
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 96 зач., VIII, 8-14.
Глава 8.
8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;
13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение апостол Павел начинает с радикального заявления: живущие по плоти Богу угодить не могут. Жить по чему-нибудь, значит на это ориентироваться, сделать это основанием для своих действий. Можно жить по заповедям, можно по совести, можно по инстинктам, а можно по плоти. Слово «плоть», хоть и воспринимается многими как устаревшее, часто понимается как синоним тела. В таком случае жить по плоти — значит жить по нуждам и правилам своего тела. Что же после всего этого могут значит для человека слова апостола? «Живущие по нуждам и правилам своего тела Богу угодить не могут». Неужели это значит, что все, кто спит, ест, пьет, дышит, то есть скажем прямо: все вообще, не могут угодить Богу? Если так, в чем вообще смысл любой религиозной жизни? Если никто не может стать угодным Богу.
На самом деле в языке апостола Павла слово «плоть» означает не просто тело, но греховное состояние этого тела, те силы и нужды тела, которые разрослись до неумеренности, вырвавшись из-под контроля духа. В таком состоянии главной целью для человека оказывается реализация собственных желаний. Подобная жизнь бывает губительна даже с точки зрения биологии, потому что человек может причинить вред себе. Животное живет согласно инстинктам и, в том числе инстинкту самосохранения, но человек, подчиняясь плоти, может встать на путь саморазрушения.
Итак, плоть — это не просто тело, но тело в состоянии разнузданном и противоестественном. Такой человек не может угодить Богу по очень простой причине — единственная его цель: угодить себе. Он не просто живет, реализуя естественные потребности, но внутренне духовно, эмоционально и даже физически деградирует. И, конечно, учитывая, что Бог сотворил человека для гармоничного и разумного существования, такое саморазрушение человека не может Господа радовать.
Итак, что же такое богоугодная жизнь? Это жизнь, благодаря которой человек постепенно внутренне организуется, собирается... овладевает собой. Его жизнь становится осознанной, он умеет различать доброе и злое, правильное и неправильное в себе. Человек, который встает на этот путь, поначалу может решить, что способность владеть собой похожа на природную данность, она либо есть, либо нет. Однако на самом деле это не так.
Правда в том, что мы рождаемся в состоянии внутреннего разлада, но с помощью Божьей оказываемся способны его преодолеть. Обращаясь к римским христианам, а через них и к каждому из современных христиан, апостол пишет: но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в Вас! Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его".
Но как же понять, кто имеет Дух Христов?
Очень просто: по плодам.
Но от кого же они зависят? От Духа, Который пребывает в человеке или от самого человека, который ведет такую жизнь, что пребывание Духа в нем становится возможным?
Они взаимны. В Духе живет тот, кто умерщвляет плотские дела. Выбирая в качестве главного ориентира заповеди Божии, он живет как чадо Божье во Христе.
«Музыка и вера». Владимир Соколов, Владислав Судаков, Александр Порожный

Гостями программы «Вечер воскресенья» были участники арт-группы «Ларго» Владимир Соколов, Владислав Судаков, Александр Порожный.
Наши гости рассказали, как музыка и пение помогли им прийти к вере и в Церковь, как духовные песнопения стали важной частью их репертуара и как они ощущают явную поддержку от Бога на их творческом пути.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Почему смерти нет?» Священник Никита Иванов, Алесандр Яценко, Ольга Цой
В этом выпуске священник Никита Иванов, генеральный директор «Похоронного бюро № 1» Александр Яценко и филолог, кандидат искусствоведения Ольга Цой размышляли о том, как принять, что смерти нет, если она всегда рядом.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Псалом 11. Богослужебные чтения

Как уберечь себя от лживых людей и перестать лукавить самому? Ответ на этот вопрос находим в 11-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 11.
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими.
3 Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного.
4 Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый,
5 тех, которые говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»?
6 Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят.
7 Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное.
8 Ты, Господи, сохранишь их, соблюдёшь от рода сего вовек.
9 Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились.
Автор прозвучавшего псалма, царь Давид, изображает весьма трагичную ситуацию. Не осталось на земле ни одного праведного человека. Сердце каждого притворно, уста каждого — уста льстивые, и каждый говорит ложь своему ближнему. Эти строки очень напоминают слова, которые Господь произнёс после великого потопа: «помышление сердца человеческого — зло от юности его». Иначе говоря, перед нами не просто сетования псалмопевца о том, что есть на свете злые люди, которые своим коварным языком, притесняют невинных. Нет. Скорее, он говорит о том духовном недуге, которым поражён всякий из нас.
Все мы в силу того, что рождены в этом мире, от самого своего рождения несём в себе семя греха. В частности, это проявляется в том, что каждый сам себе хозяин и преследует собственные цели. На этом пути обман окружающих и самого себя — главный инструмент. Каждый из нас, по словам псалмопевца, так говорит сам себе: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»? Кто-то лжёт сознательно, пренебрегая всеми культурными нормами. А кто-то пытается сохранить лицо, изображая из себя порядочного человека. Но делает это всякий. Поэтому и говорит Давид в другом своём псалме: «Всяк человек ложь». И в другом месте добавляет: «Не надейтесь ни на князей, ни на сынов человеческих, в них нет спасения».
Кому же можно в конечном счёте доверять? Где правда? Давид даёт ответ на этот вопрос. «Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное». То есть истина только у Бога. И полное доверие может быть только к Нему. Более того, псалмопевец намекает на то, что только те люди, которые поддерживают живую связь с Творцом, получают возможность избавиться от патологической лживости. Господь врачует их сердце, изгоняет из него дух лукавства и всякой неправды. Как говорит сегодня Давид, «истребит Господь все уста льстивые».
Царь Давид имел не только большой житейский опыт, но как Божий пророк был сведущ и в духовной жизни. Он прекрасно знал, как сложно иногда сохранить честность. В его собственной судьбе тоже были случаи, когда он лгал. Чего стоит его увлечение Вирсавией, мужа которой он послал на смерть, чтобы завладеть женщиной. Поэтому Давид знал, что в некоторые минуты правда перед самим собой бывает мучительно убийственна для нашего больного эгоизма, который во что бы то ни стало желает получить своё. Знал, как сладка и упоительна бывает ложь. Знал, как больно бывает не врать в первую очередь самому себе.
Но вместе с этим Давид прекрасно знал и цену такого самообмана. Какие разрушительные последствия он несёт за собой. И ещё он отчетливо видел, что самому человеку не справиться с теми фантазиями, которые наполняют его сердце и удерживают его в этом королевстве кривых зеркал. Нет у нас никаких собственных сил, чтобы выбраться из этого морока. Он слишком глубоко въелся в нашу природу. А потому здесь мало одних теоретических знаний о Боге. Здесь не поможет никакой моральный кодекс, никакая философия. Единственное, что может помочь, — живой Господь. Его Дух, который наполняет сердце и возвращает нам трезвый взгляд на себя, на свои отношения с людьми и на жизнь в целом. А потому и призывает царь и пророк Давид всякого из нас искать Творца. Лишь вместе с Богом можно шагнуть в тот мир, в котором меркнет всякая наша правда, но ярким светом горит Его вечная Истина.