
Апостол Павел
Евр., 329 зач., XI, 17-23, 27-31.
Глава 11.
17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.
19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
20 Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.
21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.
22 Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.
23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.
27 Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.
28 Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.
29 Верою перешли они Чермное море, как по суше,- на что покусившись, Египтяне потонули.
30 Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.
31 Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Тема веры — одна из центральных в послании апостола Павла к евреям. Само понятие веры очень многогранно. Сегодня мы нередко под верой понимаем ситуацию, когда человек признает существование того или иного явления. Так, например, все мы верим, что существует мир атомов и кварков, хотя большинство из нас никогда его не видело. Мы просто доверяем авторитетам. Или, например, мы верим в то, что между событиями, которые происходят в нашей жизни, есть определенная связь, несмотря на то, что доказать это логически довольно проблематично. Когда о вере говорится в Священном Писании, речь идет не только об интеллектуальной операции. И сегодня это напрямую следует из тех примеров, которые привел апостол Павел. Для него вера это не просто признание факта существования Бога. Это в первую очередь верность Творцу. Подлинно верующий человека проводит такой образ жизни, как если бы Господь воочию, осязаемо каждое мгновение находился рядом с ним. Именно это непрестанное ощущение присутствия Божия побуждало святых совершать героические поступки, которые сложно понять, исходя только из житейской логики. Пожалуй, самый яркий из них — история Авраама, которого не случайно называют отцом верующим.
Авраам не имел детей — его жена, Сара, была бесплодна. Для супругов это было тяжким испытанием: на Древнем Востоке признаком благословения семьи всегда считалось именно чадородие, в то время как отсутствие детей — было признаком греховности и богооставленности. Авраам день и ночь обращается к Богу с просьбой даровать ему наследника. В этих просьбах была сосредоточена вся его надежда. И вот, когда праведнику было около ста лет, а его жене Сарре, на десять лет меньше, Бог чудесным образом дает ему долгожданного ребенка. После рождения любимого сына прошло около 30 лет. И вот однажды Господь обращается к праведнику с призывом принести Исаака в жертву. Можно только представить себе состояние патриарха. Единственный и долгожданный сын должен умереть на жертвеннике. Тем не менее, праведник спешит исполнить волю Божию. Это был обдуманный и взвешенный поступок: к месту жертвоприношения, горе Мориа, Авраам и его сын идут на протяжении трех дней. У Авраама было время поразмыслить, побороть все свои сомнения и полностью довериться Богу. За это Господь не оставляет его. Видя решительность праведника, Он останавливает его руку, уже занесённую для совершения жертвоприношения, и дает ему Свое благословение. От Авраама происходит великий народ, из которого некогда произойдет Спаситель мира, Иисус Христос.
Итак, Авраам не просто уверен, что Бог существует, он готов совершить конкретное действие ради того, чтобы остаться верным Творцу. Да, это сложный, страшный выбор. Казалось бы, это шаг в пустоту. Но лишь благодаря этому шагу патриарх из странствующего восточного кочевника становится отцом всех верующих, великим святым, которого почитают до сих пор в трех мировых религиях.
Именно такую действенную, живую веру призывает нас приобрести апостол Павел сегодня. Конечно, наши поступки могут быть не такими грандиозными, как поступок древнего патриарха. Но даже если это будут посильные жертвы ради Христа и Его Евангелия, этого уже будет вполне достаточно для того, чтобы никто из нас никогда не увидел смерти.
Юлия Вознесенская «Путь Кассандры» — «Пробуждение от грёз»

Фото: Suliman Sallehi / Pexels
Во сне, физическом сне тела, человек проводит треть жизни. А сколько времени уходит на сон души? Не проводим ли мы большую часть жизни, грезя наяву? Таким вопросом задается героиня романа Юлии Вознесенской «Путь Кассандры или приключения с макаронами». Действие романа происходит в недалёком будущем. Лжемессия, то есть, Антихрист, правит миром. Земляне — кроме тех, кто не принял его печати — большую часть времени проводят в так называемой Реальности — в сконструированных компьютерами симуляциях. Юная Кассандра выбрала виртуальный мир рыцарского замка. Однажды она слышит в нём балладу о Спящей Красавице, которая начинается такими словами: «Состарилась, состарилась принцесса».
Удивлённая, Кассандра прислушивается. В балладе рассказывается, как Спящая Красавица, проспав положенные сто лет, проснулась сама, без принца, немощной старухой, которой остаётся только признать: жизнь её прошла во cне.
Для Кассандры наступает прозрение. «А не похожи ли мы все на эту принцессу из баллады?»— говорит она себе и задаётся вопросом, почему ей бывает так тоскливо. Кассандра тоскует, сама того не зная, о подлинной жизни — реальной, живой, осмысленной.
В финале повести мы радуемся за героиню, но ведь грезить наяву можно не только с помощью технологий. «Душа моя, восстань, что спишь?» — слышим мы ежегодно Великим постом, когда в храмах звучит покаянный канон святого Андрея Критского. Но восстаём ли мы? Пробуждаемся ли? Сон души порой бывает трудно распознать. К счастью, Кассандре это удалось.
Все выпуски программы: ПроЧтение
Элизабет Гаскелл «Жёны и дочери» — «О чём не пожалеем накануне смерти»

Фото: freestocks.org / Pexels
В час смерти человек вспоминает прожитую жизнь. Какие в тот час приходят к нам воспоминания? Писательница Элизабет Гаскелл ставит такой вопрос в одном из эпизодов романа «Жёны и дочери».
Отец семнадцатилетней Молли Гибсон женился во второй раз. К мачехе Молли испытывает неприязнь. В первый день после свадьбы, оставшись наедине с отцом, Молли говорит, что не будет называть мачеху мамой. Отец не возражает, но девушка видит, что он огорчён. Проходит несколько минут, и Молли порывисто говорит:
— Папа, я буду звать её мамой!
— Ты не пожалеешь об этом, Молли, — отвечает отец, — когда наступит твой последний час.
Слова мистера Гибсона — универсальное этическое правило. Принимая решения, стоит подумать: будем или не будем мы жалеть о них в последний час? Кто имеет память смертную, не согрешит вовек, сказал Авва Дорофей, духовный писатель шестого века. Правильная память о смерти не имеет ничего общего с унынием. Напротив, она мотивирует жить полной, осмысленной жизнью. И, конечно, принимать верные решения, о которых мы не будем сожалеть.
Мачеха искренне привязывается к Молли. Так героиня понимает, что отец был прав, и она приняла правильное решение, о котором не будет сожалеть.
Все выпуски программы: ПроЧтение
Люси Монтгомери «Энн из Эвонли» — «Грех как беда»

Фото: cottonbro studio / Pexels
Как мы относимся ко греху?
Ответу на этот вопрос посвящён один из эпизодов повести Люси Монтгомери «Энн из Эвонли». Шестилетний Дэйви набедокурил: сказал взрослым, что его сестрёнка Дора потерялась. Марилла, приютившая и Дэйви с сестрой, и шестнадцатилетнюю Энн Ширли, главную героиню повести, отправляет мальчика спать без ужина. Энн пытается поговорить с ним по душам, и выясняет, что Дэйви уже неделю не молится. Намеренно. А всё потому, что мальчик однажды услышал, что, если он не будет молиться, с ним произойдет нечто страшное. «Наверное, какие-нибудь страшные приключения», — подумал Дэйви. И перестал молиться в ожидании этих приключений.
— Но ничего страшного так и не произошло, — разочарованно говорит он.
— Произошло, — отвечает Энн.
— То, что меня уложили без ужина? — удивляется мальчик. — Так это ерунда.
— Нет, Дэйви, кое-что другое. Действительно страшное. То, что ты солгал. То, как бесчестно поступил с нами. Это и есть худшее, что могло с тобой произойти.
Притихший Дэйви задумывается. Энн одержала маленькую победу — она научила мальчика видеть беду не в том наказании, которое следует за грехом, а в самом грехе, в том искажении, которое грех неминуемо вносит в душу. И мелочей здесь не бывает. Игумения Арсения Себрякова, подвижница благочестия девятнадцатого века, писала: «Любой грех оскверняет сердце, расслабляет его, делает порочным, слабым, недеятельным, слепым и глухим».
Энн Ширли сумела объяснить Дэйви, чем опасен грех, и мальчик в конце главы принимает решение: «Не буду я больше грешить, оно того не стоит».
Все выпуски программы: ПроЧтение











