовь в жертве. Как в человеке это может быть реализовано? Недаром древние святые отцы, толкователи такое сравнение приводили. Адам и Ева — первые два человека, составлявшие первую семью, тоже есть свободные личности. Недаром же говорится, что Господь сотворил человека «по образу своему, мужчину и женщину сотворил их». То есть один человек, но в то же время две свободные личности. Адам и Ева должны существовать не сами по себе, не в своем эгоистичном, себялюбивом бытии для себя, а в отдаче. Любовь всегда направлена вовне. Понимаете? Если я люблю какого-то человека, значит, я готов отдать ради него свою жизнь, пожертвовать собой, в общем-то вся жизнь должна превращаться в такую отдачу. Если этой отдачи нет, если нет жертвы, тогда и любви нет никакой. Есть только эгоизм.
Александр Ананьев:
— В бытовой плоскости, в теории отдать жизнь проще, чем вынести мусор без напоминания.
Протоиерей Александр Тимофеев:
— Да, это сложно. На практике действительно сложно, потому что даже, может быть, проще отдать один раз жизнь за других, с гранатой под танк.
Александр Ананьев:
— Чем постоянно мыть посуду.
Протоиерей Александр Тимофеев:
— В каком-то смысле, потому что это именно один момент, когда человек собирает всю свою бытие в какую то точку и готов ее отдать. А в бытовом смысле, когда все это каждый день и одно и то же, хочется что-то потребовать для себя, в конце концов. У меня есть своя личная жизнь, как сейчас люди говорят, у меня свое личное пространство, я имею право на самореализацию и так далее. Очень трудно жить для других. Но научиться жить для других можно, только все равно по образу Божию. Отец, отдавая Себя Сыну и Духу, не перестает быть Самим Собой. Это очень важно Он не становится пустым. Отдача и любовь настоящая не опустошает человека. Это очень важно.
Александр Ананьев:
— Это аксиома. Чем больше ты отдаешь, тем больше у тебя остается. Это действительно так.
Протоиерей Александр Тимофеев:
— С одной стороны, да. С другой стороны, тут мы должны очень аккуратно говорить, когда о Боге говорим. Но самосознание Отца, Его самоощущение не умаляется, наоборот, является во всей полноте именно в отдаче. Ведь Господь, чтобы люди не увлекались неправильным пониманием, подчеркивает в своих словах в Евангелии: не правильно разорять дом свой, устраивать дом ближнего своего. Если человек думает, что главное отдать, он должен еще и сохранять некоторое свое собственное духовное богатство. В том смысле, что он должен заботиться о том, чтобы он не был пустым. Это достаточно сложная вещь, которую мы должны в жизни реализовать. С одной стороны, отдавать все другим, а с другой стороны, заботиться, чтобы наш дух не был пуст, чтобы наша жизнь не была унылой, а была насыщенной, наполненной, может быть, наполненной духовными, интеллектуальными свершениями, трудом создать каким-то еще. Тогда я по-настоящему смогу отдать, когда я сам что-то имею. Тут есть еще важный аспект полноты бытия и отдачи. И именно по образу бытия Святой Троицы человек и устроен. Если мы будем совершать шаги противоположные, жить только для себя, сам человек окажется пуст.
Александр Ананьев:
— Сказать, что я на сто процентов понял все, что вы сейчас сказали, было бы лукавством. потому что нужна целая жизнь, а может быть и больше, чтобы это понять полностью. Сейчас мы прервемся на минуту, у нас полезная информация на «Светлом радио». Через минуту продолжим разговор с протоиереем Александром Тимофеевым. Обязательно поговорим о том, для чего же крестился Сам Господь, будучи безгрешным, и поговорим о крещенской воде. Хотя у меня есть куда как более важные вопросы, чем куда девать прошлогоднюю крещенскую воду. Не переключайтесь, мы скоро вернемся.
Александр Ананьев:
— «Вопросы неофита» на «Светлом радио». Сегодня мы беседуем накануне отдания Богоявления с руководителем библейского кабинета Московской духовной академии протоиереем Александром Тимофеевым. У меня действительно, отец Александр, подготовлены немало вопросов. Вот в частности вопрос от моей жены. У нас на донышке осталась крещенская вода с прошлого года, вопрос: куда ее девать? Но я хочу задать вопрос, который у меня не был предусмотрен, он родился в процессе вашего рассказа о том, что не все на берегу Иордана слышали голос Бога, видели свет, и даже голубя видели не все, потому что не были готовы. Видели лишь те, кто очистился, кто внутренне был готов. Я вдруг подумал, что Богоявление — и хочу, чтобы вы меня поправили, если я не прав или подтвердили мою гипотезу — Богоявление случилось не один раз за всю историю человечества. И уж тем более не каждый год в один и тот же день. Богоявление случается 365 дней в году, 24 часа в сутки, каждое мгновение. И весь вопрос лишь в том: ты готов или нет? Ты очистился достаточно, чтобы безо всяких сомнений увидеть Святую Троицу? Так это или нет?
Протоиерей Александр Тимофеев:
— Вы правы, действительно, это так. Можно сказать, что Господь всегда является, и более того, мы даже можем обобщить до такой мысли и она будет правильной: Господь для того мир сотворил, чтобы миру и человеку явиться. И человека для того сотворил, чтобы человек все время жил в этом процессе Богоявления, бесконечном, непрестанном, наполняясь Божественной жизнью. То есть проблема в нас, в том, что мы не готовы, не хотим и отворачиваемся от Бога. Но собственно говоря, как Адам это сделал когда-то с Евой. Можно сказать даже так, в момент грехопадения Адама с Евой произошло прекращение Богоявления. Если мы посмотрим на 3-ю главу книги Бытия, где это описано, очень интересный момент. Когда Ева разговаривает со змеем, а потом с Адамом, такое ощущение, что Бога там нет в этот момент. Есть змей, есть Ева и есть Адам. А где Бог-то? Ведь Господь-то везде. Может ли быть в раю место, в котором Его нет или которого Он не видит? Вообще, не может быть. Но субъективно в данный момент Бога нет, они Его не видят, не слышать, не хотят слышать, потом прячутся от Бога. Понимаете, что это тоже совершенно безумный момент. Почему? Потому что от Бога спрятаться невозможно. Тем не менее Адам и Ева испугались. Господь спрашивает дальше Адама, все же Он является, прорывается через это нехотение Адама, обращаясь к нему, говорит: «Адам, где ты? — Голос Твой услышал и убоялся». И вот в грехе, в самом грехопадении человека есть такой странный аспект — человек начинает бояться Бога не тем страхом. Ему страшно, что вдруг Господь что-то такое увидит во мне неприглядное, что я хотел бы оставить для себя, скрыть в какой-то тени, глубине своей души и с этим жить. И в дальнейшем, собственно говоря, это и происходит. Вся жизнь человека такая попытка спрятаться от Бога, куда-то убежать и где-то там, в какой-то тени, в темноте жить какой-то своей собственной жизнью. Собственно сам факт того, что Господь находит уникальный способ, все равно находит способ ворваться в эту человеческую тьму, прийти к человеку, обратиться к нему, это и есть момент Богоявления, который мы с вами сегодня обсуждаем.
Александр Ананьев:
— Мне немножко не по себе. Хорошо, не немножко, мне очень конкретно не по себе от мысли, что на берегу Иордана я не увидел бы Бога. Я не увидел бы Святую Троицу. И с большой долей вероятности так бы и было. Потому что сейчас, вот здесь и сейчас, я нахожусь, как я сейчас понимаю, я впервые в жизни об этом задумался, в том состоянии, в котором я не способен Его увидеть. В силах ли человека достичь такого состояния осознанно? Вот так решить и дойти до такого состояния, или же это не в моих силах?
Протоиерей Александр Тимофеев:
— Вы знаете, надо прямо сказать, что это не в силах человека. Не может человек дойти до состояния просветления. В этом, например, принципиальная разница между христианством и какими-то там восточными аскетическими практиками, которые предлагают человеку путь к просветлению, гармонии, тоже к видению какого-то света, якобы. Человек, усовершенствуясь, постепенно может стать таким вот просветленным, достигнуть какого-нибудь состояния самадхи или еще чего-нибудь. С точки зрения христианской, невозможно это сделать. Не может человек сам по себе. Что человек может? Он может осознать, первое, что он во тьме, во-вторых, что он не может из этой тьмы сам выйти своими силами. И следующее, что он должен понять, почувствовать — нужду в Спасителе, во Христе. Он должен понять, что без Христа ему никто не может помочь, и сам он себе не может помочь. И это чувство нужды во Христе и в Боге является самым важным, первичным, из которого, мы можем говорить, что вера начинается. Давайте посмотрим, представим себе, люди, которые приходили к Иоанну Предтече, были ли у них грехи? Ну конечно, какие-то были. В каком они состоянии находились? В состоянии осознания своего греха и своей немощи или, уходя от Иоанна Предтечи, сразу просветлялись или достигали чего-то? Предтеча крестил не таким крещением, как мы с вами таинство крещения принимаем в храме. Он крестил крещением покаяния. Крещение покаяния чем отличается от обычного? Кстати говоря, оно ведь со времен Моисея известно. В законе Моисеевом прописано совершенно определенно: нужно совершать омовение перед тем, как предстать Богу перед общественным Богослужением, перед жертвоприношениями. Дальше еврейские мудрецы со временем это усовершенствовали, высчитано, какое количество до небольших объемов — объем одного яйца это была мера — было подсчитано, сколько нужно этих мер воды взять, чтобы очищение или крещение состоялось и было каким-то уже действенным. Немножко воды не хватило, все, ты нечист. Это же было внешнее омовение. То, что должно было быть только символом в Ветхом Завете, указывающим на будущее очищение, для многих иудеев стало самодостаточным, омылся в воде и все. А Иоанн Предтеча пытался совершено другое направление мысли дать иудеям, он крестил крещением покаяния, люди заходили в воду и исповедовали свои грехи. То есть крещение Предтечи, можно сказать, было не основанием для таинства крещения, основанием для таинства крещения стало крещение Господа Иисуса Христа, Его вхождение в воду. А крещение Предтечи это было крещение очищения. То есть что напоминает? Это таинство исповеди. Опускался человек в воду и исповедовал грехи свои, свою немощь, я грешен, я этим плох, этим плох, это я не могу сделать. Человек должен был в этот момент осознать, что без Бога он никогда и не сможет это сделать. Само по себе ни очищение водой, ни духовные практики не могут человека к Богу возвысить. А человек должен возвыситься к Богу, благодаря встрече с Богом Самим. Приходили, видимо, и раз, и два к Иоанну Предтече, пытались начать новую жизнь, но тогда это все обрело смысл, когда, наконец, Господь явился. И вот здесь в этот момент вдруг у человека глаза открываются. Я не могу сам, Господи, помоги мне, Господи, приди, просвети мою тьму. Вот Господь является, наконец-то, то есть в этой тьме воссиял Свет. Вот тут-то и открывается выход на самом деле. Мы не можем, мы не достойны, это вы правильно говорите, ни в какой момент нашей жизни мы не достойны. Как бы мы ни готовились, мы не достойны видеть Бога. Но мы должны осознать то, что мы не достойны, не способны, смириться с этим, с одной стороны, что наше состояние такое совершенно небогоподобное, а с другой стороны, пожелать другого, пожелать не просто состояния, а Самого Бога пожелать.
Александр Ананьев:
— Мне важно понять природу этого. Отец Александр, простой вопрос, вот эта неспособность относительна или абсолютна. Уточню. Мне всегда казалось, что есть я, простой грешный парень. А есть святые, они на много-много ступенек выше, чем я, и они, если не абсолютно, то относительно меня, могут увидеть, упрощенно говоря, три Лица Святой Троицы яснее и точней и убедительней, чем я. Или же я в принципе не способен — точка. И с этим надо смириться. Или же я могу все-таки подняться на несколько ступенек вверх, чтобы чуть лучше увидеть. Это знаете, как в театральном зале, сесть поближе, чтобы рассмотреть выражение лиц актеров получше.
Протоиерей Александр Тимофеев:
— Понимаете, в чем дело. Если абсолютно говорить о человеке, мы не способны абсолютно, в каком смысле? Человек иноприроден в отношении к Богу. Никогда не нужно этого забывать. Общаясь с Богом, мы не можем с ним слиться по природе. Но Божественный Свет и Божественная Энергия — это то, что Господь нам дарует. Это Его способ бытия — в виде света, в виде действия, есть слово благодати, это то же самое. У святых отцов есть правильное объяснение, что человек, общаясь с Богом, сам пропитывается Божественным Светом. Чем ближе мы к Богу становимся, тем мы становимся светлее, но не своим светом, а Божественным светом, то есть это дар. Слово благодать означает дар, собственно говоря. Что касается святых. Они не просто так уподобились Богу, а благодаря каким-то своим действиям, образу мыслей, поступкам. Они не просто стремились возвыситься над всеми как-то. Тут даже наоборот. Господь говорит, кто хочет быть выше всех, пусть будет всем слугой. То есть они в первую очередь чем уподоблялись Богу? Любовью и смирением. Поэтому эти ступеньки, на самом деле складываются из ежедневного труда: самоограничение, самоосознание себя, как своего места в жизни, борьбы с собой, со своими собственными грехами, страстями. Как вы говорите, маленькое преодоление себя, даже в семейной жизни, человек преодолел себя, не прогневался, простил, помог, взял на себячто-то, кого-то оправдал, вместо того, чтобы осудить, прикрыл собой, например, вместо того, чтобы подставить — из этих совершенно конкретных поступков складывается Богоподобие. Что Бог — Он такой.
Александр Ананьев:
— Но это же их осознанное решение подняться по этим ступеням?
Протоиерей Александр Тимофеев:
— Конечно, да. Они из простых вещей состоят эти ступеньки. Как наша жизнь с вами. Бог не лукав, Он прост. Невозможно представить Бога коварным, или задумывающим что-то против других людей, ленивым.
Александр Ананьев:
— Коварным нет. Но изобретательным, мудрым и творческим.
Протоиерей Александр Тимофеев:
— Мудрым. Слушая слово — наверное, это мудрость.
Александр Ананьев:
— Судя по тому, какими путями Он меня ведет, я каждый раз изумляюсь, насколько это, я бы даже сказал, остроумно. Мне все время кажется, что Бог не лишен какой-то иронии. И вся штука в том, чтобы мне рассмотреть эту иронию, улыбнуться и сказать, слава Тебе, Господи. Спасибо, что...
Протоиерей Александр Тимофеев:
— Конечно. Но я думаю, что лучше всего, все-таки представлять себя, в каком-то смысле именно как ребенка. Как трехлетнего, двухлетнего родители водят потихонечку, у него тоже есть своя мудрость, у двухлетнего-трехлетнего, он глупости может делать, может упасть испачкаться где-то, в грязи вываляться. Что же родители сразу, нормальные родители, самые обычные родители даже с улыбкой вымоют моську, вывалявшуюся в грязи, сломанные игрушки починят, может новые купят. Сделают все, чтобы...
Александр Ананьев:
— Нормальные родители скажут: так, ты уже большой, вставай, сам отряхивайся, пошли дальше.
Протоиерей Александр Тимофеев:
— Тоже вариант. Почему? Потому что сам — это очень важно, это та самая свобода, о которой мы с вами говорили. Невозможно, не должны родители жить за ребенка его жизнь, он должен сам научиться. Вот этот момент Господь нам предлагает всегда. Мы должны сами себе иногда шишки набить. Сами иногда через последствия наших поступков, из самой жизни нашей извлечь уроки, ну научиться чему-то. Кстати говоря, к вопросу, Господь наказывает нас или не наказывает? Я вообще бы избегал этого выражения, неправильно это, Божие наказание. Господь не наказывает нас, Он нам предлагает «насладиться» в кавычках последствиями наших греховных поступков. Ты сделал плохо, он дает эту возможность, свободу дает, не пресекает наш грех, но посмотри, что из этого последует, из твоего же греха проистекают для тебя же плохие последствия. И они же есть горькое лекарство этого греха. То есть он должен понять, не делай так, будет с тобой то-то и то-то, плохо будет. Господь очень милосерд, понимаете? Если бы мы с вами единократно каждый раз умирали, сделав грех, в принципе одного греха достаточно для смерти, чтобы от Бога отступить, мы бы никогда не смогли этот грех преодолеть, возродиться. У нас как будто бесконечно день сурка. Каждый раз одно и то же, но ведь милосердие Божие так проявляется.
Александр Ананьев:
— Для меня образ это гангрена на мизинце. И мы злимся на Бога, когда Он нам этот мизинец отрезает, когда есть в том необходимость. А ежели Он этого не сделает, так и мы обречены. И это надо принимать с благодарностью. «Вопросы неофита» на «Светлом радио». Руководитель библейского кабинета Московской духовной академии в эфире радио «Вера», протоиерей Александр Тимофеев отвечает на мои вопросы неофита. Я Александр Ананьев. Мы переходим к вопросу о формальной стороне Богоявления, как я его называю, формальную сторону в смысле. Я перед нашим разговором пытался придумать пример, который бы иллюстрировал мое непонимание происходящего. И вот какой пример мне пришел в голову. Если представить себе человека, допустим какого-нибудь Михаэля Шумахера, который водит автомобиль лучше всех во всем мире на всей планете Земля. И ему надо получить права в Саратове, ну нет у него российских прав. Он все равно должен пойти в автошколу, потому что такой закон, он все равно должен отсидеть минимум положенных занятий, потому что об этом говорит закон, он должен пойти в ГИБДД и сдать все экзамены и теорию и практику, потому что таков закон. Никто ему не даст права, просто потому что он Михаэль Шумахер, ибо есть закон. Когда я представляю себе Иисуса Христа, спускающегося по берегу к воде Иордана для крещения, я думаю, что Он при всей своей безгрешности следует этой формальности потому, что таков закон. Или природа Его решения иная, и Он делает это с другой целью?
Протоиерей Александр Тимофеев:
— Видите, закон Моисеев подразумевал следующее. Крещение или омовение нужно было совершить перед богослужением общественным, перед принесением жертвы, перед каким-то таким действием. Мы ж не видим, что там, собственно говоря, с этим связано. Здесь закон в другом смысле, это не формальное исполнение закона Моисеева. «Нам надлежит исполнить всякую правду» — речь идет о законе в широком смысле, не о формальностях. а в том смысле, что закон Моисея с этими омовениями, с жертвоприношениями, с сложным регламентированным храмовым богослужением приобретет смысл только тогда, когда Христос станет истинным агнцем, понимаете? Жертвоприношения агнцев бесконечное, которое было от Ветхого Завета к Новому Завету не спасало от греха, только указывало на будущую жертву Агнца Божия. Агнца с большой буквы, в собственном смысле. То, что Господь пришел на землю, отдавая свою жизнь... Можно сказать, что вся Его жизнь была бесконечным самопожертвованием от Рождества до Распятия, это все жертва. Недаром есть такая икона даже, когда младенец Христос изображается в яслях в виде жертвенника, из камней сложенного. Мне очень нравится эта икона. Я впервые в проповеди митрополита Антония Сурожского слышал, что она есть, а потом нашел. Это указание на жертвенный путь Иисуса Христа и есть исполнение всякой правды, всякого закона, то есть закон приобретает смысл. То, что Господь какие-то формальности исполнял, мы видим, даже не в этом месте Священного Писания. Да, Он приходил в храм, подавал, допустим, положенный налог на храм. Хотя говорит апостолам, которые уже верили в него, поняли, что Он есть Сын Божий, надлежит Ему подавать или нет. Но поскольку нужно исполнить закон, да, подам. Формальную сторону обряда закона Моисеева Господь, конечно, исполнял. Но ведь каждое действие Спасителя, даже исполнение закона, не потому важно, что Господь такой сам по себе законник, а потому что Он показывает, во-первых, с одной стороны, что Он в полноте человек, Он действительно сын человеческий, сын народа Израилева. Здесь очень серьезный педагогический момент. С другой стороны, Он показывает некоторый образ действия для каждого из нас в дальнейшем. Например, когда Господь молится, почему он отходит от апостолов в сторонку и молится. Святые отцы объясняют, что Он же всегда молился, в том смысле, что всегда общался с Отцом, не переставал. Почему Он молится? Это педагогический момент. Показывает апостолам, что человеку обязательно нужно находить время уединения для общения с Богом. И здесь тоже педагогический момент. Крещение необходимо для всех, для того, чтобы стать членом Новозаветной Церкви, человеку нужно принять крещение, как бы он духовен ни был, какими бы он действительно выдающимися способностями ни обладал. Почему? Потому что оно возводит человека к Богу. Хотя мы знаем исключения некоторые, крещение, например, кровью, мучеников. Были события исключительные... Крещение кровью, когда человек исповедовал свою веру во Христа, не будучи крещенным, и был тут же казнен, замучен или убит и так далее. Вот это в Церкви крещением кровью называлось. Иоанн Златоуст очень хорошо объясняет, он говорит так: «Не нуждается в символе, в смерти воскресения тот, кто умер за Христа». Этим Иоанн Златоуст подчеркивает, что крещение есть момент жертвы всегда. Мы крестимся, над нами совершает крещение в храме священник, он совершает символ в смерть и воскресение в жизнь вечную. Это очень важно. И Господь, когда входит в воды Иордана указывает на то, что ему предстоит погружение в смерть. Вспомните такой момент, перед своими страданиями непосредственно, когда апостолы стали спорить, кто старший, кто хочет одесную, кто ошуюю сесть, Господь спрашивает их: а вы можете креститься крещением, которым Я крещусь и пить чашу, которую я буду пить. О каком крещении речь идет? С одной стороны, это погружение в страдания, с другой стороны крещение кровью. Здесь говорится о жертве, которую Господь еще принесет. Поэтому каждый раз, когда мы с вами вспоминаем о крещении, это ведь не просто погружение в воду. У него есть очень глубокий смысл. Апостол Петр в своем Первом соборном послании говорит, кстати, так: «Крещение это не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, Который вошед на Небо пребывает одесную». Соответственно. как это понять, спасает воскресением Иисуса Христа, видите? То есть не само по себе.
Александр Ананьев:
— Отец Александр, у меня еще очень много к вам вопросов, а времени осталось полторы минуты. Поэтому я на эти полторы минуты хочу задать вам вопрос, что называется, от нашей семьи. У нас на кухни в специальном месте, осталось на донышке в пятилитровой канистре крещенской воды с прошлого, даже с позапрошлого года. В прошлом году я не стал с ней ничего делать. А в этом году хочется набрать в эту же канистру, что называется, свежей воды. Абсолютно бытовой вопрос, народный, семейный, простой. Что делать с этой водой, как правильно поступить, чтобы совесть была чиста?
Протоиерей Александр Тимофеев:
— Давайте подумаем, ответим на бытовой вопрос с богословской точки зрения. В день Крещения, в воспоминание Крещения Господня, вспоминается ведь не просто событие само по себе, но и то, что Господь освятил все воды, все естество, всю природу. И каждый раз, год прошел, мы возвращаемся снова к этому. Поэтому остатки воды, я думаю, нужно просто, как мы выливаем допустим в цветы или под какие-нибудь растения. Мы возвращаем естество водное к своему источнику, чтобы прошло снова оборот и снова мы в день воспоминания Богоявления и Крещения Господня заново его освятили. Так что смело вылейте куда-нибудь, пусть вода совершит свой естественный кругооборот, и снова потом будет освящена призыванием Духа Святого.
Александр Ананьев:
— Так и поступим. Спасибо вам большое за этот разговор. У меня еще очень много вопросов. Надеюсь, что мы скоро вернемся к разговору, и получим все ответы на вопросы неофита. Руководитель библейского кабинета Московской духовной академии протоиерей Александр Тимофеев сегодня был в гостях на радио «Вера». Спасибо вам, отец Александр. И с праздником вас.
Протоиерей Александр Тимофеев:
— Спасибо и вам. Благодарю вас и всех слушателей за внимание и терпение. С Богом.
Александр Ананьев:
— Слушайте программу «Вопросы неофита» и в эфире и на сайте radiovera.ru. Я прощаюсь до следующего понедельника. До новых встреч. Пока.
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM