2 Тим., 298 зач., IV, 5-8.
Глава 4.
5 Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.
6 Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало.
7 Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил;
8 а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим заключительные наставления апостола Павла к Тимофею. Он ощущает, что время его смерти близко и поэтому призывает ученика к большей ответственности и самостоятельности. При этом в его словах как будто бы слышится легкая грусть, ведь его земной путь подходит к концу. В то же время в наставлении апостола слышится такая внутренняя сила и уверенность в Боге, что от ощущения грусти не остается и следа.
Как ученику апостола Тимофею следует в первую очередь исполнять свой долг. Язычники самых разных мастей, гностики, иудействующие — все, кто встречался с христианством, стремились приспособить его к себе, к своим мнениям и страстям. Молодому Тимофею, руководившему Ефесской общиной, надо было быть бдительным, ведь каждый приходил в нее со своими духовными проблемами и иногда вместо того, чтобы их решать, начинал распространять их на других. Люди властные вместо того, чтобы учиться служению Христову, начинали отрабатывать свои комплексы на ближних, завышая нравственные требования до того, что они начинали противоречить заповедям Божиим. Другие развивали ложные учения до такой степени, что их взгляды переставали соответствовать библейским. Во всех этих противоречиях и сложных перипетиях Тимофей должен был принимать взвешенные и вдумчивые решения, которые, конечно, были связаны с трудностями. Поэтому апостол Павел и пишет о скорбях, которые предстоит перенести его ученику. Эти скорби, далеко не только внешние, от язычников или иудеев, но скорби внутренние, от внутренних нестроений. То же самое можно сказать о благовестии, которое предписывает совершать апостол. Тимофей должен говорить о Христе со внешними, но в не меньшей степени ему следует напоминать о благой вести самим христианам. Может показаться невероятным, но это действительно так! Христиане очень часто забывают, что их собственная вера связана с радостью и надеждой.
Именно изнутри Евангельского взгляда на мир, апостол Павел пишет о своей смерти как об отшествии к Богу. Смерть ужасает не только современных людей. В не меньшей степени она ужасала современников апостола. Тем более, когда речь шла о казни. Однако, зная о победе Христовой, и воспринимая смерть в ее ключе, апостол воспринимает собственную казнь как жертву, которую он приносит Богу, проявляя верность Ему. В своей совести он слышит добрую весть, его подвиг был подлинно христианским, и Павел прошел его достойно, сохранив веру и удостоившись венца.
И тут мы подходим к самому главному: апостол говорит, что венец праведности Бог приготовил не только ему, но и «всем возлюбившим явление Его». Эта мысль чрезвычайно важна. Мы привыкли думать о конкретных грехах и добродетелях: что-то у нас получается, а с чем-то явные проблемы. На самом же деле все эти частные ситуации оказываются укоренены в главном: в нашем отношении к Богу, к тому, что Он делает на земле. Можно верить в Бога, но воспринимать Его существование как факт, приносящий в жизнь одни проблемы. Надо что-то специфическое делать, с чем-то или кем-то соизмерять свои поступки... В такой ситуации мы можем учитывать существование Бога, но будем ли мы Его любить? Это главный вопрос. Потому что Бог ждет от нас не учета, но именно любви. Поэтому апостол говорит не о тех, кто выполнил все правила, но о тех, кто любит Бога, кто радуется Ему, удивляется и восхищается глубиной Его замысла о мире.
Гатчинский Павловский кафедральный Собор. Святая преподобномученица Мария Гатчинская
Есть среди царских резиденций, расположенных в окрестностях Санкт — Петербурга, особенное место — город Гатчина. Все в нем связано с Государем Павлом I. И императорский Дворец с уникальными коллекциями, и Павловский Собор — единственный в России, посвященный святому первоверховному Апостолу Павлу. Но есть в этом городе святыня, которая собирает в него сотни паломников. Это мощи Святой преподобномученицы Марии Гатчинской. О ее подвиге, о ее сокровенных молитвах, о ее жизни наша программа.
Все выпуски программы Места и люди
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.