Евр., 329 зач., XI, 17-23, 27-31.
Глава 11.
17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.
19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
20 Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.
21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.
22 Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.
23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.
27 Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.
28 Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.
29 Верою перешли они Чермное море, как по суше,- на что покусившись, Египтяне потонули.
30 Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.
31 Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Тема веры — одна из центральных в послании апостола Павла к евреям. Само понятие веры очень многогранно. Сегодня мы нередко под верой понимаем ситуацию, когда человек признает существование того или иного явления. Так, например, все мы верим, что существует мир атомов и кварков, хотя большинство из нас никогда его не видело. Мы просто доверяем авторитетам. Или, например, мы верим в то, что между событиями, которые происходят в нашей жизни, есть определенная связь, несмотря на то, что доказать это логически довольно проблематично. Когда о вере говорится в Священном Писании, речь идет не только об интеллектуальной операции. И сегодня это напрямую следует из тех примеров, которые привел апостол Павел. Для него вера это не просто признание факта существования Бога. Это в первую очередь верность Творцу. Подлинно верующий человека проводит такой образ жизни, как если бы Господь воочию, осязаемо каждое мгновение находился рядом с ним. Именно это непрестанное ощущение присутствия Божия побуждало святых совершать героические поступки, которые сложно понять, исходя только из житейской логики. Пожалуй, самый яркий из них — история Авраама, которого не случайно называют отцом верующим.
Авраам не имел детей — его жена, Сара, была бесплодна. Для супругов это было тяжким испытанием: на Древнем Востоке признаком благословения семьи всегда считалось именно чадородие, в то время как отсутствие детей — было признаком греховности и богооставленности. Авраам день и ночь обращается к Богу с просьбой даровать ему наследника. В этих просьбах была сосредоточена вся его надежда. И вот, когда праведнику было около ста лет, а его жене Сарре, на десять лет меньше, Бог чудесным образом дает ему долгожданного ребенка. После рождения любимого сына прошло около 30 лет. И вот однажды Господь обращается к праведнику с призывом принести Исаака в жертву. Можно только представить себе состояние патриарха. Единственный и долгожданный сын должен умереть на жертвеннике. Тем не менее, праведник спешит исполнить волю Божию. Это был обдуманный и взвешенный поступок: к месту жертвоприношения, горе Мориа, Авраам и его сын идут на протяжении трех дней. У Авраама было время поразмыслить, побороть все свои сомнения и полностью довериться Богу. За это Господь не оставляет его. Видя решительность праведника, Он останавливает его руку, уже занесённую для совершения жертвоприношения, и дает ему Свое благословение. От Авраама происходит великий народ, из которого некогда произойдет Спаситель мира, Иисус Христос.
Итак, Авраам не просто уверен, что Бог существует, он готов совершить конкретное действие ради того, чтобы остаться верным Творцу. Да, это сложный, страшный выбор. Казалось бы, это шаг в пустоту. Но лишь благодаря этому шагу патриарх из странствующего восточного кочевника становится отцом всех верующих, великим святым, которого почитают до сих пор в трех мировых религиях.
Именно такую действенную, живую веру призывает нас приобрести апостол Павел сегодня. Конечно, наши поступки могут быть не такими грандиозными, как поступок древнего патриарха. Но даже если это будут посильные жертвы ради Христа и Его Евангелия, этого уже будет вполне достаточно для того, чтобы никто из нас никогда не увидел смерти.
23 ноября. Об историческом гербе Москвы
Сегодня 23 ноября. В этот день в 1993 году Москве официально возвращён исторический герб, утверждённый в 1781 году.
О его истории, — протоиерей Василий Гелеван.
23 ноября. О неверном и развращённом человеческом роде
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас?».
О неверном и развращённом человеческом роде, — священник Стефан Чайковский.
23 ноября. О Божьем Суде
В 5-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое».
О Божьем Суде, — священник Алексий Тимаков.