
Апостол Павел
Евр., 329 зач., XI, 17-23, 27-31.
Глава 11.
17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.
19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
20 Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.
21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.
22 Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.
23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.
27 Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.
28 Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.
29 Верою перешли они Чермное море, как по суше,- на что покусившись, Египтяне потонули.
30 Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.
31 Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Тема веры — одна из центральных в послании апостола Павла к евреям. Само понятие веры очень многогранно. Сегодня мы нередко под верой понимаем ситуацию, когда человек признает существование того или иного явления. Так, например, все мы верим, что существует мир атомов и кварков, хотя большинство из нас никогда его не видело. Мы просто доверяем авторитетам. Или, например, мы верим в то, что между событиями, которые происходят в нашей жизни, есть определенная связь, несмотря на то, что доказать это логически довольно проблематично. Когда о вере говорится в Священном Писании, речь идет не только об интеллектуальной операции. И сегодня это напрямую следует из тех примеров, которые привел апостол Павел. Для него вера это не просто признание факта существования Бога. Это в первую очередь верность Творцу. Подлинно верующий человека проводит такой образ жизни, как если бы Господь воочию, осязаемо каждое мгновение находился рядом с ним. Именно это непрестанное ощущение присутствия Божия побуждало святых совершать героические поступки, которые сложно понять, исходя только из житейской логики. Пожалуй, самый яркий из них — история Авраама, которого не случайно называют отцом верующим.
Авраам не имел детей — его жена, Сара, была бесплодна. Для супругов это было тяжким испытанием: на Древнем Востоке признаком благословения семьи всегда считалось именно чадородие, в то время как отсутствие детей — было признаком греховности и богооставленности. Авраам день и ночь обращается к Богу с просьбой даровать ему наследника. В этих просьбах была сосредоточена вся его надежда. И вот, когда праведнику было около ста лет, а его жене Сарре, на десять лет меньше, Бог чудесным образом дает ему долгожданного ребенка. После рождения любимого сына прошло около 30 лет. И вот однажды Господь обращается к праведнику с призывом принести Исаака в жертву. Можно только представить себе состояние патриарха. Единственный и долгожданный сын должен умереть на жертвеннике. Тем не менее, праведник спешит исполнить волю Божию. Это был обдуманный и взвешенный поступок: к месту жертвоприношения, горе Мориа, Авраам и его сын идут на протяжении трех дней. У Авраама было время поразмыслить, побороть все свои сомнения и полностью довериться Богу. За это Господь не оставляет его. Видя решительность праведника, Он останавливает его руку, уже занесённую для совершения жертвоприношения, и дает ему Свое благословение. От Авраама происходит великий народ, из которого некогда произойдет Спаситель мира, Иисус Христос.
Итак, Авраам не просто уверен, что Бог существует, он готов совершить конкретное действие ради того, чтобы остаться верным Творцу. Да, это сложный, страшный выбор. Казалось бы, это шаг в пустоту. Но лишь благодаря этому шагу патриарх из странствующего восточного кочевника становится отцом всех верующих, великим святым, которого почитают до сих пор в трех мировых религиях.
Именно такую действенную, живую веру призывает нас приобрести апостол Павел сегодня. Конечно, наши поступки могут быть не такими грандиозными, как поступок древнего патриарха. Но даже если это будут посильные жертвы ради Христа и Его Евангелия, этого уже будет вполне достаточно для того, чтобы никто из нас никогда не увидел смерти.
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.